Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:16, курсовая работа
Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.
Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.
В промышленности либеральные
подходы выдерживались в
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.
Таблица 20 | ||||||
Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз) | ||||||
Вид производства, территория |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1995 в % |
Топливный комплекс | ||||||
Амурская область |
0,8 |
127 |
1 |
21 |
2,7 |
5760 |
Республике Саха |
2,2 |
188,1 |
6,2 |
2,7 |
2,6 |
18011 |
Лесной комплекс | ||||||
Амурская область |
3,0 |
20 |
13,7 |
3,8 |
1,9 |
5934 |
Республике Саха |
3,7 |
18,3 |
12,5 |
4,1 |
2,8 |
2959 |
Сельское хозяйство | ||||||
Амурская область |
2 |
7,9 |
8,8 |
4 |
2,7 |
1501 |
Республике Саха |
1,6 |
6,9 |
14,4 |
4 |
2,9 |
1844 |
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).
Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.
Таблица 21 | ||||
Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1) | ||||
Виды продукции |
1991 |
1994 |
1995 |
1997 |
Трактор ДТ-75 |
1,93 |
2671 |
7359 |
19125 |
Трактор МТЗ-80 |
1,86 |
4568 |
6086 |
14482 |
Мин. удобрения |
2,00 |
1352 |
5297 |
18750 |
Дизельное топливо |
2,25 |
6822 |
22970 |
26625 |
Автобензин |
1,53 |
4946 |
15491 |
19923 |
В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных.
С января 1992 г. цены на сельскохозяйственную продукцию были полностью освобождены, а дотации и надбавки к ним не выплачивались. Расчет строился на формирование соотношения цен под влиянием спроса и предложения. Большая часть продукции сельского хозяйства представляет предметы первой необходимости. Поэтому рост цен на нее ограничивался как федеральными, так и местными органами власти.
В то же время снижение реальных доходов населения привело к сокращению спроса. Сельскохозяйственные предприятия испытывали затруднения со сбытом продукции, стали проявляться признаки перепроизводства. Все это сдерживало рост цен на продукцию сельского хозяйства и усиливало диспаритет (табл. 22).
Таблица 22 | |||||||
Выручка за 1 центнер реализованной сельскохозяйственной продукции (тыс. руб.) | |||||||
Виды |
Территории |
1990 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1997 к 1990, раз |
Зерно |
РФ |
29 |
10 |
32 |
64 |
64 |
2206 |
Д. Восток |
33 |
19 |
53 |
89 |
110 |
3333 | |
Картофель |
РФ |
30 |
26 |
84 |
99 |
110 |
3666 |
Д. Восток |
39 |
68 |
141 |
218 |
234 |
6000 | |
Овощи |
РФ. |
25 |
38 |
82 |
105 |
116 |
4640 |
Д. Восток |
34 |
97 |
158 |
229 |
240 |
7058 | |
Молоко |
РФ |
65 |
21 |
83 |
108 |
127 |
1953 |
Д. Восток |
135 |
46 |
173 |
297 |
351 |
2600 | |
Мясо КРС |
РФ |
372 |
91 |
272 |
380 |
487 |
1309 |
Д. Восток |
670 |
209 |
485 |
814 |
1018 |
1519 | |
Мясо свинина |
РФ |
311 |
156 |
495 |
721 |
893 |
2871 |
Д. Восток |
483 |
316 |
971 |
1776 |
2434 |
4937 | |
Мясо птиц |
РФ |
253 |
168 |
477 |
769 |
887 |
3505 |
Д. Восток |
354 |
256 |
728 |
1255 |
1550 |
4353 | |
Яйца, тыс. шт. |
РФ |
108 |
97 |
283 |
433 |
465 |
4305 |
Д. Восток |
123 |
160 |
475 |
716 |
855 |
6751 |
На Дальнем Востоке цены на сельскохозяйственную продукцию выросли больше, чем в среднем по Российской Федерации. Однако их индекс по отдельным продуктам был в 5,6-17,5 раза ниже индекса цен на основные промышленные ресурсы производственного назначения. Таким образом, под влиянием географических и природных условий на Дальнем Востоке диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию проявляется сильнее. Вследствие этого аграрный сектор региона разрушается более высокими темпами.
То, что обвальный, нерегулируемый переход от централизованного к свободному ценообразованию вел к разрушению аграрного сектора, стало ясно после короткого периода. Поэтому с мая 1992 г. были введены дотации на молоко и молокопродукты, скот и птицу, яйцо, дифференцированные по зонам; дотации на шерсть, лен, коноплю и сою введены с 1994 года. В 1992 г. специальным соглашением правительства, заготовителей и производителей определялись рекомендуемые цены на зерно, семена масличных культур и сахарную свеклу, закупаемые в Федеральные фонды. Рекомендуемые цены на продукцию, поступающую в региональные фонды, устанавливались в субъектах федерации. Однако рекомендуемые цены не были обязательными для субъектов рынка, и их применение не получило распространения.
В декабре 1994 года был
принят Федеральный закон “О закупках
и поставках сельскохозяйственн
Гарантированные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию для федеральных нужд были введены в 1995 г.; на продукцию, поступающую в региональные фонды, они устанавливались на местах органами исполнительной власти. Но финансовые ресурсы для обеспечения гарантированных цен были недостаточны, а на продукцию животноводства не предусматривались. Поэтому их применение не способствовало стабилизации аграрного рынка, а породило новые противоречия. В ряде случаев гарантированные цены были выше рыночных цен, что затрудняло реализацию продукции переработчикам.
Ухудшение общей экономической ситуации, сложности с формированием доходной части федерального бюджета, снижение средств, выделяемых на поддержку АПК, привело к тому, что с 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства передана регионам. Органам исполнительной власти субъектов федерации дано право определять перечень дотируемой продукции и размер дотаций, исходя из возможностей региональных бюджетов. В этих условиях часть регионов не выплачивает дотаций на продукцию животноводства из своих бюджетов, не регулирует отпускные цены. В итоге происходит дифференциация территорий по уровню цен, не связанная с условиями производства. Часто стимулируется производство в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат (табл. 23).
Наименьшие темпы роста выручки наблюдаются в Амурской области, хотя в ней сосредоточены основные площади сельскохозяйственных угодий. На продукцию, поступившую из других регионов на переработку, дотации не выплачиваются. В этих условиях разрушается единое рыночное пространство и создаются условия для взаимной изоляции регионов.
В 1997-1998 гг. возможности федерального и региональных бюджетов еще больше сократились. Доля аграрного сектора в расходной части бюджета Российской Федерации в 1998 г. составила менее 2% против 12% в 1991 году. Поэтому активная ценовая политика практически не проводится.
Ценовая политика 1992-1998 гг., сориентированная на либерализацию и полный уход государства из экономики, привела к глубокому диспаритету цен и не позволяет решать экономические и социальные проблемы аграрного сектора. Производители сельскохозяйственной продукции не могут приобретать технику, горючее, средства защиты растений и животных, элитные семена и племенных животных. Это ведет к разрушению потенциала, переходу к примитивным технологиям, дальнейшему сжатию внутреннего рынка и автаркии сельского хозяйства.
Таблица 23 | ||||||
Динамика выручки за 1 ц молока и картофеля
по территориям | ||||||
Территории |
1990 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1997 к |
Картофель |
||||||
Дальний Восток |
39 |
68 |
141 |
218 |
234 |
6000 |
Республика Саха |
45 |
141 |
131 |
368 |
304 |
6755 |
Амурская область |
35 |
44 |
72 |
117 |
133 |
3800 |
Молоко |
||||||
Республика Саха |
172 |
67 |
190 |
366 |
395 |
2296 |
Амурская область |
115 |
23 |
112 |
149 |
180 |
1593 |