Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель работы – изучение экологического воспитания.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
изучить формы организации экологического воспитания в процессе изучения биологии;
рассмотреть систему экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы);
описать экологическое воспитание на уроках биологии;
представить практику экологического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ №3
I. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ №5
I.1 Содержание работы по экологическому воспитанию в процессе изучения биологии №5
I.2 Система экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы) №7
Выводы: №13
II.ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЖИВОТНЫЕ» №14
II. 1. Экологическое воспитание на уроках биологии №14
II.2 Практика экологического воспитания №17
Вывод: №25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ №26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ №3
I. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ №5
I.1 Содержание работы по экологическому воспитанию в процессе изучения биологии №5
I.2 Система экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы) №7
Выводы: №13
II.ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЖИВОТНЫЕ» №14
II. 1. Экологическое воспитание на уроках биологии №14
II.2 Практика экологического воспитания №17
Вывод: №25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ №26
Библиография №28
Актуальность темы. Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания предполагает включение экологических знаний и умений в программы различных циклов учебных дисциплин естественнонаучного, исторического и гуманитарного профиля.
Знания достижений каждой науки дают возможность установить взаимосвязи между ними.
Структуру биологии как науки можно представить в виде ряда перекрещивающихся наук: систематических (таксономических) и функциональных.
Фундаментальные науки обобщают все знания о царствах, отделах (типах) или классах живых существ.
Каждое царство органического мира - предмет изучения особой науки: растения (ботаника), животные (зоология), грибы (микология), бактерии (бактериология), человек (анатомия, физиология, гигиена).
Каждую из этих наук, в
свою очередь, можно подразделить на
отдельные дисциплины, изучающие
различные систематические
Цель работы – изучение экологического воспитания.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
Объект исследования - особенности воспитательного процесса школьников при изучении животных.
Предмет исследования – экологическое воспитание детей в процессе изучения раздела «животные».
Систематические науки изучают общие свойства всех живых систем. К ним относят следующие науки: молекулярную биологию, биологию развития, цитологию, гистологию, генетику, селекцию, экологию. Как же взаимосвязаны эти науки между собой?
Молекулярная биология изучает молекулярный состав организмов (растений, животных, грибов, бактерий), обмен веществ и энергии во всех организмах.
Передача наследственных признаков (наследственность) и появление новых (изменчивость) осуществляются на молекулярном уровне (генетика). Биология развития (особенности фило- и онтогенеза изучается в курсе ботаники, когда рассматривается эволюционный путь растений от низших форм (водоросли, лишайники) к высшим (мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Биология развития в курсе зоологии изучает животных от типа Простейшие до типа Хордовые (класс Млекопитающие).
Цитология изучает строение клеток любых организмов, а гистология -ткани.[4]
Вопросы наследственности и изменчивости (генетика) так - же освещаются в курсах ботаники, зоологии, бактериологии, микологии. «Селекция - это эволюция, направленная волей человека» (II.И. Вавилов).
Это наука, направленная на повышение производительности сельского хозяйства ее проблематика затрагивается в курсе ботаники, когда изучаются сельскохозяйственные культуры (6 - 7 кл.), происхождение культурных растений (10 кл.), сорта важнейших технических, продовольственных, кормовых, зерновых, овощных и других культур (7 кл.).
В курсе зоологии (8 кл.) изучается отдаленная гибридизация как один из методов селекции (10 кл.).
Раздел зоологии «Сельскохозяйственные животные класса Млекопитающие» знакомит учеников с хозяйственно ценными породами животных созданными ведущими селекционерами.
Экология (10 кл.) нашла свое отображение в ботанике (6 - 7 кл.) при изучении многообразия растений, растительных сообществ, взаимоотношения между растениями и окружающей средой, закономерность и развитие растений на популяционно - видовом уровне, необходимости рационального использования растительных ресурсов. Зоология (7- 8 кл.) содержит сведения о популяционной экологии, раскрывает многообразие биоценотических связей, характеризует многообразие животного мира, изучает адаптации животных к абиотическим и биотическим факторам среды.
Анатомия, физиология, гигиена человека (9 кл.) изучают гигиенические нормы, предъявляемые к состоянию окружающей среды, влияние экологических факторов на организм человека (10 кл.).От понимания учителем и учениками этих внутрипредметных связей зависит эффективность экологического образования и воспитания.
Обострение противоречий во взаимодействии человека и природы стимулирует интеграцию разных областей знаний. Сегодня нет такой отрасли науки и практики, которая могла бы устраниться от решения экологических проблем.
Сознательное овладение содержанием экологического образования и воспитания на уроках биологии невозможно без опоры на межпредметные связи с химией, физикой, географией, астрономией, зоотехнией, трудовым обучением, педагогикой, историей, медициной и т.д.
