Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:40, контрольная работа
1.1 Эволюция теории ценообразования
1.2 Устойчивость рыночного равновесия. Динамическая модель цены
1.3 Эластичность спроса и факторы, оказывающие влияние на эластичность. Коэффициенты эластичности, классификация товаров
1.4 Категория издержек и их виды
1.5 Факторы затрат и прибыли в ценообразования
1.6 Совершенные и несовершенные рынки: их черты и ценовое поведение предприятий
Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене:
1) наличие товаров-субститутов (товаров-заменителей): чем их больше, тем спрос эластичнее;
2) доля
дохода потребителя, которую
3) длительность
периода времени, в течение
которого продавец изменяет
4) привычность, значимость (степень полезности) товара для потребителя (консерватизм потребителя): чем более привычен и значим товар для потребителя, тем менее эластичен спрос;
5) степень
срочности приобретения товара:
когда товар срочно
6) универсальность использования товара: более универсальные товары в потреблении обладают более эластичным спросом.
Эластичность предложения (Еs) - это мера чувствительности объема предложения к изменениям какой-либо из детерминант. Эластичность предложения по цене (ЕS|Р) показывает, насколько изменится объем предложения на товар при изменении цены на данный товар.
( ЕS /P )= ∆Q%:∆P%.
Эластичность предложения по цене
Точечная
∆Q P
ЕS /
P = ---- • ----- .
ЕD /
I
= ------------------ •
------------- =-------
•--------
∆P
Q
Предложение в зависимости от принимаемых значений может быть:
1) эластичным: если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса ЕS /P > 1;
2) неэластичным: процентное изменение спроса меньше процентного изменения цены 0 < ЕS/ P< 1;
3) совершенно (абсолютно) эластичным: Еs /р +∞ ;
4) совершенно (абсолютно) неэластичным: Еs /р = 0.
Факторы, оказывающие влияние на эластичность предложения по цене:
1)период времени:
чем меньше времени у
2)типы предлагаемых к продаже товаров и услуг;
3)наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей (уровень достигнутого использования ресурсов);
4)возможность длительного хранения продукции и стоимость хранения: чем дольше предприятие может хранить товар, тем менее эластично предложение;
5)ситуация, складывающаяся на данном рынке в данный период времени;
6)степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из одной отрасли в другую;
7)технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка самолета и производство кондитерских изделий, хлебопечение).
Перекрестная эластичность предложения ЕS /AB показывает зависимость процентного изменения объема предложения на товар А (∆Q) от процентного изменения цены на товар В (∆PВ).
( ЕS /AB )= ∆QA%:∆PB%.
Перекрестная эластичность предложения
Точечная
∆QА PВ QA2- QA1 PB1+ PB2
ЕS /
АВ = ---- • ----- .
ЕS /
AB
= ------------------ •
-------------------
∆PВ Q А
Если: ЕS
/ АВ> 0 – товары А и В комплементарны;
ЕS / АВ=0 – нейтральные товары.
Справочно. Взаимодополняющие товары - коэффициент перекрестной эластичности отрицательный. Взаимозаменяющие товары — коэффициент перекрестной эластичности положительный. Независимые товары - коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
По значению коэффициента эластичности спроса по цене товары обычно делят на четыре группы:
1) Товары высокоэластичного спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы. Цена является важным фактором, определяющим объем спроса. Спрос и цена меняются разнонаправлено, причем на каждый процент изменения цены приходится более одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к росту выручки, а повышение цены — к снижению выручки. Высокоэластичный спрос характерен для конкурентного рынка и в несколько меньшей степени для рынка монополистической конкуренции.
2) Товары низкоэластичного спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене меньше единицы. Цена не является основным фактором, определяющим объем спроса. Спрос и цена меняются разнонаправлено, причем на каждый процент изменения цены приходится менее одного процента изменения спроса. В результате снижение цены приводит к снижению выручки, а повышение цены — к повышению выручки. Низкоэластичный спрос характерен для олигополии и монополии. На рынке монополистической конкуренции для поддержания низкой эластичности спроса требуются значительные усилия по защите собственного сегмента рынка (реклама, каналы сбыта и т.п.)
3)Товары с единичной эластичностью спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене равен единице. Спрос и цена меняются разнонаправлено, причем на каждый процент изменения цены приходится один процент изменения спроса. В результате снижение цены и повышение цены не изменяют выручку. Единичная эластичность довольно редко встречается на практике.
4) Товары с положительной эластичностью спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене — положительная величина, следовательно, цена и спрос изменяются однонаправлено. Снижение цены приводит к снижению спроса, а повышение цены к повышению спроса. Такая ситуация не может существовать постоянно относительно какого-либо товара, но может иметь место. Например, незначительное снижение цен на товары престижного спроса (модная одежда, обувь, кожгалантерея) может восприниматься покупателями как ухудшение их качества и привести к снижению спроса.
1.4 Категория издержек и их виды
Издержки на производство и реализацию продукции представляют собой расход всех факторов производства (основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженный в денежной форме. Это важнейший внутрипроизводственный показатель, необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективной предпринимательской политики. Предприниматель производит товары с целью получения прибыли, более того, он пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможности конкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены типом рыночной системы, и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием целого ряда факторов. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение издержек. Отсюда следует и основная цель рыночного анализа затрат — выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы.
В практике ценообразования
на предприятии в условиях рынка
принято различать
Действительно, в основе принятия экономических решений лежит тот фактор, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т. е. жертвует ценностью альтернативных возможностей. С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, — это всегда альтернативные издержки.
Австрийский ученый Фридрих Визер, основоположник теории издержек, учитывающей принцип редкости ресурсов, сформулировал закон издержек так: «Реальная стоимость какой-либо вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи». По мнению Визера, издержки производства есть не что иное, как утраченные (в том числе потенциальные) полезности: «Тот, кто думает о «полезности», забывая об «издержках», просто думает о полезности лишь одного производства, забывая о полезности других». Таким образом, все издержки в экономике связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров, т.е. все издержки являются альтернативными, а поэтому обязательно должны учитываться при принятии решений в бизнесе. Рассматривая альтернативные издержки с позиции предприятия, можно сказать, что они имеют явный (внешний) или неявный (внутренний) характер. Явные — это вмененные издержки, принимающие форму прямых денежных платежей предприятия за приобретенные ресурсы (зарплата рабочих, оплата сырья, топлива, энергии, транспортных услуг и т. п.). В западной практике эти издержки называют внешними. Неявные — это вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы как юридическим лицам. Эти издержки не предусмотрены контрактом, не являются обязательными платежами и остаются недополученными. К ним относятся жалованье владельца фирмы, если он работает наряду с наемными работниками (а мог бы зарабатывать, работая на другом предприятии), и стоимость эксплуатации принадлежащих фирме зданий (при отказе фирмы от возможности сдачи в аренду своих помещений и получения соответствующей платы). Неявные издержки часто носят скрытый характер, однако их всегда необходимо учитывать при принятии экономических решений.
Другое дело — с невозвратными издержками, которые обычно на виду, но их всегда игнорируют, принимая управленческие решения. Невозвратные издержки (иначе их называют утраченная стоимость) — это такие затраты, которые были сделаны в прошлом, они не могут быть изменены никакими настоящими или будущими действиями. Именно в силу своей невозместимости они и не должны влиять на решения фирмы. К этой категории расходов относится, например, покупка специализированного машинного оборудования, сконструированного по заказу предприятия, которое можно использовать исключительно для производства новой продукции. Оно не может быть реконструировано для применения в других целях, его нельзя даже реализовать по стоимости металлолома. Расходы капитала на такое оборудование, следовательно, являются невозвратными издержками, а вмененные издержки на альтернативное применение равны нулю. К невозвратным расходам относятся и затраты на НИОКР, маркетинговые исследования и др. В противоположность невозвратным издержкам при принятии экономических решений предпринимателю следует учитывать предотвратимые, т. е. еще не осуществленные затраты, которые легко и без потерь могут быть предотвращены. Например, рекламная «раскрутка» нового товара в СМИ является предотвратимым расходом капитала.
В условиях рыночной
экономики перед
Постоянные издержки (FC — англ. fixed costs) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. Они представляют собой издержки постоянных факторов производства и остаются неизменными, в то время как объем производства изменяется. Так, если объем увеличивается или уменьшается на 20%, то общие постоянные издержки остаются неизменными. Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортизационные отчисления и т. п.
Переменные издержки (VC — англ. variable costs) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Например, затраты на металл, используемый тру бопрокатным заводом, увеличатся на 5%, если объем производства труб возрастет на 5%. Переменные затраты увеличиваются пропорционально объему производства. Экономическая природа переменных издержек — это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создано данное предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. Однако часть затрат не может быть строго разграничена и безусловно отнесена к постоянным или переменным издержкам. Поэтому в отечественной практике калькуляция затрат больше принято использовать понятие «условно-постоянные» и переменные издержки.
Классификация издержек на постоянные и переменные имеет экономический смысл и широко используется в зарубежной и отечественной практике для решения таких задач управления, как: оценка конкурентоспособности предприятия; регулирование массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при увеличении выручки; расчет окупаемости затрат и определение запаса финансовой прочности предприятия на случай осложнения конъюнктуры или иных затруднений; расчет цены изделия методом маржинальных издержек. Однако определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от возможных объемов производства товара. В этой связи различают валовые, средние и предельные издержки.