Оценка и нормирование качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:17, реферат

Краткое описание

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Содержание

1.Введение
Законодательство РФ в области окружающей среды
Основные понятия об окружающей среде
2.Оценка качества окружающей среды

3.Нормировыание качества окружающей среды

4.Экологическая экспертиза.

Законодательство в области экологической экспертизы

Виды экологической экспертизы

Принципы проведения экологической экспертизы

Сроки проведения экологической экспертизы

5.Расчет массы загрязняющих веществ , выбрасываемых различными технологическими процессами.
6.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 2.85 Мб (Скачать файл)

 

Закон "О радиационной безопасности населения"[22] устанавливает  допустимую дозовую нагрузку на население на уровне 1 мЗв/год.

 

В соответствии с НРБ-96[23], устанавливаются следующие категории  облучаемых лиц:

 

персонал (подразделяемый на группы А и Б);

все население, включая  лиц из персонала, вне сферы и  условий их производственной деятельности.

В условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения  установлены дозовые пределы  для различных групп (Табл. 7).

Основные дозовые  пределы

 

Таблица 6.

 

Нормируемые величины

Дозовые пределы

лица из персонала (группа А)

лица из населения

Эффективная доза

20 мЗв в год в среднем за  любые последовательные 5 лет, но  не более 50 мЗв в год

1 мЗв в год в среднем за  любые последовательные 5 лет, но  не более 5 мЗв в год

Эквивалентная доза за год в:

хрусталике

150 мЗв

15 мЗв

коже

500 мЗв

50 мЗв

кистях и стопах

50 мЗв

500 мЗв


 

 

Следует особо отметить, что установленные пределы относятся  к условиям нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения[23, пункт 5.1]. Облучение населения в условиях радиационной аварии регулируется разделом 8 НРБ-96[23]. Критерии вмешательства на загрязненных территориях регулируются Приложением П-5 НРБ-96[23].

Как отмечалось выше, Нормы  радиационной безопасности (НРБ) регламентируют допустимые уровни воздействия радиации на человека. На основе этих норм разрабатываются нормативные документы, регламентирующие порядок обращения с различными источниками ионизирующего излучения, подходы к защите населения от радиации и т.п. В настоящее время действуют Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87[24а], основанные на ранее действовавших нормативных документах (в частности, НРБ-76/87). Эти правила, в частности, содержат требования по:

 

  • обеспечению радиационной безопасности персонала учреждений и населения, а также по охране окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами;
  • учету, хранению и перевозке источников ионизирующего излучения;
  • сбору, удалению и обезвреживанию твердых и жидких радиоактивных отходов.

Действие документа  распространяется на любые предприятия и учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, где "производятся, обрабатываются, перерабатываются, применяются, хранятся, обезвреживаются и транспортируются естественные и искусственные радиоактивные вещества и другие источники радиоактивного излучения".

Тем, кто интересуется воздействием радиации на человека, будет  интересно ознакомиться с работами "Радиация: дозы, эффекты, риск"[20], Джона Гофмана [25,26]. Кроме того, полезно  иметь ввиду, что официальная позиция России в области радиологической защиты строится на публикациях Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ). Часть этих публикаций переведена на русский язык [27,27а,28].

 

 

4.Экологическая экспертиза.

 

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Декларация о реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду сформулирована применительно  к экологической экспертизе. Экологическая экспертиза в этом отношении - специфический правовой инструмент. Весь ее потенциал направлен на предупреждение экологического и экогенного (т.е. вреда, причиненного здоровью или имуществу человека загрязнением окружающей среды) вреда. При последовательном исполнении положений об экологической экспертизе обеспечивается учет и выполнение экологических требований в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, т.е. до практического осуществления экологически вредной деятельности.

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды.

2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.

3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.

4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

Отношения в области  экологической экспертизы регулирует Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который определяет основные принципы проведения экологической экспертизы:

презумпция потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений о  реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность оценки воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

независимость экспертов  экологической экспертизы при осуществлении  ими своих полномочий;

научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного  мнения;

ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

 


 

На рис.4 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) в связи с реализацией объекта экспертизы и экологическими требованиями(2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка "в связи с реализацией объекта экспертизы" не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы.

В действующей редакции Федерального закона, вступившей в  силу с 1 января 2007 года, понятие "экологическая экспертиза" охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала "намечаемая хозяйственная и иная деятельность", помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие "экологическая экспертизы" в большей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

В соответствии с ФЗ "О  внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты" от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза – это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об экологической  экспертизе" предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:

- государственной;

- общественной.

Различают государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 указанного закона, а регионального уровня – в статье 12.

рис.5

 

 

Государственная экологическая  экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти – в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" с 30 октября данными полномочиями наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Государственная экологическая  экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Объектами государственной  экологической экспертизы федерального уровня в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об экологической  экспертизе" являются:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;
  • объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
  • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717", утвержденным в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" распределены полномочия по организации и проведению государственной экологической следующим образом.

Центральный аппарат  Росприроднадзора:

  • организовывает и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;
  • осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Территориальные органы Росприроднадзора (Департаменты по федеральным  округам и управления по соответствующим субъектам Российской Федерации) по поручению центрального аппарата осуществляют полномочия по организации и проведению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.

Процедура по организации  и проведения государственной экологической  экспертизы регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
  • Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
  • Федеральный закон от     № 52-ФЗ «О животном мире»
  • Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  • Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698;
  • Положение об особенностях проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 824;
  • Методика расчета платы за государственную экологическую экспертизу, утвержденная приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 251;
  • Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87;
  • Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, в части не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации;
  • Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный приказом Минприроды России от 30.10.2008 № 283, применяется только в части не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации (указанным законодательным и иным нормативным правовым актам).

Информация о работе Оценка и нормирование качества окружающей среды