Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:33, реферат
Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования
4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9.Экологические сертификация, аудирование и контроль
ПЛАН
1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования
4 Специальные органы
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9. Экологические сертификация, аудирование и контроль
Под управлением понимается
руководство чем-либо (кем-либо). Управление
в сфере взаимодействия общества
и природы представляет собой
совокупность предпринимаемых
Управление
Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдением экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Прежде всего, в рамках управления (а затем с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды и его эффективность. Если коснуться вопроса о видах управления, то можно отметить, что управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с законодательствами государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.
Так как в соответствии
с экологическим
- создание системы органов
управления в сфере
- подзаконное нормотворчество;
- координация деятельности
по управлению
- распоряжение (управление) природными ресурсами
- планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
- экологическое нормирование;
- экологическая экспертиза;
- экологическое лицензирование;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
- наблюдение за состоянием окружающей среды;
- учет состояния и
- экологическое воспитание и образование;
- контроль за использованием и охраной объектов природы;
- разрешение в административном
порядке споров о праве
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирование на разных уровнях. Их можно разделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т. д.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
Президент РК;
Правительство РК;
администрация субъектов РК;
органы местной администрации (акиматы).
При анализе системы органов
государственного управления в области
охраны окружающей среды и природопользования
общей компетенции
В соответствии с принципом разделения властей государственное управление возлагается на органы исполнительной власти. Ранее, когда вся власть принадлежала Советам народных депутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной окружающей среды. Их участие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды». В число органов государственного экологического контроля, наряду с Правительством и специально уполномоченными государственными органами, были включены Верховный Совет РК и представительные органы субъектов республики. С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, контроль Парламента за деятельностью Правительства при формировании бюджета - важная функция управления. Контроль за исполнением бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Парламента.
Природоохранительная
- обеспечивает проведение в РК единой государственной политики в области экологии;
- осуществляет управление собственностью на природные ресурсы;
- проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Подробнее полномочия Правительства регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды» и др. актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РК:
- обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
- координирует деятельность министерств и ведомств на территории РК в области охраны окружающей среды,
- устанавливает порядок образования и использования республиканского внебюджетного экологического фонда;
- организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
- устанавливает порядок
разработки и утверждения
- устанавливает порядок
определения платы и ее
- принимает решения об
организации особо Охраняемых
природных территорий и
- организует систему всеобщего
непрерывного экологического
Правительство РК осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РК в данной области ведает Министерство энергетики и природных ресурсов РК, а также Министерство сельского хозяйства.
К их основным задачам относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, сохранением биологического разнообразия, разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития страны, рассмотрение предложений по совершенствованию государственного управления и развитию отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, изучения, освоения, воспроизводства, контроль за выполнением решений Правительства РК по вопросам, касающимся его компетенции. Эти компетенции включают обеспечение реализации государственной экологической политики, координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере, планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды, организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов, осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.
Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены Конституцией РК. При оценке работы этих органов в этой сфере важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.
Местное самоуправление есть
выражение власти народа, представляет
собой признаваемую и гарантирующую
Конституцией РК деятельность населения
под свою ответственность решает
непосредственно или через
- владение, пользование и
распоряжение природными
- обеспечение санитарного благополучия населения;
- регулирование планировки и застройки территорий района, города, села, аула и др.;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использования
водных объектов местного
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- организация и содержание муниципальной информационной службы.
При характеристике деятельности органов общей компетенции в области охраны окружающей среды и природопользования важно подчеркнуть, что эти органы как самостоятельно, так и совместно со специально уполномоченными органами в данной сфере, по их предложениям решают задачи по выработке и реализации государственной экологической политики, разработке государственных экологических программ.
Органы общей компетенции
определяют порядок осуществления
некоторых функций
Правительство РК определяет,
порядок осуществления
Важно то, что этим заняты органы специальной компетенции. И органы общей компетенции не вправе вмешиваться в этот процесс. Что касается такой природоохранной меры, как предоставление лицензий на природопользование, то эти лицензии выдаются в соответствии с законодательством РК и уполномоченными природоохранными органами.
В решении задач обеспечения
рационального природопользова