Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка

Краткое описание

Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз. право шпоры.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

84.  Право землепользования и землевладения в деятельности хозяйствующих субъектов.

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений. 
Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю. 
Право землевладения и право землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли. В то же время эти формы использования земли имеют общие признаки, позволяющие обеспечивать единство их правового регулирования. К ним относятся:• производный характер права землевладения и землепользования;• ограниченность этих прав по содержанию; 
• устойчивость;• платность;• целевое использование земельных участков. 
Они различаются по целям использования земли, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю. 
Право землевладения и землепользования производны от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду. 
Право землевладения и землепользования по содержанию ограничены, они всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. 
Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договором с собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК).Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника. Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования. Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя: 1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты. 2) обязательственное право – аренда земли. 3) права, имеющие административно-правовую природу - временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия. 

85.  Консалтинговая деятельность субъектов хозяйствования. Понятие, цель, значение.

Консультативное предпринимательство (консалтинг) - предпринимательская деятельность, сущность которой составляет консультирование производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм.   Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности организации в целом и увеличении индивидуальной эффективности труда каждого работника. Консалтинговые организации предоставляют услуги: по исследованию и прогнозированию рынка, цен мировых товарных рынков; по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий; по разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ; анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятий с учетом внутренней и внешней среды. Деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, нововведений. Консалтинговые фирмы могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

86.  Тендерные сделки. Понятие, сфера применения, правовое регулирование.

Тендер – это особый вид торговой операции, который предусматривает заключение контракта после процедуры выбора между несколькими предложениями.

По своей сути тендер – это договор купли-продажи, который предусматривает более сложные условия для участия в нем и организовывается по схеме конкурса – чья цена и условия поставки товаров, выполнения работ или услуг окажется ниже, тот участник будет признан победителем.

Процедура тендера предусматривает две стороны. Первая сторона – это заказчик, который планирует купить товары, работы, услуги путем отбора.

Вторая сторона – это участники, субъекты предпринимательской деятельности разных форм собственности, которые предлагают свои товары, работы, услуги. Для проведения тендера участников должно быть не меньше двух, чтобы была возможность выбора. Для участия в определенном тендере претенденты должны документально подтвердить свое намерение путем подачи заявки на участие в процедуре закупки и подтвердить документально свое соответствие требованиям заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

87.  Коммерческая тайна – как способ прав и интересов субъектов хозяйствования. Защита коммерческой тайны.

Коммерческая тайна – сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Реорганизация юридического лица, а также прекращение деятельности индивидуального предпринимателя не являются основанием для прекращения правовой охраны коммерческой тайны.

При ликвидации юридического лица собственник имущества (учредители, участники, другие уполномоченные в соответствии с законодательными актами лица) вправе решить вопрос о порядке дальнейшего сохранения и использования сведений, составляющих коммерческую тайну, и о последствиях принятия такого решения для лиц, получивших доступ к коммерческой тайне до ликвидации юридического лица.

За действия (бездействие), повлекшие незаконное ознакомление со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или за незаконное использование этих сведений, а также за разглашение коммерческой тайны физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Гражданско-правовая защита коммерческой тайны

Владелец коммерческой тайны вправе использовать в отношении любого лица, чьи действия (бездействие) нарушают его права или создают угрозу нарушения его прав способы защиты, предусмотренные законодательством.

В случае незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или незаконного использования этих сведений,  а также разглашения коммерческой тайны физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны:  прекратить действия, связанные с незаконным ознакомлением со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или с незаконным использованием этих сведений, а также с разглашением коммерческой тайны;

возместить убытки (включая упущенную выгоду), причиненные владельцу коммерческой тайны в результате незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, или незаконного использования этих сведений, а также разглашения коммерческой тайны.

Государственные органы и иные лица, получившие в соответствии с их требованием доступ к коммерческой тайне, несут перед владельцем коммерческой тайны ответственность за ее разглашение, а также за незаконное использование сведений, составляющих коммерческую тайну, лицами, которым они стали известны в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей.

Контрагент, не обеспечивший в соответствии с условиями гражданско-правового договора конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну, обязан возместить владельцу коммерческой тайны убытки (включая упущенную выгоду), если иное не предусмотрено этим договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

88.  Казенные предприятия. Общая характеристика, порядок регистрации.

Казенное предприятие создается по решению Правительства РБ на базе имущества, находящегося в республиканской собственности. Фирменное наименование казенного предприятия должно обязательно содержать указание на то, что оно является казенным. Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РБ. Казенное предприятие является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Казенное предприятие имеет самостоятельный баланс. Казенное предприятие имеет право с согласия Совета Министров РБ создавать в установленном порядке представительства и филиалы, которые не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их казенным предприятием и действуют на основании утвержденных им положений. Казенное предприятие не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.

Казенные предприятия создаются по решению Совета Министров РБ, если иное не определено Президентом РБ. Устав казенного предприятия утверждается Советом Министров РБ. Решение о создании казенных предприятий принимается Советом Министров РБ по предложениям государственных органов, обеспечивающих подготовку такого проекта решения. Казенное предприятие может быть создано в случаях:

когда преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для государственных нужд;

осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам, в целях решения социальных задач;

осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

осуществления деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для казенных предприятий; в иных случаях, установленных законодательством.

Проекты решений о создании казенного предприятия государственные органы согласовывают с Министерством экономики, Государственным комитетом по имуществу и Министерством финансов, другими заинтересованными государственными органами и в установленном порядке вносят в Совет Министров РБ в виде проекта постановления Правительства РБ. К проекту постановления Совета Министров РБ о создании казенного предприятия прилагаются:

обоснование необходимости создания казенного предприятия с указанием потребности государства в его услугах; проект устава казенного предприятия. Указанное предложение в виде проекта постановления Совета Министров РБ согласовывается государственным органом с Министерством экономики, Госкомитетом по имуществу и Министерством финансов, другими заинтересованными государственными органами и в установленном порядке вносится в Совет Министров Республики Беларусь.

 

 

89.  Понятие корнерской деятельности.

Корнерская деятельность - скупка лицом, фирмой, группой лиц акций, биржевых контрактов и реального товара с целью захвата в свои руки контроля над ходом биржевого процесса и взвинчивания цен путем создания искусственного дефицита товаров на рынке и последующей перепродажи. Такие действия биржевыми правилами официально запрещены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

90. Внешнеэкономическая  деятельность субъектов хозяйствования. Понятие, правовое обеспечение.

Понятие внешнеэкономической деятельности в настоящее время наиболее приемлемо к внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Связано это с результатом реформирования внешнеэкономической сферы, в результате которой: роль государства во внешнеэкономической деятельности коренным образом изменилась. Во ВЭД государство выступает в основном регулятором этой деятельности. Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия. Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"