Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:59, реферат
Экологизация всех направлений развития современного общества - одна из определяющих тенденций нашего времени. Этот многоуровневый процесс "экологической экспансии" получил развитие в середине 80-х гг. Вопросы природоохраны и рационального использования ресурсов стали все теснее увязываться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и развития, мировой торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека и т.д. Кульминацией этого процесса стала Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой проблема взаимоотношений общества и природы была поставлена в контексте сохранения не только окружающей cреды и природных ресурсов, но и человеческой цивилизации как таковой. Концептуальной основой новой стратегии стала идея устойчивого развития, реализация которой неотделима от сбалансирования экономических, социальных и экологических процессов как внутри отдельных государств, так и в рамках мирового сообщества.
Экологизация международных отношений
Внешние угрозы и международные отношения
Устойчивое развитие и перспектива управления экологической взаимозависимостью
Внешние угрозы
Социальный компонент концепции устойчивого развития и права человека
Внешние угрозы устойчивому развитию
Специфика ситуации в России и внешние угрозы в экологической сфере
Выводы и рекомендации
Содержание:
1. Экологизация международных отношений
Экологизация всех направлений развития современного общества - одна из определяющих тенденций нашего времени. Этот многоуровневый процесс "экологической экспансии" получил развитие в середине 80-х гг. Вопросы природоохраны и рационального использования ресурсов стали все теснее увязываться с глобальными проблемами безопасности, экономического роста и развития, мировой торговли, демографии, отношений Севера и Юга, прав человека и т.д. Кульминацией этого процесса стала Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой проблема взаимоотношений общества и природы была поставлена в контексте сохранения не только окружающей cреды и природных ресурсов, но и человеческой цивилизации как таковой. Концептуальной основой новой стратегии стала идея устойчивого развития, реализация которой неотделима от сбалансирования экономических, социальных и экологических процессов как внутри отдельных государств, так и в рамках мирового сообщества.
Конференция в Рио стала этапом в развитии и менее заметного, но чрезвычайно важного глобального процесса - экологизации массового сознания. Для рядового гражданина экологическое качество cреды обитания и потребляемого им продукта во все большей мере осознается как ценность, за которую он готов платить и обеспечения которой готов требовать как покупатель, налогоплательщик и избиратель. Во все большем числе стран растет понимание того, что экологический рычаг постепенно превращается в универсальный инструмент постановки и общественного контроля за решением любой проблемы, связанной с условиями и качеством жизни.
Экологизация массового сознания и общественного мнения-процесс весьма инерционный и медленный. Но именно понимание его значения - как на национальном, так и на международном уровнях - положено в основу подхода ряда государств к обеспечению не только экологической безопасности, но укреплению своих экономических позиций в системе международных отношений. Расчет строится на том, что глобальная переориентация спроса на товары и услуги, отвечающие определенным экологическим критериям, приведет к серьезной качественной перестройке мирового рынка, на котором наиболее конкурентоспособной будет продукция тех государств, где достигнут высокий уровень экологизации экономики и прежде всего технологической базы, обеспечивающей ее функционирование.
О масштабах развития мирового рынка природоохранных товаров и услуг можно судить по оценкам американских экспертов. Сегодняшний спрос на эту продукцию, составляющий от 200 до 300 млрд. долл., может достигнуть к концу века 500 млрд.долл.
В США задача захвата лидирующих позиций на мировом рынке экологически ориентированной технологии и сферы услуг возведена в ранг государственных приоритетов. В официальном заявлении президента Б.Клинтона об экологической политике США, с которым он выступил через три месяца после прихода в Белый Дом, были заложены основные направления американской стратегии в этой области, нацеленные на укрепление конкурентоспособности и захват американскими компаниями лидерства на мировом рынке природоохранной технологии и услуг.
Существо проблемы функционирования традиционного рынка товаров и услуг заключается в том, что рыночная экономика не только не способствует поддержанию устойчивости биосферы, сохранению биоразнообразия и учету интересов будущих поколений, но и не подает сигналов о переходе несущей емкости ни в отдельных странах и регионах, ни на глобальном уровне и лишь способствует истощению природных ресурсов, создавая иллюзию стабильного роста.
В этих условиях, отмечают американские
специалисты, необходимо исправление
ситуации, при которой мировой
рынок диктует, какую технологию
создавать и использовать, не считаясь
с наносимым экологическим
В заявлении Белого Дома
в апреле 1993 г. министру торговли было
предложено разработать стратегию
расширения экспорта американской технологии
и усиления ее конкурентоспособности.
С этой целью была принята, в частности,
программа "Технологии для решения
международных экологических
Важнейшим инструментом американской
политики активного продвижения
своей природоохранной
Наряду с США в конкурентную
борьбу вокруг потенциальных рынков
экологической технологии включились
и другие индустриальные страны. В
применении к России и ряду бывших
советских республик ими
Ряд программ помощи СНГ
имеет опосредованное отношение
к экологической проблематике и
в перечисленные категории не
входит. Основными среди таких
программ являются развитие атомной
энергетики и обеспечение ядерной
безопасности; сбережение и повышение
эффективности использования
Среди доноров экологической помощи СНГ доминируют Всемирный банк и Евробанк реконструкции и развития, чья помощь поступает через официальные правительственные организации, главным образом, министерства, связанные с природо- и ресурсоохраной. В числе основных государств-доноров - страны Центральной Европы, ориентирующие свои программы помощи на регионы Аральского и Черного морей; скандинавские страны (Балтийское море, Кольский полуостров, арктический регион); Канада (Сибирь); Япония (дальневосточный регион).
В перечне эколого-экономических целей западных доноров главное место занимает стремление использовать помощь СНГ в деле сокращения антропогенной нагрузки на природные системы для вовлечения стран Содружества в процесс экологизации хозяйственной деятельности. В решении этой задачи упор делается на изучение и оценку потенциального рынка природоохранных товаров и услуг, на определение своего экспортного потенциала указанной продукции в отношении колоссального региона, вовлеченного в восстановление экономики, на внедрение западных экостандартов в экономику СНГ.
С перспективами освоения экологического рынка СНГ через посредство экспорта природоохранных технологий и услуг тесно связана вторая цель западных доноров - извлечение прибылей на инвестиции в сектор природоохраны. Программа экологического содействия, разработанная министрами по экологии западных государств для стран Восточной и Центральной Европы и возможного охвата СНГ в ближайшем будущем, исходит из того, что будут поддерживаться только те средне- и долгосрочные проекты, которые дадут прибыль. Приоритет отдается энергетическому и сырьевому секторам. Вместе с тем, такие проблемы как деградация почв, загрязнение атмосферы, вырубка лесов и сокращение лесных массивов не получают того объема помощи, которой объективно необходим.
2. Внешние угрозы и международные отношения
Одной из серьезнейших внешних угроз для России в результате экологизации международных отношений является западный курс на формирование экологического сознания российского населения.
В число конкретных программ упоминавшегося проекта Агентства международного развития США вошли программы общественного обучения, направленные на облегчение понимания населением государств СНГ экологических проблем и путей их решения, а также на стимулирование общественного участия в экологическом управлении.
В развитие этого проекта в начале 90-х гг. был создан консорциум, состоящий из частных общественных экологических организаций США, который финансирует совместные российско-американские проекты, предусматривающие конкретные меры по привлечению внимания широкой общественности России к проблемам сохранения окружающей среды и природных ресурсов. Указанные проекты экологического содействия России и другим странам СНГ призваны стимулировать правительства стран-получателей помощи "изнутри" на принятие тех или иных экологических мер и являются эффективным дополнением к используемому сегодня по линии международных организаций внешнеполитическому механизму воздействия западных государств на экологическую политику развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
С проблемой воздействия на формирование общественного мнения в СНГ связано и стремление Запада играть на существующих противоречиях между центром и регионами в вопросах осуществления природоохранной политики. Отмечая размах коррупции в правительственных структурах стран Содружества, распределяющих фонды экологической помощи, специалисты Института международных исследований (Монтерей) рекомендуют донорам избегать в максимальной мере центральных структур и выходить на прямое сотрудничество с местными властями, малыми и средними предприятиями и, особенно, неправительственными организациями экологического профиля. Подчеркивается, что с помощью Запада власти на местах могли бы стать менее зависимыми от фондов, выделяемых им из центра, и осуществлять экологические меры, на которых настаивает население, быстрее и эффективнее. Местные власти обычно имеют тесную связь с регионом, в котором должен осуществляться проект, и с его жителями. Для населения также легче оказывать давление на власти в своих городах, краях и областях, чем влиять на решения, принимаемые в Москве или других столицах СНГ. Что касается неправительственных организаций, то они, как отмечается, могли бы ускорить принятие неотложных мер через подготовку протестов населения, использование средств массовой информации и лоббирование своих представителей в избираемых органах управления.
Важное место в системе эколого-политических целей в подходе западных стран отводится фокусированию внимания общественности СНГ на военно-промышленном комплексе как крупнейшем источнике антропогенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
Стратегическая направленность подобного рода критики ясна. Менее очевидно потенциальное воздействие общественного мнения в самом СНГ и прежде всего в РФ на развитие ВПК, которое формируется в процессе экологизации общественного сознания населения. Целенаправленная политика Запада в этом направлении осуществляется с начала 90-х гг. прежде всего, в контексте содействия соблюдению международных соглашений о правах человека, включающего право на здоровую окружающую среду.
В США воздействие
По мнению конгрессмена Гепхарда в период, когда в России борьба вокруг пути развития далеко не закончена, программа двустороннего экологического сотрудничества призвана продемонстрировать в категориях реальной жизни, что именно западная демократия и свободное предпринимательство могут улучшить повседневную жизнь россиян. Еще более четко политические цели этой программы изложил президент Б.Клинтон, заявив, что помощь России в охране окружающей среды и лучшем использовании энергетики является вкладом не только в реализацию американских ценностей, но и в защиту безопасности США.
Доминирование энергетического
направления в программах экологической
помощи СНГ помимо стремления к извлечению
высоких прибылей сопряжено с
не менее фундаментальной и
Информация о работе Специфика ситуации в России и внешние угрозы в экологической сфере