Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:14, реферат
В последние десятилетия аутсорсинг, как одна из форм взаимодейст-
вия субъектов крупного, среднего и малого бизнеса приобретает все большее
значение в мировой практике. Его применение позволяет корпорациям в зна-
чительной мере повысить свою конкурентоспособность за счет снижения из-
держек, рационализации производственной и управленческой деятельности,
фокусирования на инновациях. Развитие современной экономической и ин-
новационно-технологической системы нашей страны происходит в русле
общемировых тенденций, поэтому аутсорсинг, являясь наиболее эффектив-
ной формой управления бизнесом, активно завоевывает российский рынок.
Этим объясняется актуальность изучения основных тенденций и особенно-
стей современного развития российского аутсорсинга.
ских и переговорных ресурсов, чтобы добиться требуемого уровня качества и
стабильности поставок.
3) Снижение оперативности ниже требуемого уровня. Один из аргу-
ментов за собственное производство заключается в опасении, что процесс
подготовки к производству на стороне очень долог, особенно для сложных
товаров.
4) Высокие барьеры переключения или потенциальная монополия со
стороны поставщика. Объективные барьеры, делающие аутсорсинг эконо-
мически невыгодным – это отсутствие производителей подобных изделий в
регионе, крупные габариты изделий, что делает невозможным их перевозку,
а также риск возникновения монопольного положения поставщика.
5) Усложнение управления. Для активного использования аутсорсинга,
помимо наличия экономической выгоды, необходимо, чтобы работники ком-
пании и система управления была способна эффективно управлять контракт-
ными отношениями.
6) Отсутствие гибкости поставщиков. Основные претензии крупных
производителей к поставщикам деталей и узлов состоят в том, что обычно
это мелкие предприниматели, не принимающие во внимание проблемы дол-
госрочного развития и инвестиций и стремящиеся из данных им производ-
ственных активов «выжать» максимум возможного на данный момент.
Компании, успешно использующие аутсорсинг, стремятся преодолеть эти
факторы и обезопасить выполнение своих договорных обязательств.
Практика
использования аутсорсинга
ческому аутсорсингу в России встречает много преград. В частности, актив-
ному аутсорсингу в российской промышленности в основном мешает отсут-
ствие доверия в бизнесе: руководители боятся вступать в деловые отношения
со сторонними компаниями. Для внедрения стратегического аутсорсинга в
промышленность требуется изменить мышление не только предпринимате-
лей, но и сотрудников, которые должны оценить выгоды аутсорсинга. Разра-
ботка и реализация стратегического аутсорсинга доступна только крупной
профессиональной компании, обладающей, в первую очередь, значительны-
ми кадровыми и финансовыми резервами и опытом работы на рынке, по-18
скольку стратегическое партнерство предполагает создание глубоко интегри-
рованных схем, направленных на качественное развитие бизнеса. Совместное
развитие и взаимная интеграция с аутсорсинговой компанией способно не
только обеспечить развитие профильных
компетенций у компании-
услуг, но и создать новые, которые аутсорсинговая компания, в свою оче-
редь, сможет освоить и предложить новые услуги.
Следует особо отметить, что для успешного перехода на аутсорсинг
руководство компании должно быть очень осторожным. Уже принимая ре-
шение на выделение в аутсорсинг непрофильных активов, необходимо пра-
вильно определить, какие функции являются для компании непрофильными.
Имеются примеры, когда переданные
функции считались
а со временем они становились
компетенции компании в этой области были утеряны. Существует ряд тре-
бований, которым должна удовлетворять профессиональная сервисная ком-
пания. Одно из них – гибкость и быстрота принятия решений. Здесь следует
обратить внимание на опыт работы аутсорсера на рынке, клиентскую базу в
сфере деятельности предприятия-заказчика, важным является прозрачность
действий компании. Когда аутсорсинговая компания приступает к выполне-
нию своих обязательств по стратегическому партнерству, отношения компа-
ний переходят на новый уровень развития, при которых обе стороны будут
осуществлять мониторинг производительности, оценивать результаты и ре-
шать проблемы. Стратегическое партнерство становится тем позитивным ди-
намическим фактором, который существенно ускоряет развитие, помогая при
этом снизить операционные издержки и обеспечить разделение рисков меж-
ду компаниями. Крупные отечественные аутсорсеры успешно вступают в со-
ревнование со своими иностранными конкурентами в области качества
предоставляемых услуг.
