Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:16, курсовая работа
Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.
Серьезным признаком неблагополучия в демографическом развитии региона является естественная убыль населения, которая началась с 1993 г. и продолжается по настоящее время. Начиная с 1992 г. все территории Дальнего Востока теряют свое население и в результате миграции. В структуре населения растет доля лиц старше трудоспособного возраста, идет постарение населения, возрастает нагрузка на экономически активную его часть. Это может привести к социальной нестабильности в регионе. В первые годы реформ в связи с созданием крестьянских хозяйств, вовлечением в сельскохозяйственное производство населения, занятого в других отраслях и жителей городов, численность занятых в сельском хозяйстве росла в большинстве территорий. С 1994 года началось сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве (табл. 16).
В результате сокращения производства, ликвидации подразделений социальной сферы безработица в сельской местности стала хронической (табл.17).
За 1997 год число занятых в сельском хозяйстве уменьшилось в Амурской области 11%.
Таким образом, и в основных сельскохозяйственных районах Дальнего Востока процесс сокращения числа занятых в сельском хозяйстве усиливается. Выбывают прежде всего специалисты, трактористы-машинисты и другие работники массовых профессий. Сокращается число занятых в животноводстве.
Таблица 16 | ||||||
Численность занятых в сельскохозяйственном производстве (тыс. чел.) | ||||||
Территории |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1997 в % к | |
1994 |
1996 | |||||
Дальний Восток |
176,4 |
164,3 |
150,3 |
130,6 |
74 |
87 |
Республика Саха |
36 |
36,5 |
30,8 |
27,8 |
77 |
90 |
Амурская область |
44 |
41,8 |
37,6 |
33,5 |
76 |
89 |
Таблица 17 | |||||||
Безработица в сельской местности (тыс. чел.) | |||||||
Территории |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1997 в % к | |
1993 |
1996 | ||||||
Дальний Восток |
10,9 |
22,5 |
47,4 |
51,7 |
41,1 |
377 |
80 |
Республика Саха |
0,5 |
0,9 |
1,8 |
2,7 |
3,4 |
680 |
125 |
Еврейская АО |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
150 |
100 |
Приморский край |
3,1 |
5,6 |
11,4 |
18,1 |
14,1 |
454 |
78 |
Хабаровский край |
1,8 |
4,5 |
11,8 |
12,8 |
9,8 |
544 |
77 |
Амурская область |
2,3 |
5,9 |
13,2 |
9,2 |
4,6 |
200 |
50 |
Камчатская обл. |
1,2 |
2,0 |
2,6 |
2,6 |
3,0 |
250 |
115 |
Магаданская обл. |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
133 |
100 |
Сахалинская обл. |
1,0 |
1,8 |
3,6 |
3,0 |
3,0 |
300 |
100 |
Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не улучшением ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств и длительных сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две трети составляют женщины и более одной трети молодежь. Сократилась потребность в животноводах, учителях, воспитателях и медицинских работниках. Как показали опросы сельских жителей, более 80% опрошенных не уверены в будущем, считают, что практически никто, не защищает их интересы, профсоюзы бездействуют и не могут решать возникающие проблемы на рынке труда.
Увеличивается продолжительность безработицы, она приобретает застойные формы, ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица, не занято или частично занято более 25% общей численности работающих. Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения.
Сохранение большинства сельскохозяйственных предприятий в значительной мере поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и замены натуральной выдачей продуктов.
В 1997 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 55% от средней по народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других отраслях (табл. 18).
Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных территориях; она составила в Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от средней заработной платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990 гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г. увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г. разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской жизни.
Таблица 18 | ||||||
Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г) | ||||||
Территории |
Средняя заработная плата (тыс. руб) по всем отраслям |
Оплата в отраслях материального производства, в % к средней | ||||
Промышленность |
Строительство |
Транспорт |
Связь |
Сельское хозяйство | ||
Республика Саха |
2269 |
131 |
133 |
127 |
131 |
55 |
Амурская область |
1034 |
118 |
107 |
153 |
150 |
38 |
Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским жителям больше, чем труд в хозяйстве.
Предприятия во многих случаях рассматриваются прежде всего как источник ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная плата перестала выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она превратилась в разновидность пособия, не связанного с результатами труда. Усилились негативные процессы в развитии социальной инфраструктуры. Ввод жилья по сравнению с 1986-1990 гг. сократился в 4 раза, общеобразовательных школ - в 15 раз, прекратился ввод дошкольных учреждений и учреждений культуры. Разрушается сеть сельских лечебных учреждений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, прекращается выездное медицинское обслуживание сельского населения.
Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению платежеспособного спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность постоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы и повышение доходов сельского населения.
Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям.
С начала экономических
реформ за основу была принята схема
монетарного макроэкономическог
Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением акций.
Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема, декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной собственности.
Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов началась только через два года. Оборотные средства практически были конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных средств и стимулировало проведение приватизации.
Ваучерная приватизация позволила передать государственную собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной собственности в руки крупных частных собственников.
Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых групп , банков.
Проводимая реорганизация
и созданная экономическая
При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19).
Проведенный анализ показывает,
что в течение всего периода
реформы применяемые методы макроэкономического
регулирования стабильно способ
Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.
Таблица 19 | |||
Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ | |||
Период |
Методы и практические шаги |
Декларированная цель |
Полученные
экономические |
1992-1993 |
Либерализация цен |
Согласование спроса и предложения, макроэкономическое равновесие |
Разрушение экономической базы государственного регулирования |
Либерализация торговли |
Насыщение товарного рынка |
Модификация отношений собственности, стимулирование мелкой частной собственности | |
Реорганизация, акционирование и приватизация предприятий |
Рост эффективности производства путем передачи собственности работникам, формирование слоя собственников |
Разрушение общественной собственности путем ее диффузии | |
Ограничение денежной массы, отказ от индексации основных и оборотных средств |
Борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабильности |
Обесценение общественного, акционерного и мелкого частного капитала | |
1994-1996 |
Переход к денежной приватизации |
Формирование стратегических собственников фондового рынка, стимулирование инвестиций |
Перераспределение собственности, рост стоимости активов, скупка акций иностранными инвесторами |
Ограничение массы платежных средств |
Контроль над инфляцией, сокращение бюджетного дефицита |
Поглощение мелкого капитала, уменьшение числа мелких держателей акций | |
Попытка государственного регулирования, введение валютного коридора |
Поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование производства |
Ухудшение положения в экспортно-ориентированных от-раслях,
снижение стоимости акций, формирование
государственно-монополистичес- | |
1997-1998 |
Ограничение массы платежных средств, поддержание курса рубля |
Стабилизация финансового состояния, обеспечение конвертируемости |
Спад производства, усиление портфельных инвестиций, переход права собственности к крупным отечественным и иностранным инвесторам |
Либерализация доступа иностранных инвесторов на рынок ГКО ОФЗ |
Пополнение бюджета, снижение его дефицита |
Свободный вывоз капитала при осложнении ситуации на мировых рынках, полная зависимость от внешних инвесторов | |
Продажа государственных пакетов акций рентабельных предприятий |
Пополнение бюджета, финансирование государственного долга |
Перераспределение собственности в пользу крупного капитала, последующее снижение доходов |