Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:53, реферат
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой 5
1.1 Наблюдение природы детьми 5
1.2 Прогулки и экскурсии в природу 6
1.3 Знакомство детей с природой во время игры 8
1.4 Словесные методы 9
2 Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой 13
2.1 Классификация видов наблюдений 13
2.2 Общие требования к организации наблюдения 15
2.3 Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах 16
2.4 Закрепление представлений детей о природе 22
2.5 Циклическая организация наблюдений 24
3 Практико-ориентированные задания 27
3.1 Цикл наблюдений за рябиной осенью 27
3.2 Образцы календарей природы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский
государственный университет
НАБЛЮДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Контрольная работа
по теории и методике ознакомления
детей дошкольного возраста с природой
студентки 3 курса группы «М»
специальности «Дошкольное образование.
Практическая психология»
ЗФПО
Екатерины Юрьевны Ярославцевой
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры
педагогики детства и семьи
Людмила Александровна Нифадьева
Могилев
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой |
5 |
1.1 |
Наблюдение природы детьми |
5 |
1.2 |
Прогулки и экскурсии в природу |
6 |
1.3 |
Знакомство детей с природой во время игры |
8 |
1.4 |
Словесные методы |
9 |
2 |
Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой |
13 |
2.1 |
Классификация видов наблюдений |
13 |
2.2 |
Общие требования к организации наблюдения |
15 |
2.3 |
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах |
16 |
2.4 |
Закрепление представлений детей о природе |
22 |
2.5 |
Циклическая организация наблюдений |
24 |
3 |
Практико-ориентированные |
27 |
3.1 |
Цикл наблюдений за рябиной осенью |
27 |
3.2 |
Образцы календарей природы |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
32 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»
И. С. Соколов-Микитов
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.
Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.
Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута.
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.
Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.
Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе родного края с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту, адаптированную для детей.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.
Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).
Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей принесет желаемые результаты. Мир природы станет неисчерпаемым источником знаний, если они будут поступать к ребенку через руки, труд, взаимоотношения с другими людьми, с природными явлениями, через чувства и переживания самого дошкольника.
Таким образом, в процессе знакомства детей с природными явлениями совершенствуются их ощущения и восприятие, развиваются внимание, мышление и речь, стимулируется воображение и воспитывается социальная позиция личности в отношении к природным ресурсам [7].
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Основными из них являются те, которые обеспечивают наглядное и активное знакомство с живой природой, содействуют образованию чётких и конкретных представлений о ней.
В связи с этим большое место уделяется наблюдениям, прогулкам и экскурсиям в природу, уходу за животными и растениями, разнообразным играм с природным материалом (песок, вода, снег, растения, камни, ракушки).
Кроме непосредственного
знакомства с природой, дети получают
представление о ней через
художественное слово и книгу, иллюстрации,
игры с картинками. Иллюстрация, слово
и книга не только дают детям представления
о том, что они не могут видеть,
но уточняют и систематизируют
Методы и приемы, используемые
педагогом в работе, соединяются,
например наблюдение с беседой, рассказ
воспитателя с чтением
Отбор методов и приемов воспитательно-образовательной работы, их правильное чередование и сочетание имеют особо важное значение в формировании четких представлений детей о природе.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др [5].
Выбор методов и приемов определяется
содержанием программы и
1.1 Наблюдение природы детьми
Основным методом ознакомления дошкольников с природой будет наблюдение.
Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. А для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [6].
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдение сельскохозяйственных объектов — в поле, на птицефабрике, в саде, огороде и т. д. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки [5].
1.2 Прогулки и экскурсии в природу
Дети любят перемену обстановки, их радует возможность увидеть что-либо новое, побегать, поиграть на просторе, собрать для игр и занятий природный материал, набрать красивых цветов, вкусных ягод, грибов. Поэтому они обычно охотно отзываются на предложение воспитателя пойти на прогулку и экскурсию.
Общение с родной природой в её богатом разнообразии повышает интерес детей к природе, содействует воспитанию любви к ней, расширяет их кругозор, уточняет представления, подводит к установлению простейших связей. Дети часто долго вспоминают и расспрашивают о том, что видели на прогулке.
Большое значение имеют прогулки
и экскурсии для
Под влиянием ярких впечатлений, полученных на прогулках и экскурсиях, обогащается творчество, развивается воображение детей. Их рисунки становятся богаче по содержанию, краскам, форме. Дети иногда пытаются даже выразить свои впечатления в стихах.
Воспитатель должен хорошо знать природу своего края и ближайшее природное окружение, а также систематически наблюдать за сезонными изменениями в природе. Это поможет ему своевременно и последовательно провести прогулки и экскурсии и правильно выбрать места для них.
Резкую грань между прогулками и экскурсиями в природу с детьми дошкольного возраста провести нельзя. И те и другие осуществляют определённые воспитательно-образовательные задачи. Но на прогулке воспитатель не выдвигает перед детьми определённой познавательной цели, не ограничивает содержания наблюдений, хотя он и даёт иногда детям какие-либо практические или познавательные задания: собрать цветы, ягоды, грибы, природный материал; сравнить листья, стволы разных деревьев и др. На прогулках дети получают новые знания, но их содержание и характер не планируются точно заранее и в большой мере зависят от тех явлений и объектов, которые встретятся детям и заинтересуют их.
Прогулки проводятся со всеми группами. Экскурсии — с детьми средней и старшей групп с более определённой познавательной целью, объём и характер знаний намечается воспитателем и в связи с этим проводятся наблюдения в определённой последовательности, планируется вся экскурсия [4].
1.3 Знакомство детей с природой во время игры
Игра — не только развлечение,
но и метод, при помощи которого маленькие
дети знакомятся с окружающим их миром.
Чем меньше дети, тем чаще игра применяется
как метод образовательно-
Большое значение имеют творческие игры детей, связанные с природой. В них дети творчески преломляют свои представления о природе. В них дети изображают животных, труд человека в природе (сенокос, рыбную ловлю и др.), покорение человеком природы: завоевание северного полюса и т. д.
Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой