Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. “Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. И это не случайно: каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности”.[1]
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Введение………………………………………………………………..
Теоретические подходы к личностно ориентированному обучению старших дошкольников в процессе здоровьесберегающих технологий…………………………………………………………………
1.1 Личностно-ориентированное обучение дошкольников как фактор организации здоровьесберегающего пространства……………………………………............................
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………...
2. Опытно-экспериментальное исследование личностно-ориентированного обучения в процессе здоровьесберегающих технологий образования……
2.1 Определение подходов, выбор программно-методического обеспечения для реализации физкультурно-оздоровительных задач в процессе личностно-ориентированного обучения……………………………………………………………………..
2.2 Описание опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе личностно-ориентированного обучения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..………..
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Большое внимание в работе с детьми уделяли точечному массажу биологически активных зон, который проводила утром и после дневного сна. Использовался эффективный массаж биологически важных зон организма – ушных раковин («ушная гимнастика»), стоп и кистей рук. С этим массажем могут справиться дети, начиная с младшей группы.
Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, я создавала соответствующий эмоциональный настрой, предлагала малышам игру «Скульптор». В ней, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или пластилином, давала возможность ребенку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Так играя, мы «лепили уши, голову слона, Чебурашки, зайца и т.д. Родителям были даны рекомендации по использованию точечного массажа по методу А. Уманской. Современные медицинские исследования доказали, что даже дети 7-го года жизни не могут точно выполнить этот массаж, поскольку зачастую надавливают не на те точки, не могут регулировать силовой нажим. Воспитателю самому сделать массаж малышам не под силу, т.к. в группе 20 и более детей. Необходима была помощь и поддержка родителей. Провела семинар- практикум «Что такое точечный массаж?», где познакомила их с техникой массажа, провела беседы и консультации по темам: «Приёмы точечного массажа», «Гимнастика маленьких волшебников». Результатом проделанной работы стало использование 50% родителями данного вида массажа в условиях семейного воспитания.
Малыши очень любят утреннюю гимнастику. Во время ее проведения использовались разнообразные игровые задания, упражнения для дыхания и профилактики плоскостопия, коррекции осанки. В теплый период года утренняя гимнастика проводилась на открытом воздухе. Все упражнения выполнялись под музыку, что способствовало положительному эмоциональному настрою малышей.
После каждого приёма пищи с детьми проводилось полоскание полости рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, способствующее укреплению мышц полости глотки, укреплению связок гортани, стимуляции деятельности головного мозга, снятию усталости, очистке зубов от остатков пищи. Очень нравились детям оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона», «Трактор», «Фейерверк» и другие.
Перед каждым занятием проводилось обязательное проветривание группы. Во время проведения занятий следила за правильной осанкой воспитанников, чтобы ребенок не переутомился, организовывала частую смену деятельности, тщательно продумывала моторику двигательной активности детей на занятии. Использовала различные коррекционные упражнения: зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику. Эти упражнения поднимали настроение малышей, помогали сплочению детского коллектива, являлись действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, развивали мелкую моторику рук и чувство ритма, способствовали профилактике глазных заболеваний .
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого ещё не зная и не умея, дошкольники нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. В результате ухудшается психоэмоциональное состояние детей, повышается чувство тревоги. Осознавая необходимость обучения детей- дошкольников навыкам сопереживания, психорегуляции проводила с детьми «Уроки Добра». Занятия были направлены на формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им, доброжелательного поведения (умение управлять негативными эмоциями), умение конструктивным способом решать конфликтные ситуации, способности сопереживать, сочувствовать. На занятиях дети раскрывали сущность полярных понятий «добро» и «зло», «настроение», рассуждали «хорошо ли быть злым?», «как справляться с гневом, упрямством?», учились понимать чувства других людей и находить выход из конфликтных ситуаций. Все занятия проходили в игровой форме, на примерах мультипликационных и сказочных героев. Психогимнастические игры и упражнения использовались в качестве физминуток во время занятий.
Следует особо подчеркнуть важность применения антистрессовой гимнастики в условиях детского сада. Она позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования психологического здоровья ребенка перед поступлением в школу. В работе с детьми использовались приемы, направленные на поддержку ребенка, воспитание уверенности в своих силах и возможностях. Если у малыша что-то не получалось на занятии – рисунок, работа – мы предлагали ему отдохнуть и пусть его «рука» теперь сама поработает, она умелая, сильная, всё может – сейчас она нарисует. И этот прием всегда помогал. Ребенок начинал верить в себя и у него всё получалось.
Особое место в своей работе с воспитанниками отводили прогулке. Наиболее полезна для здоровья утренняя прогулка, так как в этот период организм детей подвергается благотворному воздействию комплекса природных факторов, способствующих закаливанию. Обязательной составной частью прогулки являлась подвижная игра с повышенным двигательным режимом при преобладании упражнений циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игра с мячом и скакалкой). Во время прогулки знакомили детей с играми разных народов, в основе которых лежат активные двигательные действия (лазание по гимнастической лестнице, перепрыгивание препятствий, подлезание и т.д.), Интенсивность нагрузок была средняя. Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствовали тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. Для повышения у малышей умственной и физической работоспособности, улучшения эмоционального состояния, укрепления здоровья использовала циклическую ходьбу, которая очень нравилась малышам.
В группе проводилась работа по реализации профилактических и закаливающих мероприятий. Использовались общеукрепляющие средства (лимонный напиток, отвар шиповника, витаминотерапия). Во время вспышки ОРЗ и эпидемии гриппа дети ежедневно употребляли фитонциды – лук и чеснок.
Подготовка к дневному сну требовала серьёзного отношения. Спальная комната тщательно проветривалась, окна затенялись. В теплое время года окна во время сна открывались. В зимнее время – фрамуга в групповой комнате. Для пробуждения малышей после сна использовались разнообразные побудки, музыкальное сопровождение. Сначала малышам предоставлялась возможность потянуться, выполнить поглаживание, массаж частей тела с помощью массажных мячей. Затем дети вставали с кроватей и выполняли физические упражнения, циклические перебежки из холодного помещения в теплое и обратно в сочетании с воздушными ваннами. Практиковалось хождение босиком – хороший и легкий в применении способ закаливания кожи стоп, повышающий устойчивость организма к резким колебаниям температуры и переохлаждению, стимулирующий активные точки, расположенные на подошвах ног. В начале работы использовалась ходьба по ковровому покрытию, затем по полу в носочках, после привыкания - босохождение.
Применялось обширное умывание прохладной водой лица и рук до локтя. Все проводимые мероприятия обладали хорошим закаливающим эффектом.
Для профилактики плоскостопия использовались «палочки-каталочки», «коврики здоровья», «чудо-скакалка», изготовленные совместно с родителями из крышек от бутылок, пуговиц, полового покрытия «травка». Упражнения для профилактики плоскостопия включали следующие задания: ходьбу на носках, по ребристой доске, по толстому шнуру, катание палки ступнёй и пальцами ног, а затем захват и подъём пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков).
После дневного сна, по графику, детям давался отвар шиповника или лимонный напиток, проводилась витаминопрофилактика. Во вторую половину дня, планировались и проводились развлечения, физкультурные досуги, «Дни Здоровья», спортивные соревнования с активным участием родителей.
В группе был создан спортивный уголок, который оснащен различным спортивным инвентарем (мячи, скакалки, кегли, кольцебросы). Часть нестандартного оборудования изготовили сами, совместно с родителями: «лыжи-малышки» из пластиковых бутылок, скакалки из пластмассовых пробок, «чудо-осьминожки» из крышек от шампуня (для развития мелкой моторики рук), «ловушки для мяча» из пластиковых бутылок (для развития глазомера, ловкости) и многое другое.
Во время вечерней прогулки оздоровительный эффект достигался за счет пребывания детей на свежем воздухе, подвижных игр и индивидуальной работы по физическому развитию.
Время после ужина, до ухода детей домой, отводилось для свободных игр, психологических упражнений, второй вечерней прогулке.
Заключение
Таким образом, одним из аспектов укрепления здоровья и формирования личностно-ориентированных умений, направленных на зоботу о своем здоровье участников педагогического процесса МДОУ № 71 г. Саранска выступает создание здоровьесберегающей среды. На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы, а также на основе проведенной опытно-экспериментальной работы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
– у детей сформировано педагогическое мышление о целесообразности использования применяемых средств и методов личностно-ориентированного обучения дошкольников.
– изучена работа по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
– психологические упражнения, психотреннинги, направленные на успешное формирование личностно-ориентированных умений в процессе здоровьесберегающих технологий;
– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
– специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Воспитание физически крепкого ребенка, цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной трудовой, бытовой и социальной адаптации, к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе может осуществляться лишь при включении новейших здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. При организации педагогического процесса необходимо создавать условия для достижения высокого уровня двигательной активности детей, использовать эффективные технологии, формы и методы работы, направленные на их физическое развитие и здоровьесбережение, повышать уровень психологической комфортности пребывания детей в ДОУ. Немаловажную роль играет создание здоровьесберегающей среды: оснащение групп и физкультурного зала необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, пополнение участков малыми архитектурными формами.
Ценность представленного
опыта состоит в том, что проделанная
с детьми работа имеет
Итак, проблема личностного- ориентированного обучения и оздоровления детей не компания одного дня деятельности и не одного человека, а целенаправленная работа всего коллектива образовательного учреждения при активном содействии родителей.
В процессе исследования изучалась научно – методическая литература по данной теме. Анализ данной литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, сравнения полученных результатов.
Список использованных источников