Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.

Вложенные файлы: 1 файл

HAI-0068.DOC

— 458.50 Кб (Скачать файл)

Серьезным признаком  неблагополучия в демографическом  развитии региона является естественная убыль населения, которая началась с 1993 г. и продолжается по настоящее время. Начиная с 1992 г. все территории Дальнего Востока теряют свое население и в результате миграции. В структуре населения растет доля лиц старше трудоспособного возраста, идет постарение населения, возрастает нагрузка на экономически активную его часть. Это может привести к социальной нестабильности в регионе. В первые годы реформ в связи с созданием крестьянских хозяйств, вовлечением в сельскохозяйственное производство населения, занятого в других отраслях и жителей городов, численность занятых в сельском хозяйстве росла в большинстве территорий. С 1994 года началось сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве (табл. 16).

В результате сокращения производства, ликвидации подразделений социальной сферы безработица в сельской местности стала хронической (табл.17).

За 1997 год число занятых  в сельском хозяйстве уменьшилось  в Амурской области 11%.

Таким образом, и в  основных сельскохозяйственных районах  Дальнего Востока процесс сокращения числа занятых в сельском хозяйстве усиливается. Выбывают прежде всего специалисты, трактористы-машинисты и другие работники массовых профессий. Сокращается число занятых в животноводстве.

 

Таблица 16

Численность занятых  в сельскохозяйственном производстве (тыс. чел.)

Территории

1994

1995

1996

1997

1997 в % к

1994

1996

Дальний Восток

176,4

164,3

150,3

130,6

74

87

Республика Саха

36

36,5

30,8

27,8

77

90

Амурская область

44

41,8

37,6

33,5

76

89


 

Таблица 17

Безработица в сельской местности (тыс. чел.)

Территории

1993

1994

1995

1996

1997

1997 в % к

1993

1996

Дальний Восток

10,9

22,5

47,4

51,7

41,1

377

80

Республика Саха

0,5

0,9

1,8

2,7

3,4

680

125

Еврейская АО

0,2

0,2

0,4

0,3

0,3

150

100

Приморский край

3,1

5,6

11,4

18,1

14,1

454

78

Хабаровский край

1,8

4,5

11,8

12,8

9,8

544

77

Амурская область

2,3

5,9

13,2

9,2

4,6

200

50

Камчатская обл.

1,2

2,0

2,6

2,6

3,0

250

115

Магаданская обл.

0,6

0,9

0,9

0,8

0,8

133

100

Сахалинская обл.

1,0

1,8

3,6

3,0

3,0

300

100


 

Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не улучшением ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств и длительных сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две трети составляют женщины и более одной трети молодежь. Сократилась потребность в животноводах, учителях, воспитателях и медицинских работниках. Как показали опросы сельских жителей, более 80% опрошенных не уверены в будущем, считают, что практически никто, не защищает их интересы, профсоюзы бездействуют и не могут решать возникающие проблемы на рынке труда.

Увеличивается продолжительность  безработицы, она приобретает застойные  формы, ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица, не занято или частично занято более 25% общей численности работающих. Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения.

Сохранение большинства  сельскохозяйственных предприятий  в значительной мере поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и замены натуральной выдачей продуктов.

В 1997 г. заработная плата  в сельском хозяйстве составляла 55% от средней по народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других отраслях (табл. 18).

Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных территориях; она составила в  Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от средней заработной платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990 гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г. увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г. разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской жизни.

 

Таблица 18

Уровень заработной платы  по отраслям народного хозяйства (май 1997 г)

Территории

Средняя заработная плата (тыс. руб) по всем отраслям

Оплата в отраслях материального производства, в % к  средней

Промышленность

Строительство

Транспорт

Связь

Сельское хозяйство

Республика Саха

2269

131

133

127

131

55

Амурская область

1034

118

107

153

150

38


 

Принципиальные изменения  произошли в структуре доходов. Как показало обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским жителям больше, чем труд в хозяйстве.

Предприятия во многих случаях  рассматриваются прежде всего как  источник ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная плата перестала выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она превратилась в разновидность пособия, не связанного с результатами труда. Усилились негативные процессы в развитии социальной инфраструктуры. Ввод жилья по сравнению с 1986-1990 гг. сократился в 4 раза, общеобразовательных школ - в 15 раз, прекратился ввод дошкольных учреждений и учреждений культуры. Разрушается сеть сельских лечебных учреждений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, прекращается выездное медицинское обслуживание сельского населения.

Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению платежеспособного спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность постоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы и повышение доходов сельского населения.

 

2. Экономическая среда  функционирования аграрного сектора.

Радикальная экономическая  реформа, начатая в 1992 году, направлена на коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям.

2.1. Методы проведения  реформ и их экономическое  содержание.

С начала экономических  реформ за основу была принята схема  монетарного макроэкономического регулирования. В плане практических действий это привело к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ. Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского спроса населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение объёма кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и особенно внешней торговли.

Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением  производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением акций.

Это был ультрареволюционный  подход к реформе, когда абстрактная  схема, декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной собственности.

Либерализация цен привела  к гиперинфляции. В то же время  стоимость основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов началась только через два года. Оборотные средства практически были конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных средств и стимулировало проведение приватизации.

Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной собственности в руки крупных частных собственников.

Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков.

Проводимая реорганизация  и созданная экономическая среда  были направлены на разрушение общественного  производства, а не на повышение  эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у общества.

При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся  целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19).

Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода  реформы применяемые методы макроэкономического  регулирования стабильно способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных затратах со стороны новых собственников.

Таким образом, сложившаяся  ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.

 

Таблица 19

Методы, декларированные  цели и полученные результаты экономических  реформ

Период

Методы и  практические шаги

Декларированная цель

Полученные  экономические 
результаты

1992-1993

Либерализация цен

Согласование спроса и предложения, макроэкономическое равновесие

Разрушение экономической  базы государственного регулирования

Либерализация торговли

Насыщение товарного  рынка

Модификация отношений  собственности, стимулирование мелкой частной собственности

Реорганизация, акционирование и приватизация предприятий

Рост эффективности  производства путем передачи собственности работникам, формирование слоя собственников

Разрушение общественной собственности путем ее диффузии

Ограничение денежной массы, отказ от индексации основных и оборотных средств

Борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабильности

Обесценение общественного, акционерного и мелкого частного капитала

1994-1996

Переход к денежной приватизации

Формирование стратегических собственников фондового рынка, стимулирование инвестиций

Перераспределение собственности, рост стоимости активов, скупка акций иностранными инвесторами

Ограничение массы платежных средств

Контроль над инфляцией, сокращение бюджетного дефицита

Поглощение мелкого  капитала, уменьшение числа мелких держателей акций

Попытка государственного регулирования, введение валютного коридора

Поддержка отечественных  товаропроизводителей, стимулирование производства

Ухудшение положения в экспортно-ориентированных от-раслях, снижение стоимости акций, формирование государственно-монополистичес-ких групп

1997-1998

Ограничение массы платежных средств, поддержание курса рубля

Стабилизация финансового  состояния, обеспечение конвертируемости

Спад производства, усиление портфельных инвестиций, переход  права собственности к крупным  отечественным и иностранным  инвесторам

Либерализация доступа  иностранных инвесторов на рынок ГКО ОФЗ

Пополнение бюджета, снижение его дефицита

Свободный вывоз капитала при осложнении ситуации на мировых рынках, полная зависимость от внешних инвесторов

Продажа государственных  пакетов акций рентабельных предприятий

Пополнение бюджета, финансирование государственного долга

Перераспределение собственности в пользу крупного капитала, последующее снижение доходов

Информация о работе Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке