Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:33, реферат
Под управлением понимается руководство чем-либо (кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Здесь речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
3. Органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования
4 Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
5. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
6. Экологическое нормирование и стандартизация
7. Экологическая экспертиза
8. Экологическое лицензирование
9.Экологические сертификация, аудирование и контроль
Экологическое нормирование - это установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Экологическая стандартизация - это деятельность компетентных государственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характеристик (требований) по рациональному природопользованию и охраны окружающей природной среды.
Система экологического нормирования и стандартизации включает в себя:
- нормативы качества окружающей среды;
- нормативы предельно
допустимого вредного
- нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;
- экологические стандарты;
- нормативы санитарных и защитных зон.
Нормирование качества окружающей природной среды:
- производится с целью
установления предельно
- унифицировано для всей территории России;
- устанавливается в форме
нормативов предельно
Опасные вещества могут быть канцерогенными (способствующими развитию рака и других злокачественных новообразований); аллергенными (вызывающими реакцию организма в виде удушья, насморка, зуда и др.); мутагенными (вызывающими изменения в генетическом аппарате человека),
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов Других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.
Особенно неблагоприятное
состояние воздушной среды
Если говорить о химическом загрязнении, то здесь существенную роль играют устаревшие технологии и высокий уровень износа оборудования предприятий, проблема хранения и переработки опасных отходе.
С учетом природно-климатических
особенностей, а также повышенной
социальной ценности отдельных территорий
(заповедников, заказников, национальных
парков, курортных и рекреационных
зон) для них устанавливаются
более строгие нормативы
Нормативы предельно допустимого вредного воздействия состояние охраны окружающей природной среды определяют предельные размеры вредных воздействий окружающей природной среды, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. На предельно допустимого вредного воздействия включают:
- нормативы предельно
допустимых выбросов и сбросов
вредных веществ, а также
- нормативы предельно
допустимых уровней шума; вибрации,
магнитных полей и иных
- нормативы предельно
допустимого уровня
- предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве - минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве - устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира;
- нормативы предельно
допустимых остаточных
Нормативы использования (изъятия)
природных ресурсов обеспечивают предупреждение
истощения природных ресурсов с
учетом их самовосстановления, предотвращения
нарушений равновесия в окружающей природной
среде. Лимиты на природопользование —
система экологических ограничений по
территориям, представляющая собой установленные
государственными органами для предприятий-
Требования по нормированию предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов устанавливаются в природно-ресурсных актах.
Нормативы санитарных и защитных зон:
1) санитарно-защитные зоны:
- планировочные мероприятия в градостроительстве в целях обеспечения благополучия населения;
- барьеры между жилой
застройкой и предприятиями
2) санитарно-защитные зоны
ядерных объектов и зоны
3) водоохранные зоны: водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов,
осуществления иной хозяйственной деятельности с целью поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;
4) округа санитарной (горно-санитарной) охраны: установление, округов санитарной (горно-санитарной) охраны — меры по охране природ лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (особо охраняемых природных объектов и территорий). В составе руга санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются до трех зон.
Экологические стандарты
– это эколого-правовые требования,
установленные государственными стандартами
(ГОСТ) в отношении новой техники
технологий, материалов, веществ и
другой продукции, способной ока
вредное воздействие на окружающую
природную среду для
Оценка воздействия на
окружающую природную среду –
это деятельность, направленная на
определение характера и
Оценка воздействия на окружающую природную среду организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:
- концепций, программ
и планов отраслевого и
- схем комплексного
- градостроительной документации;
- документации по созданию новой техники, технологии, материалов веществ;
- предпроектных обоснований инвестиций и др.
Экологическая экспертиза
В целях предупреждения негативных
воздействий хозяйственной иной
деятельности на окружающую природную
среду и реализации этой части
конституционного права РК ведение
вопросов охраны окружающей среды и
обеспечения экологической
Экологическая экспертиза –
это установление соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и
определение допустимости реализации
объекта экологической
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения
государственной экологической
экспертизы до принятия
- хозяйственной и иной
деятельности и его
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов
экологической экспертизы при
осуществлении ими своих
- гласности, участия обществе
иных организаций (объединений)
- ответственности участников
экологической экспертизы и
Виды экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза (обязательная) и общественная экологическая экспертиза (добровольная).
Государственная экологическая
экспертиза организуется и проводится
специально уполномоченными
Государственная экологическая
экспертиза проводится экспертной комиссией,
образованной специально уполномоченным
государственным органом в
Стадии проведения экологической экспертизы:
- представление материалов в Госкомэкологию или его территориальные органы;
- регистрация, проверка полноты и достаточности представляемых материалов;
- формирование комиссии государственной экологической экспертизы;
- подготовка индивидуальных,
групповых заключений и
- подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.