Например, для понимания процесса фотосинтеза нельзя обойтись без знаний химии, а превращения видов энергии: световой - в химическую, химической в механическую, электрическую и т.д. нельзя понять без физики.
Физика изучает движения частиц, явления диффузии и осмоса, без которых невозможно понимание механизма всасывания питательных веществ, запасания их в корнях, видоизмененных побегах, стволах деревьев; обмена веществ в живых организмах; процессов пищеварения, дыхания, выделения. [15]
Знание действия сил в природе (физика) важно при изучении передвижения живых организмов в воздухе, на суше, в воде.
Знание природных зон материков позволяет изучать распространение плодов и семян растений, центры происхождения культурных растений, природные сообщества, расселение растений и животных, климатические ориентации и разнообразие растительного и животного мира.
Знание биосферы, географических оболочек помогает пониманию воздействия растений и животных на атмосферу, гидросферу. Литосферу, влияние климата на здоровье человека. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - общее дело биологов и географов.
На сегодняшнем этапе в образовательном процессе можно выделить ряд аспектов:
В таком образовательном процессе работают компоненты: "педагог-ребенок", "педагог-родитель", "родитель-ребенок", «ребенок-ребенок", "педагог-педагог", "родитель-родитель". В рамках такой системы взаимоотношений ребенок является активным субъектом познания мира. Он имеет свободу выбора содержания, темпов и направления экологического образования. Педагог выступает лишь как организатор деятельности учеников. Сверхзадача образовательного процесса заключается не в том, чтобы снабдить ребенка определенным набором знаний, а в том, чтобы подвести его к глубокому эстетическому восприятию природы, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами. Поэтому основой построения образовательного процесса является постепенное "погружение" и "вживление" ребенка в окружающую природную среду, которое включает три ступени.[5]
На первой ступени
для естественного восприятия
ребенком разнообразия
Третья ступень предполагает овладение методами естественнонаучного познания, умения добывать факты, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения. Стимулирование творческой активности детей помогает развитию творческого восприятия мира и осмыслению себя в нем, побуждает к самостоятельному поиску решения проблем. На каждой ступени перед ребенком открываются возможности выбора разнообразных видов деятельности, которые имеют следующие направления: натуралистическое, биологическое, экологическое. Получая возможность проявить свои знания и умения к наиболее интересующих его областях, ребенок осваивает не образовательную "пирамиду", а "веер", спектр эколого-натуралистических видов деятельности, выбирает и пробует любые из них в соответствии со своими интересами и склонностями.
Каждый этап образовательного процесса заканчивается достижением конкретного результата, после чего ребенок переходит на следующий.
На всех ступенях образовательного процесса основным способом познания является открытие. Тем самым проводятся параллели с научно-исследовательской деятельностью. Такая логика образовательного процесса позволяет развивать у учащихся способность поставить цель, согласовать свои желания с возможностями, что является необходимым условием выхода личности на саморазвитие, самореализацию.[10]
Такого рода модель экологического образования и воспитания позволит создать такую образовательную среду, которая будет комфортна для всех учащихся и будет отвечать потребностям в развитии и самореализации.
Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематический последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, нравственных качеств, o6eспечивающих становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности экологическое воспитание - это сотрудничество воспитателя с воспитанником, направленное на подготовку воспитанника как духовно богатого, рачительного хозяина личных и общезначимых природных богатств.[7]
Следует выделить следующие
принципы экологического образования
и воспитания: междисциплинарности,
непрерывности, интегративности, единства
теории и практики, комплементарности,
системности и систематичности.
Принцип непрерывности заключается в том, что накопление разносторонних экологических знаний происходит постоянно и неуклонно в течение всей человеческой жизни Он осуществляется на протяжении всех лет обучения в дошкольных, школьных, средних и высших учебных заведениях. Принцип интегративности предполагает включение в программы обучения в школах интегрированных курсов типа "Человек и природа", в которых даются обобщения по всей проблеме. Они способствуют синтезированию экологических знаний, пониманию целостности природы, единства ее и общества, необходимости оптимизации их взаимодействия. Принцип единства теории и практики заключается в систематическом вовлечении школьников в практическую работу по охране природы (озеленение, лесовосстановление, благоустройство зеленых массивов). Принцип комплементарности, то есть дополняемости, требует комплексного решения задач воспитания личности, а именно: выделение экологического аспекта в нравственном, эстетическом, физическом воспитании и т.д.
Системность и систематичность предполагают обобщение классификацию экологических знаний на разных этапах экологического образования. Воспитание высокой экологической культуры, основанной на общечеловеческих принципах морали, становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, является целью экологического воспитания.
Информация о работе Экологическое востание в процессе изучения раздела животные