Нехватка продовольствия в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Обострение мировой продовольственной проблемы в XXI веке обусловлено главным образом более высокими темпами роста населения по сравнению с темпами роста производства продовольствия и резким сокращением таких основных ресурсов, как земли пригодные для пашни, запасы пресной воды, источники энергии, необходимые для производства сельскохозяйственной продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Вторая не менее важная задача – повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем развития сельскохозяйственной науки и образования, создание сельской производственной инфраструктуры, охрана земельных и водных ресурсов и т.д.

Третья задача состоит  в необходимости сокращения бюджетных расходов на товарные программы, то есть в ослаблении налогового бремени для налогоплательщиков.

Четвертая очень важная задача-обеспечение высокой конкурентоспособности американского продовольствия и продвижение его на мировой рынок.

Основные направления государственного регулирования сельского хозяйства приблизительно раз в пять лет закрепляются специальным законодательным актом.

Непосредственное административное управление товарными программами  осуществляет Служба консервации земель и стабилизации сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства США.

Основное и  определяющее влияние на сельскохозяйственное производство оказывает рыночный механизм и возникающие на его основе системы на фирмах агробизнеса и фермах. Вместе с тем предусмотрен широкий спектр мер стимулирования сельскохозяйственного производства в соответствии с общеэкономическими и социальными целями развития.

В условиях насыщенного и в основном самообеспечивающегося продовольственного рынка США государственные меры стимулирования сельского хозяйства направлены не на увеличение объема производства, а на обеспечение его стабильности и высокой эффективности, улучшение качества продукции, смягчение негативных экологических и социальных последствий. В целом государственное регулирование, осуществляемое как экономическими, так и административными методами, направлено не на преодоление или сужение сферы действия рыночного механизма, а на повышение его эффективности.

Заинтересованность  государства в усилении целенаправленного  воздействия на продовольственный  комплекс отражает его стремление повысить совокупную эффективность производства продовольствия, обеспечить большую  координацию функционирования продовольственного комплекса с потребностями национальной экономики (включая усиление внешнеэкономических и внешнеполитических позиций американского капитала), более эффективно использовать государственные ассигнования для сельского хозяйства и других звеньев продовольственного комплекса, смягчить наиболее острые противоречия, порождаемые рынком.

Со второй половины 70-х годов в связи с усилением  дестабилизации на мировом рынке  продовольствия, углублением взаимосвязи  сельского хозяйства с другими сферами продовольственного комплекса и в силу сложившихся макроэкономических условий аграрная политика в США превращается в продовольственную.

В государственном  регулировании и стимулировании сельского хозяйства все еще  сохраняется существенная роль так называемых фермерских программ. Они предназначены главным образом для поддержания уровня фермерских цен и доходов в периоды их существенного снижения. Меры по поддержанию цен и доходов базируются на регулировании посевных площадей (на основе добровольных соглашений правительства и фермеров), а так же накоплении государственных запасов путем скупки части фермерской продукции. При недостаточности этих мер и падении рыночных цен на фермерскую продукцию ниже установленного «целевого» уровня фермеры получают государственные субсидии, возмещающие разницу между рыночной и целевой ценой.

В результате государственные  фермерские программы стимулируют расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве при относительно низком уровне фермерских цен, как правило, отстававшем от большего уровня цен в стране. Это благоприятно сказывалось на развитии переработки и сбыта продовольствия в известной мере на относительно низком уровне розничных цен на него. Государственные фермерские программы стимулировали процесс концентрации сельскохозяйственного производства, укрепление крупных высокоэффективных хозяйств.

Центральное место  в комплексе государственных  мер по регулированию аграрной экономики  и сбыта продукции занимают государственные  программы регулирования производства – на их долю приходится до 2/3 всех бюджетных расходов по Министерству сельского хозяйства США. Их действие распространяется в наибольшей степени на товары, являющиеся предметом экспорта и занимающие важное место в структуре фермерских доходов. В их числе пшеница, рис, фуражные зерновые и др. Своеобразные формы поддержания цен и доходов сложились в производстве молока, овощей, фруктов, говядины, свинины и продуктов птицеводства.

В США к началу 90-х годов более 1/3 фермерских хозяйств в стране получали прямые субсидии от государства, общая их сумма ежегодно составляла около 12 млрд. долларов.

Наибольшую  поддержку со стороны государства  получают фермеры , занятые производством  зерна. В 1990 – 1996 гг. 302 тыс. фермерских хозяйств, специализированных на производстве зерновых, получили в качестве прямых выплат 7 млрд. долларов, или 60% всех субсидий, выплаченных производителям сельскохозяйственной продукции.

Хлопководческие хозяйства, составляющие немногим более 3% всех субсидируемых ферм, получают свыше 700 млн. долларов прямых субсидий, или 7% общей их суммы.

В то же время  фермы, специализирующиеся на производстве продукции мясного скотоводства (выращивание и откорм животных на убой, племенное дело и т.д.), которые  составляют около 1/3 субсидируемых  хозяйств, получают только 20% выплачиваемых государством средств.

Основной метод  ограничения сельскохозяйственного  производства в США – изъятие  земель из хозяйственного пользования  на более или менее длительный срок. Эти программы действуют  в стране с 30-х годов. Всего действовало десять программ. Некоторые из них ввиду неэффективности были отменены, некоторые действуют и сегодня. Так, программа «земельного резерва», предусматривающая изъятие земель из хозяйственного пользования на один год, была введена в 1956 и отменена в 1960 г. Программа «земельного банка», или консервационного резерва, предусматривающая изъятие земель из хозяйственного пользования на срок более одного года, существует и сейчас; кроме того, имеются товарные программы – по фуражным зерновым, пшенице, рису, хлопку, шерсти. Кстати в этом состоит главное отличие аграрной политики США от других западных стран. Экономическая целесообразность такой меры заключается в том, что, ограничивая масштабы сельскохозяйственного производства, она косвенным образом содействует поддержанию фермерских цен и доходов, а так же рассасыванию товарных запасов. Изъятые из обращения земли используют для восстановления почвенного плодородия.

Деятельность  правительства США в области  сельского хозяйства не ограничивается только мерами по поддержанию фермерских цен и доходов. Государству принадлежит ведущая роль в развитии производственной инфраструктуры сельского хозяйства.

С помощью финансирования и кредитования, а так же разнообразных  организационных мер оно обеспечивает дорожное строительство, сооружение мелиоративных объектов, электрификацию и телефонизацию ферм, охрану природы.

3.3. Единая аграрная политика Евросоюза (ЕС).

Основные цели Единой аграрной политики (Common Agrarian Policy – CAP) были определены в ст.39 Римского договора и заключаются в следующем:

•Увеличение сельскохозяйственного производства на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, обеспечения рационального развития сельского хозяйства и оптимального использования производственных ресурсов, особенно трудовых.

• Обеспечение высокого жизненного уровня населения, особенно занятого в сельском хозяйстве, за счет повышения его доходов.

• Стабилизация рынков.

• Обеспечение устойчивого продовольственного снабжения населения по приемлемым ценам.

В этой статье договора записано, что при разработке единой аграрной политики принимаются во внимание социальные структура сельского хозяйства и различия между регионами. Особый упор делается на необходимость разработки специальных мер по отношению к сельскому хозяйству в связи с его специфическим положением и тесными взаимоотношениями с другими секторами экономики.

Договор определяет конкретный перечень мероприятий по реализации задач Единой аграрной политики. Среди основных:

• Определение сроков переходного периода для введения Единой аграрной политики.

• Определение форм организации рынка.

• Выработка общих организационных основ регулирования цен, поддержки производства и сбыта различных продуктов, хранения, транспортировки, механизма стабилизации экспорта и импорта.

• Выработка единых методов расчета цен.

• Единая аграрная политика ЕС проводится через следующие принципы:

• Единые цены на сельскохозяйственную продукцию.

• Уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, превышающий мировой.

• Единая финансовая система и финансовая солидарная ответственность.

Благодаря следованию этим принципам достигается общность рынка, системы сбыта и цен  в территориальных пределах ЕС, использование  единых правил конкуренции, унификация административных процедур, санитарных и ветеринарных норм. Предполагается, что фермы стран – членов ЕС должны находиться в более благоприятных условиях по сравнению с поставщиками сельскохозяйственной продукции из других стран, так как уровень издержек производства сельскохозяйственной продукции в ЕС немного выше, чем в странах – экспортерах продовольствия.

