Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов управления дебиторской задолженностью в предприятии.
Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Лесопромышленный комплекс»;
проанализировать составом дебиторской задолженности на ООО «Лесопромышленный комплекс»;
ознакомиться с политикой ООО «Лесопромышленный комплекс в области коммерческого кредитования;
определить пути совершенствования управления дебиторской задолженностью
Введение 2
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженностью 3
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие 3
1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей 6
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности 8
2. Организационно-экономическая характеристика организации 11
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью 18
3.1 Анализ дебиторской задолженности 18
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью 20
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения 22
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности 24
Заключение 25
Список литературы: 27
•виды расчетов, используемых
предприятиями (использование видов
расчетов, гарантирующих платеж, сокращает
размеры дебиторской
•состояние контроля за дебиторской задолженностью;
•профессионализм финансового менеджера, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия;
•другие факторы.
Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, и ограничить их влияние на предприятие практически невозможно.
Внутренние факторы зависят от самого предприятия, от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью.
Формой дебиторской
Необходимость правильного
управления уровнем дебиторской
задолженности определяется не только
стремлением к максимизации денежных
потоков предприятия, но и желанием
снизить издержки фирмы, возникающие
из-за того, что любое увеличение
дебиторской задолженности
Политика управления дебиторской
задолженностью часто называют политикой
по отношению к покупателям
Основной задачей анализа
является оценка уровня дебиторской
задолженности и его динамика
в предшествующем периоде. Контроль
включает ранжирование дебиторской
задолженности по срокам ее возникновения
0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней и
свыше 120 дней. Изучая поведение дебиторской
задолженности в
Кредитная политика представляет собой комплекс решений, состоящий из четырех элементов:
В мировой практике финансового менеджмента применяется три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
1) Консервативный направлен
на минимизацию кредитного
2) Умеренный - ориентирован на средний уровень кредитного риска и более мягкие условия предоставления кредита.
3) Агрессивный предусматривает
максимизацию дополнительной
На практике, чтобы максимально
снизить вероятность
Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:
Формирование условий предоставления коммерческого кредита включает в себя определение следующих параметров:
Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.
Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.
Определение политики
сбора дебиторской
Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.
Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходам по инкассации и др. [6]
Политика в области управления дебиторской задолженностью на предприятии может включать следующее:
1. сквозной анализ дебиторской
задолженности по срокам
2. деление покупателей
на три группы в зависимости
от возможности применения к
ним трех вариантов расчетов:
предоплата, другие формы расчетов,
отсрочка платежа; это должно
быть сделано с учетом объема
продаж по каждому из них,
их платежеспособности, истории
взаимоотношений с каждым
3. определение ценовой
политики в отношении каждой
из трех групп покупателей
с учетом возможности
4. определение условий
(сроков, размера и др.) коммерческого
кредита, предоставляемого при
отсрочке платежа различным
5. выявление возможностей
использования векселей при
6. выявление возможностей
возникновения сомнительной (просроченной
и безнадежной) дебиторской
7. выяснение ситуаций, при
которых возможны продажа или
залог дебиторской
8. прогнозирование поступления
дебиторской задолженности и
определение способов ее
Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:
- контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам;
- ориентация на большое
число покупателей (их
- наблюдение за соотношением
дебиторской и кредиторской
- оплата товаров постоянными
клиентами в кредит (отсрочка
платежа), причем его размеры зависят
от ряда факторов, в частности
от финансового положения
- синхронизация денежных
потоков (притока и оттока
- снижение объема денежных
средств, находящихся в пути, посредством
использования электронных
При управлении дебиторской
задолженностью предприятие, также
должно учитывать влияние внешних
факторов, таких, например, как кризис
неплатежей, неодинаковое влияние инфляции
на различные товары, несовершенство
законодательной базы и противоречивость
отдельных нормативных
Управление дебиторской
задолженностью на предприятии является
в настоящее время
В следующем разделе рассмотрим политику взимания дебиторской задолженностью с покупателей. [1]
Методы, которым следует предприятие для взимания дебиторской задолженности, принято называть политикой инкассации.
Инкассация наличности – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы:
Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.
Анализ состояния дебиторской
задолженности начинаю с общей
оценки динамики ее объема в целом
и продолжают в разрезе отдельных
стаей; определяют долю дебиторской
задолженности в оборотных
Методическим приемом
анализа, обеспечивающим возможность
прогнозирования дебиторской