2.2. Логистический аутсорсинг. В процессе дальнейшего развития
тенденций снижения затрат компании стали использовать аутсорсинг в дру-
гих, помимо производства, бизнес- процессах, в частности в области логи-
стических услуг. Для крупных компаний логистический аутсорсинг может
стать необходимым элементом
Перед руководителем компании встает вопрос о целесообразности примене-
ния аутсорсинговых схем, и, в случае его положительного решения, выбрать,
какие логистические функции отдать подрядчику, а какие оставить за внут-
ренними отделами логистики.
Следует отметить, что развитие собственной внутренней логистики
имеет ряд преимуществ. Во-первых, это то, что помимо наработанного опыта
и независимости от сторонних посредников, она обеспечивает компании пер-19
сонифицированный сервис, в ряде случаев значительную экономию средств,
а также возможность в дальнейшем провести диверсификацию бизнеса. Ис-
пользование аутсорсинга подразумевает качественный, но стандартизиро-
ванный сервис, а также сокращение финансовых рисков, поскольку логисти-
ческий посредник берет на себя ответственность за исполнение логистиче-
ской операции. Помимо этого, существует возможность сокращения расхо-
дов на логистическую часть бизнеса за счет сокращения транспортных рас-
ходов,затрат на приобретение оборудования и содержание штата специали-
стов. Кроме того, при наличии конкуренции на рынке логистических услуг,
аутсорсинговые компании будут стремиться сделать для своих клиентов вы-
годные предложения в части оптимального соотношения цены и качества
услуг.
На российском рынке востребованные логистические услуги условно
можно объединить в 5 групп [13].
1) Транспортно-экспедиционные
портные услуги и экспедиционные. Как правило, транспортную услугу зака-
зывают те компании, в которых уже существует отдел экспедирования. В
этом случае транспортная компания производит только перевозку груза. Ча-
ще всего оказывается
которая включает полную координацию грузоперевозки.
2) Услуги по таможенному
достаточно специфическая
ющая работу непосредственно с таможенными органами в регламентирован-
ном правовом поле. Это обуславливает наличие в компании аттестованных
специалистов по таможенному оформлению и уплаты таможенных платежей.
Поэтому внутри компании такую работу организовать трудно. Помимо этого,
при возникновении разногласий с таможенными органами в части деклари-
рования товаров вся ответственность, как юридическая, так и финансовая в
виде штрафов, ложится непосредственно на компанию.
3) Услуги склада. Организация складского комплекса внутри компании
достаточно дорогостоящее
совые инвестиции как в покупку либо аренду помещения, так и в оборудова-
ние склада в соответствии с требуемыми нормами.
4) Координация процесса закупок,
упаковка/переупаковка товаров.
Данный вид услуг востребован чаще компаниями, имеющими в своей орга-
низационной структуре достаточно разветвленные филиальные (торговые)
сети. В данном случае заказ такого
рода логистических услуг
и оправдан. 20
5) Комплексные услуги (комплексный аутсорсинг). Здесь в роли компа-
нии-подрядчика выступает единый логистический оператор. Как правило, это
крупные логистические компании, имеющие в своем распоряжении все ре-
сурсы, необходимые для реализации логистических бизнес-процессов. Дан-
ная комплексная услуга востребована компаниями, алгоритм поставок кото-
рых достаточно сложен и имеет несколько промежуточных этапов. По сути,
это услуга по товародвижению от производителю к потребителю
Таким образом, при решении вопроса о том, какие логистические
функции доверить посреднику, необходимо ориентироваться на возможности
компании в части организации собственной логистики, корпоративную стра-
тегию в части дальнейшего развития бизнеса (концентрацию или диверсифи-
кацию), частоту и сложность поставок и т.д. На данный момент логистиче-
ский рынок в России достаточно развит, и компания имеет возможность
найти для себя оптимальное решение.
Можно выделить три уровня отечественных посредников, осуществ-
ляющих свой бизнес на логистическом рынке.
1) Логистические компании уровня 1. Эти компании осуществляют
свою деятельность в рамках одной услуги. Примером могут служить тамо-
женные брокеры, специализирующиеся исключительно на таможенном
оформлении грузов.
2) Логистические компании уровня 2. Это компании – традиционные
логистические посредники, исполняющие традиционные логистические
функции.
3) Логистические компании уровня 3. Такие компании исполняют не-
сколько или все логистические функции и наиболее приближены к единому
логистическому оператору.
Сегодня в России растет объем товарооборота, который проходит через
кооперацию в области
ским операторам в рамках контрактной логистики передано лишь 27% това-
рооборота, а 73% собственных грузопотоков торговые и промышленные
предприятия обслуживают самостоятельно [14]. Среднее значение роста аб-
солютных значений годового оборота логистических операторов за 2006-
2007 г.г. составило около 8%, для
транспортно-экспедиторских ком
23%, а складских операторов – около 2%. Это показывает, что конкуренция
на рынке еще недостаточно высока. Среднее значение рентабельности по от-
расли в 2007 г. составило примерно 11%, причем диапазон изменения значе-
ний рентабельности исследуемых компаний – от 0,5% до 48% [14]. Таким об-
разом, снижение рентабельности в
перспективе будет
агрессивное поведение компаний и рост конкуренции на рынке. Высокие 21
темпы роста объема рынка привлекут новых конкурентов и смогут в кратко–
и среднесрочной перспективе
В настоящее время на рынок логистических услуг большое влияние
оказывает растущая глобализация экономической активности и выход на
российский рынок более мощных иностранных компаний, требующих от
российских логистических
гибкости, но и развития комплексной логистической услуги. Это обуславли-
вает на только развитие отдельных логистических операторов в крупные ло-
гистические провайдеры, но и объединение отдельных логистических опера-
торов в союзы как с другими логистическими операторами, так и с партнера-
ми в различных сферах бизнеса. В конечном итоге, это ведет к повышению
качества логистических услуг в целом и переходу от комплексной логистики
к логистике интегрированной, которая позволяет более эффективно реализо-
вывать цели бизнеса.
2.3. Аутсорсинг в финансовой сфере.
в России все большую популярность приобретает финансовый аутсорсинг, в
состав которого входят бухгалтерский аутсорсинг, аутсорсинг заработной
платы и др.
Бухгалтерский аутсорсинг – один из вариантов бухгалтерского обес-
печения функций учета и отчетности на предприятии, за которое несет ответ-
ственность, в соответствии с законодательством, руководитель предприятия.
Аутсорсинговая компания используется для обеспечения бухгалтерского
учета и предоставления необходимой отчетности в налоговые органы и вне-
бюджетные фонды. Формы сотрудничества могут быть весьма разнообразны.
Теоретически и практически бухгалтерская компания может полностью вы-
полнять функции бухгалтерии
ских платежей и выставления первичных документов контрагентам. Однако
это не исключает возможности
бизнес-процессов с
трудников для достижения максимальной эффективности.
Аутсорсинг заработной платы подразумевает именно расчет заработ-
ной платы, премиальных, командировочных, пособий, компенсаций и т.д., а
не осуществление выплат. Данный бизнес отдают на аутсорсинг во многих
странах мира. Так, в США, стране родоначальнице самого понятия аутсор-
синга, 80% компаний осуществляют расчет заработной платы через аутсор-
синг. В Европе эта услуга используется повсеместно. В России на данный
момент только 7-10% [15] компаний в той или иной степени используют эту
услугу, в странах СНГ – их количество еще меньше. Есть два возможных пу-
ти решения для реализации этой услуги. Это IТ-модули по расчету заработ-22
ной платы – когда клиент покупает некий продукт и сам в нем реализует не-
обходимые расчеты. Второй вариант – полный аутсорсинг функции – когда