В Римском договоре предусмотрено создание фондов финансирования аграрного рынка в ЕС. Создан Единый фонд ориентации и гарантирования сельского  хозяйства (ФЕОГА), осуществляющий финансирование всех мероприятий по реализации Единой аграрной политики.

ФЕОГА включает два больших раздела – гарантирования и ориентации.

Средства раздела  гарантирования (он аккумулирует более 90% средств фонда) расходуются на поддержание уровня устанавливаемых  ЕС гарантированных цен на продукцию сельского хозяйства путем скупки и хранения запасов аграрной продукции, не находящей сбыта, субсидирования экспорта этой продукции в третьи страны с помощью возмещения фермерам разницы между ценами ЕС и мировыми, а также на поддержание курсов национальных валют, применяемых для расчетов в сельскохозяйственном секторе ЕС.

Средства раздела  ориентации предназначаются для  решения структурных проблем  агропромышленного производства –  модернизации производства, повышения  профессиональной квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве.

Единая аграрная политика с жесткими мерами аграрного  протекционизма привела к тому, что  ЕС стал крупнейшим производителем и  экспортером продовольствия. Она - одна из немногих его успешных совместных программ. Согласно официальным данным со времени введения Единого аграрного рынка в 1968г. производительность труда в сельском хозяйстве стран ЕС возрастала на 6-7% ежегодно.

В короткий срок ЕС достиг самообеспеченности по многим видам продовольствия. В 2000 г. самообеспеченность по зерну составила 122%, сахару – 127%, сливочному маслу – 127%, мясу – 107%.

Вместе с  тем до последнего времени сельское хозяйство европейских стран  было наиболее затратным в бюджете  Евросоюза. Так, субсидии производителям сельскохозяйственной продукции составляли половину его бюджета. В среднем в перерасчете на каждого жителя ЕС субсидии составляли от 70 (в Великобритании) до 400 (в Ирландии) евро в год.

Планируется, что  объем субсидий в ЕС сохранятся на нынешнем уровне (42 млрд. евро), а ежегодный их рост не должен превышать 1%, компенсируя эффект инфляции. Доплаты для фермеров будут постепенно сокращаться – на 3% в 2005г., 4% - в 2006г. и дальше на 5% в год.

Европейская комиссия прогнозирует, что главным следствие  сокращения субсидий фермерам станет уменьшения производства сельскохозяйственной продукции. Так, посевные площади под зерновыми сократятся на 2%, под рожью и твердыми сортами пшеницы – на 10%, а рисом – на 14%. Высвободившиеся площади переведут под посевы культур, используемых при производстве растительного масла, например рапса. Рапс и другие «энергетические» культуры будут применяться для создания добавок к топливу, что должно улучшить экологическую ситуацию и сократить потребление нефти на континенте. Планируется также, что 700 тыс. га будет выведено из сельскохозяйственного оборота.

Непростая ситуация в отношениях с Всемирной торговой организацией (ВТО). Долгие дискуссии в ЕС привели к срыву переговоров в рамках ВТО – предварительные соглашения должны были быть достигнуты к 31 марта 2003г. Кроме того, главное препятствие для продолжения переговоров в рамках ВТО – позиция США. Европейцы не хотят «разоружаться в одностороннем порядке» и требуют уменьшения со стороны США практики экспортных кредитов, более жесткого регулирования продовольственной помощи и деятельности больших экспортных компаний в Канаде. США выражает озабоченность тем, что европейцы не пошли на более радикальное сокращение субсидий, а представители развивающихся стран сомневаются в возможности доступа на западные аграрные рынки.

 

 

3.4. Основные тенденции производства продовольствия в Китае.

Аграрный сектор в Китае в своем роде уникален по целям функционирования – максимально  возможный уровень обеспечения  страны продовольствием в условиях значительной и, не смотря на предпринимаемые меры, растущей перенаселенности, перманентного снижения землеобеспеченности.

Последствия «культурной  революции» для Китая были ужасны. Гибель миллионов людей и подрыв основ функционирования важнейших  отраслей экономики, в том числе  и сельского хозяйства, заставили правящие круги страны приступить к поиску наиболее быстрых и эффективных экономических инструментов проведения реформ.

Информация о работе Нехватка продовольствия в мире