Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:53, реферат
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой 5
1.1 Наблюдение природы детьми 5
1.2 Прогулки и экскурсии в природу 6
1.3 Знакомство детей с природой во время игры 8
1.4 Словесные методы 9
2 Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой 13
2.1 Классификация видов наблюдений 13
2.2 Общие требования к организации наблюдения 15
2.3 Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах 16
2.4 Закрепление представлений детей о природе 22
2.5 Циклическая организация наблюдений 24
3 Практико-ориентированные задания 27
3.1 Цикл наблюдений за рябиной осенью 27
3.2 Образцы календарей природы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?
Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Подготовительная к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.
Задачей
воспитателя является формирование
в процессе наблюдений обобщенных элементарных
понятий, подведение детей к пониманию
все более сложных
Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.
Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.
Воспитатель
стремится к тому, чтобы обследовательские
действия детей были осознанными. С
этой целью обследовательские
2.4 Закрепление представлений детей о природе
В средней, а главным образом, в старшей группе применяются некоторые специальные приёмы фиксации с детьми наблюдений и представлений, что содействует прочному и точному усвоению их.
Дети закрепляют и творчески перерабатывают свои наблюдения в изобразительном творчестве: в рисунках на темы, связанные с наблюдениями и работами на участке, в уголке природы, с наблюдениями на прогулках и экскурсиях.
Закреплению и уточнению
представлений содействует
С детьми старшего дошкольного возраста очень полезно составлять примитивные коллекции из камней, ракушек, плодов, семян, которые они используют в своих занятиях, играх. Здесь дети, имея дело с разнообразным природным материалом, классифицируя и группируя его, лучше познают свойства, качества и характерные признаки этого материала и прочно закрепляют их в памяти.
Составление коллекций из насекомых с детьми дошкольного возраста не рекомендуется. Их дети наблюдают в живом виде в природе, помещают в садки для наблюдения в уголках природы.
Из засушенных растений дети составляют несложные гербарии. Темы их просты и связаны с наблюдениями и работами детей. Например, «Растения нашего огорода», «Растения нашего цветника»,, «Растения, которые мы собрали в лесу, на лугу, у реки, в поле», «Весенние цветы», «Осенние цветы» и др. «Листья знакомых нам деревьев и кустарников», «Осенние листья».
Засушенные растения употребляются детьми для декоративных целей: поделки орнамента, картин.
Из засушенных растений можно сделать интересные игры для детей. Например, засушить попарно разные листочки, цветы. Дети могут играть в игру «Найди пару». Засушить листья какого-либо растения с момента их появления весной и до опадания осенью, дети подбирают их в последовательности.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с фактической действительностью.
В разгар зимней
подкормки воспитатель
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом [2].
2.5 Циклическая организация наблюдений
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл
- это ряд взаимосвязанных
Цикл
наблюдений как организационно-
Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
В цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения. Весь цикл - это сумма, элементарных экологических знаний об отдельно взятом объекте. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни объекта наблюдения, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими "порциями", постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.
Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с наблюдаемым объектом способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.
Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или и аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.
По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес [6].
3 Практико-ориентированные задания
3.1 Цикл наблюдений за рябиной осенью
Наблюдение 1. Как выглядит рябина осенью.
Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов. Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает деревья вокруг участка. Обращает внимание на рябину.
• Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце. Как оно называется?
Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой