Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 05:11, реферат
Задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения юридическими и физическими лицами, перед всеми природопользователями. Однако землевладельцы находятся среди природопользователей на первом месте, поскольку земля является главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей природной среды; кроме того, землепользование служит, к сожалению, главным источником загрязнения среды обитания, а сама земля – главной страдающей от этого обитания стороной.
В тех случаях, когда предприятия проводят работы, связанные с нарушением земель, они обязаны обеспечить снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы, а по окончании работ провести рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия и других полезных свойств земли и обеспечить вовлечение их в хозяйственный оборот.
Предприятия, объединения, организации и граждане, занимающиеся сельским хозяйством, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, которые могут ухудшить состояние закрепленных за ними территорий.
Строительство в сельской местности животноводческих ферм и комплексов, складов минеральных удобрений и средств защиты растений, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в первую очередь должно отвечать общим экологическим требованиям, предъявляемым к размещению, технико-экономическому обоснованию проектов, проектированию и экспертизе проектов, вводу объектов в эксплуатацию и их эксплуатации.
Сельскохозяйственное производство более тесно связано с природной средой, чем промышленность. Места размещения ферм, складов химикатов, перерабатывающих предприятий нужно выбирать особенно тщательно. Их располагают с наветренной стороны или ниже по рельефу по отношению к населенным пунктам, учитывают необходимость охраны ценных сельскохозяйственных угодий, возможность размещения объекта в водоохранной зоне малых рек либо рыбохозяйственных водоемов, расположение объектов на занятых лесом или открытых территориях и т.п. Если эти объекты в процессе эксплуатации могут отрицательно повлиять на состояние земель, то необходимо оценить защитные мероприятия по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которой запрещаются строительство или реконструкция объектов.
В санитарной зоне вокруг рыбохозяйственных водоемов, т.е. не ближе 2 км от их берегов, а также в пределах водоохранных зон малых рек запрещено строительство складов для хранения пестицидов, минеральных удобрений, топливно-смазочных материалов, устройство взлетно-посадочных площадок для авиахимработ, площадок для заправки наземной аппаратуры средствами защиты растений, животноводческих комплексов и ферм, мест захоронения, а также мест складирования навоза.
Не допускается размещение сельскохозяйственных объектов и предприятий перерабатывающей промышленности в первом поясе зон санитарной охраны источников водопользования населения, в первой и второй зонах санитарной охраны округов, на землях заповедников и заповедных зон природных (национальных) парков.
При планировании размещения животноводческих и перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий следует предусматривать создание очистных сооружений, санитарно-защитных зон вокруг них на основе существующих нормативов.
Обязательное требование при организации территории землевладений и землепользовании – приоритетное использование сельскохозяйственных угодий по прямому назначению. Внутрихозяйственные производственные постройки следует возводить главным образом на землях, непригодных для сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных угодьях худшего качества.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при проведении мелиоративных работ и эксплуатации мелиоративных систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления, стремиться предупреждать другие вредные последствия для окружающей природной среды. Правовое регулирование отношений, связанных с мелиорированными (в первую очередь орошаемыми) землями, основывается на нормах Земельного и Водного кодексов, а строительство и эксплуатация водохозяйственных сооружений регулируются нормами гражданского законодательства. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи обязаны осуществлять защиту земель от подтопления, заболачивания, вторичного засоления. В земельном законодательстве закреплено также требование, в соответствии с которым осуществление программ по мелиорации земель запрещено без предварительной оценки возможного отрицательного влияния их на состояние земель. Для этого проводят санитарно-гигиеническую и экологическую экспертизу.
Границы мелиоративной системы проектируют с учетом территориальных комплексных схем охраны природной среды и схем охраны вод малых рек, границ имеющихся заповедников, заказников, территорий (акваторий) обитания особо охраняемых видов фауны, памятников природы, а также с учетом статуса их охраны.
При проектировании водозаборов на рыбохозяйственных водоемах по согласованию с органами рыбоохраны предусмотрена установка специальных приспособлений, которые препятствуют попаданию рыбы в водозаборные сооружения.
Особые экологические требования предъявляют и к эксплуатации мелиоративных систем. Правилами технической эксплуатации оросительных систем предусмотрена обязанность водопользователей осуществлять различные мероприятия по повышению плодородия мелиорированных земель, полностью и высокопродуктивно их использовать, не допуская засоления, заболачивания либо иного ухудшения. Для борьбы с засолением и заболачиванием почв хозяйства обязаны систематически проверять состояние оросительной и дренажной сети и сооружений, не допускать затопления посевов, сброса вод в коллекторно-дренажную сеть, утечки воды через сооружения, должны проводить контрольные замеры поливных норм. Землевладельцы и землепользователи, имеющие мелиорированные земли, обязаны не только соблюдать требования законодательства по охране тех земель и водных ресурсов, на которые оказывают прямое воздействие мелиоративные мероприятия, но и принимать меры по обеспечению охраны лесов и нелесной растительности, животного мира, рыбных запасов.
Нарушение указанных требований, превышение нормативов выбросов и сбросов, причинение вреда природе и здоровью человека влекут за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здравоохранения. Предприятие также обязано возместить ущерб, нанесенный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его непосредственных работников, населения и потребителей продукции в хозяйстве и регионе.
4. 2. Контроль за использованием земель
Государственный земельный контроль. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 17.08.92 г., государственный земельный контроль осуществляют соответствующие органы законодательной и исполнительной власти, а также специально уполномоченные на то государственные органы в соответствии с действующим законодательством. Задача госземконтроля – обеспечить соблюдение физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства.
Государственные органы осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией; они организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений; принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель; вносят предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников; информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель; участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земельных участков, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных для охраны земель.
Государственный земельный комитет РК и его органы на местах осуществляют государственный контроль:
- за соблюдением предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами
земельного законодательства, установленного
режима использования
- недопущением самовольного занятия земельных участков;
- предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
- своевременной рекультивацией
нарушенных земель, восстановлением
плодородия и других полезных
свойств земли, снятием, использованием
и сохранением плодородного
- проектированием, размещением и строительством объектов, влияющих на состояние земель;
- своевременным и качественным
выполнением мероприятий по
- соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
- установлением и сохранностью межевых знаков;
- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.
Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Казахстан является председатель Государственного земельного комитета РК. Председатели органов Государственного земельного комитета в субъектах Республики Казахстан, городах и районах являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий, а заместители председателей и начальники подразделений государственного контроля за использованием и охраной земель этих органов – заместителями соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране земель.
Госинспектора имеют право:
- направлять в административные
органы материалы о нарушениях
земельного законодательства
- обращаться беспошлинно
в суд по делам о возмещении
ущерба, причиненного в результате
нарушения земельного
- приостанавливать промышленное,
гражданское и другое
- вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
- составлять протоколы
о нарушениях земельного
- беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде;
- давать предприятиям, организациям
и учреждениям, а также гражданам
обязательные для исполнения
предписания по вопросам
- получать от министерств и ведомств статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
- привлекать специалистов
для проведения обследований
земельных угодий, экспертиз, проверок
выполнения мероприятий по
- приостанавливать исполнение
неправомерных решений по
- вносить в финансово-кредитные
органы обязательные для
Кроме того, главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением действующего законодательства.
Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок. Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Информация о работе Ландшафтно-экологической устойчивости землевладений и землепользований