Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к переосмыслению всей существующей системы.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1. Теоретические основы АПК
1.1. Агропромышленный комплекс РФ — понятие, структура 4-8
1.2. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры агропромышленного комплекса РФ 8-8
Глава 2. Современное состояние АПК
2.1 Состояние сельскохозяйственного производства на 2011 год 9-14
2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 14-15
2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений 15-20
2.4 Целевые индикаторы и показатели 20-23
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства 23-24
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий 24-26
2.7 Малые формы хозяйствования на селе 26-27
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве 27-30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития АПК
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса 31-33
3.2 Перспективы развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств 33-36
3.3 Перспективы развития мясного скотоводства 36-38
3.4 Перспективы развития малых форм хозяйствования 38-40
3.5 Перспективы технической и технологической модернизации, инновационного развития 40-43
Заключение 44-45
Список литературы 46-47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо создать институциональную среду инновационного развития агропромышленного комплекса, обеспечивающую его высокую конкурентоспособность и эффективность. Основными результатами формирования институциональной среды должны стать:

  • устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности организаций и распространение в экономике инноваций;
  • усиление стимулов на уровне организаций к постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;
  • создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных предприятий и развития новых рынков продукции.

В связи с этим требуется организовать отбор наиболее перспективных инновационных проектов, создающих базу для получения в перспективе глобальных конкурентных преимуществ. Необходимо создать сеть институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях реализации. Предусматривается ускоренное развитие сетей распространения инноваций через механизмы государственно-частного партнерства, организации сельскохозяйственного консультирования представителей аграрного бизнеса, с помощью которых будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена передача таких проектов от одного института развития к другому. Планируется создание базы данных, включающей информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических ноу-хау) обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах.

Финансирование инновационных проектов в области агропромышленного комплекса будет осуществляться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации самостоятельно и (или) через фонды, в том числе государственные, поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Реализацию инновационных проектов в агропромышленном комплексе намечается проводить с участием отраслевых союзов и ассоциаций. Работа фондов будет нацелена на поддержку развития реципиентов под конкретные проекты и по установленным правилам. При этом средства фондов являются переходящими из года в год, что позволяет избавиться от ряда недостатков бюджетного распределения средств через систему казначейства. Внедрение фондового механизма будет способствовать профессионализации работы с финансовыми потоками, устранению лишних промежуточных звеньев, бюрократизации, минимизации административных структур.

Модернизация технологической базы современного агропромышленного производства невозможна без массового внедрения биотехнологий и биотехнологических продуктов. В целях выхода агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии необходимо решить задачу создания инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.

Основными целями мероприятий являются:

  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;
  • создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль;
  • выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии.

Основными задачами являются:

  • стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;
  • повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
  • создание и развитие институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций;
  • создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий:

  • реализация производителями сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов, в том числе (с оказанием мер государственной поддержки) новых моделей тракторов - 12,6 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов - 5,3 тыс. штук, кормоуборочных комбайнов - 1,3 тыс. штук;
  • увеличение количества реализованных инновационных проектов - до 420;
  • рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (в процентах к 2010 году) - до 32,2 %;
  • удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии - 11,5 %.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий направленных на техническую и технологическую модернизацию, инновационное развитие в 2013-2020гг. за счет средств федерального бюджета составляет 23.696.025,94 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  1. В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
  2. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня  и качества жизни сельского населения.
  3. Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.
  4. Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.
  5. Не может быть шаблонного подхода в проведении преобразований в АПК. В каждом регионе есть свои особенности, которые следует учитывать.
  6. Роль государства заключается в повышении эффективности функционирования отрасли и социально – экономическом развитии территорий, базирующихся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов управления АПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литература

  1. Кресникова Н.И.  Земельное ипотечное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей//Вопросы экономики, 2006г., № 9.
  2. Басалаева Е.В.  Проблемы формирования конкурентоспособного сельского хозяйства//Вопросы экономики, 2006г., №9.
  3. Половинкин П. Повышение конкурентоспособности АПК//Экономист, 2005г., № 10.
  4. Лысенко Е. Экономика сельскохозяйственных предприятий//Экономист, 2005г., № 9.
  5. Исаев З., Гаджиева Д. АПК и совершенствование кредитных отношений//Экономист, 2005г., № 8.
  6. Алтухов А. Территориальное разделение труда в агропромышленном производстве страны//Экономист, 2005г., № 8.
  7. Кошолкина Л. Государственное регулирование АПК//Экономист, 2005г., № 7.
  8. Базиков А., Немытов Д. Аграрные корпорации – перспектива развития//Экономист, 2005г., № 7.
  9. Сысуев В., Рубцова Н. Наука и устойчивое развитие АПК//Экономист, 2005г., № 7.
  10. Паршутина И. Возможности подъема АПК//Экономист, 2005г., № 6.
  11. Чернявский И. Развитие сельских территорий и жизнедеятельности населения//Экономист, 2005г., № 6.
  12. Барышников Н. Роль бюджета в развитии аграрного сектора//Экономист, 2005г., № 5.
  13. Огарков А. Научные исследования и эффективность сельскохозяйственного производства//Экономист, 2005г., № 4.
  14. Ушачев А. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК//Экономист, 2005г., №3.
  15. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2011 году госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
  16. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

 

 


 



Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития