Специфика ситуации в России и внешние угрозы в экологической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

Экологизация всех направлений развития современного общества - одна из определяющих тенденций нашего времени. Этот многоуровневый процесс "экологической экспансии" получил развитие в середине 80-х гг. Вопросы природоохраны и рационального использования ресурсов стали все теснее увязываться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и развития, мировой торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека и т.д. Кульминацией этого процесса стала Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой проблема взаимоотношений общества и природы была поставлена в контексте сохранения не только окружающей cреды и природных ресурсов, но и человеческой цивилизации как таковой. Концептуальной основой новой стратегии стала идея устойчивого развития, реализация которой неотделима от сбалансирования экономических, социальных и экологических процессов как внутри отдельных государств, так и в рамках мирового сообщества.

Содержание

Экологизация международных отношений
Внешние угрозы и международные отношения
Устойчивое развитие и перспектива управления экологической взаимозависимостью
Внешние угрозы
Социальный компонент концепции устойчивого развития и права человека
Внешние угрозы устойчивому развитию
Специфика ситуации в России и внешние угрозы в экологической сфере
Выводы и рекомендации

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД реферат.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Экологизация международных отношений
  2. Внешние угрозы и международные отношения
  3. Устойчивое развитие и перспектива управления экологической взаимозависимостью
  4. Внешние угрозы
  5. Социальный компонент концепции  устойчивого развития и права человека
  6. Внешние угрозы устойчивому развитию
  7. Специфика ситуации в России и внешние угрозы в экологической сфере
  8. Выводы и рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экологизация международных отношений

Экологизация всех направлений развития современного общества - одна из определяющих тенденций нашего времени. Этот многоуровневый процесс "экологической экспансии" получил развитие в середине 80-х гг. Вопросы природоохраны и рационального использования ресурсов стали все теснее увязываться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и развития, мировой торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека и т.д. Кульминацией этого процесса стала Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой проблема взаимоотношений общества и природы была поставлена в контексте сохранения не только окружающей cреды и природных ресурсов, но и человеческой цивилизации как таковой. Концептуальной основой новой стратегии стала идея устойчивого развития, реализация которой неотделима от сбалансирования экономических, социальных и экологических процессов как внутри отдельных государств, так и в рамках мирового сообщества.

Конференция в Рио стала этапом в развитии и менее заметного, но чрезвычайно важного глобального процесса - экологизации массового сознания. Для рядового гражданина экологическое качество cреды обитания и потребляемого им продукта во все большей мере осознается как ценность, за которую он готов платить и обеспечения которой готов требовать как покупатель, налогоплательщик и избиратель. Во все большем числе стран растет понимание того, что экологический рычаг постепенно превращается в универсальный инструмент постановки и общественного контроля за решением любой проблемы, связанной с условиями и качеством жизни.

Экологизация массового сознания и общественного мнения-процесс весьма инерционный и медленный. Но именно понимание его значения - как на национальном, так и на международном уровнях - положено в основу подхода ряда государств к обеспечению не только экологической безопасности, но укреплению своих экономических позиций в системе международных отношений. Расчет строится на том, что глобальная переориентация спроса на товары и услуги, отвечающие определенным экологическим критериям, приведет к серьезной качественной перестройке мирового рынка, на котором наиболее конкурентоспособной будет продукция тех государств, где достигнут высокий уровень экологизации экономики и прежде всего технологической базы, обеспечивающей ее функционирование.

О масштабах развития мирового рынка природоохранных товаров  и услуг можно судить по оценкам  американских экспертов. Сегодняшний  спрос на эту продукцию, составляющий от 200 до 300 млрд. долл., может достигнуть к концу века 500 млрд.долл.

В США задача захвата лидирующих позиций на мировом рынке экологически ориентированной технологии и сферы  услуг возведена в ранг государственных  приоритетов. В официальном заявлении  президента Б.Клинтона об экологической  политике США, с которым он выступил через три месяца после прихода  в Белый Дом, были заложены основные направления американской стратегии  в этой области, нацеленные на укрепление конкурентоспособности и захват американскими компаниями лидерства  на мировом рынке природоохранной  технологии и услуг.

Существо проблемы функционирования традиционного рынка товаров  и услуг заключается в том, что рыночная экономика не только не способствует поддержанию устойчивости биосферы, сохранению биоразнообразия и учету интересов будущих поколений, но и не подает сигналов о переходе несущей емкости ни в отдельных странах и регионах, ни на глобальном уровне и лишь способствует истощению природных ресурсов, создавая иллюзию стабильного роста.

В этих условиях, отмечают американские специалисты, необходимо исправление  ситуации, при которой мировой  рынок диктует, какую технологию создавать и использовать, не считаясь с наносимым экологическим ущербом. Подоплекой их предложений - наряду с  их объективной природоохранной  обоснованностью - является стремление США использовать экологический  императив глобальной стратегии  устойчивого развития и свое технологическое  лидерство для форсирования глобального  процесса экологизации производимых и используемых товаров и услуг и превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа и конкурентоспособности на мировом рынке.

В заявлении Белого Дома в апреле 1993 г. министру торговли было предложено разработать стратегию  расширения экспорта американской технологии и усиления ее конкурентоспособности. С этой целью была принята, в частности, программа "Технологии для решения  международных экологических проблем", в рамках которой США предлагают другим странам уже опробованную высокоэффективную технологию, необходимую  для обеспечения устойчивого  развития и решения ключевых экологических  проблем в энергетике, промышленности и сельском хозяйстве, а также  в лесоводстве и сохранении многообразия живой природы.

Важнейшим инструментом американской политики активного продвижения  своей природоохранной технологии и услуг на мировой рынок, является целенаправленное вовлечение потенциальных  партнеров - покупателей из числа  развивающихся стран и государств с переходной экономикой в разработку и осуществление программ экологизации условий жизни и качества потребляемых ими продуктов и услуг. Тем самым, в этих государствах стимулируется массовый спрос на экологически чистую продукцию. Наиболее характерным примером такой политики является инициатива американского Агентства международного развития, которое в конце 1992 г. приступило к осуществлению проекта по улучшению состояния окружающей среды в СНГ.

Наряду с США в конкурентную борьбу вокруг потенциальных рынков экологической технологии включились и другие индустриальные страны. В  применении к России и ряду бывших советских республик ими разработан комплекс программ экологической помощи по таким направлениям как общее  управление окружающей средой; управление природными ресурсами; природо- или ресурсоохранные проекты; контроль атмосферных загрязнений; радиационный контроль; экологическое обучение.

Ряд программ помощи СНГ  имеет опосредованное отношение  к экологической проблематике и  в перечисленные категории не входит. Основными среди таких  программ являются развитие атомной  энергетики и обеспечение ядерной  безопасности; сбережение и повышение  эффективности использования энергии.

Среди доноров экологической  помощи СНГ доминируют Всемирный  банк и Евробанк реконструкции и развития, чья помощь поступает через официальные правительственные организации, главным образом, министерства, связанные с природо- и ресурсоохраной. В числе основных государств-доноров - страны Центральной Европы, ориентирующие свои программы помощи на регионы Аральского и Черного морей; скандинавские страны (Балтийское море, Кольский полуостров, арктический регион); Канада (Сибирь); Япония (дальневосточный регион).

В перечне эколого-экономических  целей западных доноров главное  место занимает стремление использовать помощь СНГ в деле сокращения антропогенной  нагрузки на природные системы для  вовлечения стран Содружества в  процесс экологизации хозяйственной деятельности. В решении этой задачи упор делается на изучение и оценку потенциального рынка природоохранных товаров и услуг, на определение своего экспортного потенциала указанной продукции в отношении колоссального региона, вовлеченного в восстановление экономики, на внедрение западных экостандартов в экономику СНГ.

С перспективами освоения экологического рынка СНГ через  посредство экспорта природоохранных  технологий и услуг тесно связана  вторая цель западных доноров - извлечение прибылей на инвестиции в сектор природоохраны. Программа экологического содействия, разработанная министрами по экологии западных государств для стран Восточной и Центральной Европы и возможного охвата СНГ в ближайшем будущем, исходит из того, что будут поддерживаться только те средне- и долгосрочные проекты, которые дадут прибыль. Приоритет отдается энергетическому и сырьевому секторам. Вместе с тем, такие проблемы как деградация почв, загрязнение атмосферы, вырубка лесов и сокращение лесных массивов не получают того объема помощи, которой объективно необходим.

2. Внешние угрозы и международные отношения

Одной из серьезнейших внешних  угроз для России в результате экологизации международных отношений является западный курс на формирование экологического сознания российского населения.

В число конкретных программ упоминавшегося проекта Агентства международного развития США вошли программы общественного обучения, направленные на облегчение понимания населением государств СНГ экологических проблем и путей их решения, а также на стимулирование общественного участия в экологическом управлении.

В развитие этого проекта  в начале 90-х гг. был создан консорциум, состоящий из частных общественных экологических организаций США, который финансирует совместные российско-американские проекты, предусматривающие конкретные меры по привлечению внимания широкой общественности России к проблемам сохранения окружающей среды и природных ресурсов. Указанные проекты экологического содействия России и другим странам СНГ призваны стимулировать правительства стран-получателей помощи "изнутри" на принятие тех или иных экологических мер и являются эффективным дополнением к используемому сегодня по линии международных организаций внешнеполитическому механизму воздействия западных государств на экологическую политику развивающихся стран и государств с переходной экономикой.

С проблемой воздействия  на формирование общественного мнения в СНГ связано и стремление Запада играть на существующих противоречиях между центром и регионами в вопросах осуществления природоохранной политики. Отмечая размах коррупции в правительственных структурах стран Содружества, распределяющих фонды экологической помощи, специалисты Института международных исследований (Монтерей) рекомендуют донорам избегать в максимальной мере центральных структур и выходить на прямое сотрудничество с местными властями, малыми и средними предприятиями и, особенно, неправительственными организациями экологического профиля. Подчеркивается, что с помощью Запада власти на местах могли бы стать менее зависимыми от фондов, выделяемых им из центра, и осуществлять экологические меры, на которых настаивает население, быстрее и эффективнее. Местные власти обычно имеют тесную связь с регионом, в котором должен осуществляться проект, и с его жителями. Для населения также легче оказывать давление на власти в своих городах, краях и областях, чем влиять на решения, принимаемые в Москве или других столицах СНГ. Что касается неправительственных организаций, то они, как отмечается, могли бы ускорить принятие неотложных мер через подготовку протестов населения, использование средств массовой информации и лоббирование своих представителей в избираемых органах управления.

Важное место в системе  эколого-политических целей в подходе  западных стран отводится фокусированию  внимания общественности СНГ на военно-промышленном комплексе как крупнейшем источнике  антропогенного ущерба окружающей среде  и здоровью населения.

Стратегическая направленность подобного рода критики ясна. Менее  очевидно потенциальное воздействие  общественного мнения в самом  СНГ и прежде всего в РФ на развитие ВПК, которое формируется в процессе экологизации общественного сознания населения. Целенаправленная политика Запада в этом направлении осуществляется с начала 90-х гг. прежде всего, в контексте содействия соблюдению международных соглашений о правах человека, включающего право на здоровую окружающую среду.

В США воздействие экологизированного общественного мнения четко увязывается со стратегической задачей обеспечения национальной безопасности страны. Проф. Ч.Майер определяет национальную безопасность как способность контролировать внутренние и международные условия, которые общественное мнение данного сообщества считает необходимыми для самоопределения или автономии, процветания и благосостояния. В отличие от определений, основанных на защите от внешних угроз и их нейтрализации, иными словами, имеющих в основе оборонительную стратегию, определение Майера позволяет выявить в подходе США к обеспечению национальной безопасности курс на активное и целенаправленное формирование восприятия экологических проблем другими государствами и стимулирование их на проведение такой политики предотвращения экологических угроз, которая отвечает американским приоритетам.

По мнению конгрессмена Гепхарда в период, когда в России борьба вокруг пути развития далеко не закончена, программа двустороннего экологического сотрудничества призвана продемонстрировать в категориях реальной жизни, что именно западная демократия и свободное предпринимательство могут улучшить повседневную жизнь россиян. Еще более четко политические цели этой программы изложил президент Б.Клинтон, заявив, что помощь России в охране окружающей среды и лучшем использовании энергетики является вкладом не только в реализацию американских ценностей, но и в защиту безопасности США.

Доминирование энергетического  направления в программах экологической  помощи СНГ помимо стремления к извлечению высоких прибылей сопряжено с  не менее фундаментальной и долгосрочной целью - развитием и получением доступа  к нефтегазовым месторождениям на территории СНГ и, прежде всего, России в интересах  обеспечения потребностей Запада в  этих ресурсах. Об этом свидетельствует  Европейская энергетическая хартия, которая была подписана государствами  субконтинента в 1991 г. В документе  утверждается, что западный капитал  и опыт должны использоваться для  изучения резервов энергии в СНГ  для того, чтобы обеспечить такое  положение, при котором были бы удовлетворены  будущие энергетические потребности  Запада. Показательно, что Хартия подчеркивает важность мер по сбережению энергии  в Восточной Европе и СНГ, не упоминая о необходимости разработки аналогичной  стратегии для Запада.

Информация о работе Специфика ситуации в России и внешние угрозы в экологической сфере