Аналитический и синтетический учёт коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью курсовой работы является наиболее полное отражение роли бухгалтерского учета в управлении деятельностью банка, а так же разработки мероприятий и предложений по улучшению ведения бухгалтерского учета.
Задачами курсовой работы:
Выявление особенностей ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
Рассмотрение основных принципов ведения учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЁТА В БАНКАХ 5
1.1. Цель и задачи аналитического и синтетического учёта в коммерческом банке 5
1.2. Организация аналитического учёта в коммерческом банке 6
1.3. Организация синтетического учета в коммерческом банке 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСБАНК» 13
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Росбанк». 13
2.2. Особенности аналитического учёта в ОАО «Росбанк» 14
2.3. Особенности синтетического учёта в ОАО «Росбанк» 18
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В БАНКЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 1 30
Приложение 2 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова работа нестеренко (Автосохраненный).docx

— 102.19 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  АНАЛИТИЧЕСКОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЁТА  В БАНКАХ 5

1.1. Цель и  задачи аналитического и синтетического  учёта в коммерческом банке 5

1.2. Организация  аналитического учёта в коммерческом  банке 6

1.3. Организация  синтетического учета в коммерческом  банке 10

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ  ОАО «РОСБАНК» 13

2.1.  Организационно  – экономическая характеристика  ОАО «Росбанк». 13

2.2. Особенности  аналитического учёта в ОАО  «Росбанк» 14

2.3. Особенности  синтетического учёта в ОАО  «Росбанк» 18

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В БАНКЕ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Приложение 1 30

Приложение 2 48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в  России делает чрезвычайно важным вопрос о функциях и операциях коммерческих банков. В современных условиях структура  банковской системы резко усложняется. Идет поиск оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке  капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур.

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через  них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые  операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные  учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут  статистику, имеют свои подсобные  предприятия.

Бухгалтерский учет в банках является информационной системой, которая содержит в себе исчерпывающие финансовые ведомости о банке – субъекте хозяйственной деятельности. Система  бухгалтерского учета должна быть актуальной, надежной, эффективной.

Предметом курсовой работы является совокупность объектов в процессе аналитического и синтетического учёта банка.

К объекту курсовой работы можно отнести аналитический и синтетический учёт в кредитных организациях.

Бухгалтерский учет базируется на определенных правилах определения, регистрации, классификации  и интерпретации операций или  событий, связанных с деятельностью  банка. Все это и составляет метод  бухгалтерского учета, который состоит  из таких элементов: документация и  инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись; бухгалтерский  баланс и отчетность.

Бухгалтерский учет является важным элементом контроля. На управленческие решения существенно влияет бухгалтерская  информация о состоянии расчетов, наличных средств, ценных бумаг, которыми владеет банк, депозитных операций, валютных средств, кредитных ресурсов и его кредитного портфеля.

Эффективная и гибкая система банковского  учета может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи качественное банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся  потребности изменяющейся экономики.

Система бухгалтерского учета - это своеобразный механизм подготовки и отражения информации об имущественном  и финансовом состоянии банка. Благодаря  этой информации внутренние и внешние  ее пользователи имеют представление  о реальном состоянии дел банка.

Таким образом, целью курсовой работы является наиболее полное отражение роли бухгалтерского учета в управлении деятельностью банка, а так же разработки мероприятий и предложений по улучшению ведения бухгалтерского учета.

Задачами курсовой работы:

    1. Выявление особенностей ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
    2. Рассмотрение основных принципов ведения учета.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЁТА В БАНКАХ

1.1. Цель и задачи аналитического  и синтетического учёта в коммерческом  банке

Бухгалтерский учет в банке ведется в двух направлениях: синтетический учет — учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Документы (регистры) синтетического учета: ежедневный баланс, ежедневная оборотная ведомость.

Аналитический учет — учет, который ведется на лицевых аналитических  счетах бухучета, группирующих детальную  информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Документы (регистры) аналитического учета: лицевые  счета, ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных или привлечённых средств.

Цель аналитического учета:

    • полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах, детально — каждую индивидуальную операцию;
    • проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов. Эти документы являются основанием для бухгалтерских записей в аналитическом учете.

Задачи синтетического учета:

    • сгруппировать данные аналитического учета по синтетическим счетам;
    • проверить правильность ведения аналитического учета.

Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа  и управления банковской деятельностью.

Введение 2-ух видов учета  и двух видов счетов аналитического и синтетического является одним  из принципов организации ведения  учета. Необходимость их одновременного ведения определяется тем, что аналитический  и синтетический учет взаимно дополняют и взаимно контролируют друг друга (табл. 1):

Таблица 1.1. – Взаимосвязь  аналитического и синтетического учета

Синтетический

Аналитический

Ведется в денежном выражении

Ведется и в денежном и  в натуральном выражении

Ведется по принципу: одному объекту один счет.(обобщая все данные учета об этом объекте)

Ведение нескольких счетов по одному объекту.

Обобщает данные учета

Дополняет и расчленяет данные учета по отдельным показателям.


В учреждениях банка, информация которых обрабатывается на ЭВМ, сверка аналитического с синтетическим  учетом производится в процессе обработки  информации автоматизированным способом. То есть обороты по дебету и кредиту, входящие и исходящие остатки  по синтетическому учету всегда должны быть равны сумме тех же параметров по всем лицевым счетам аналитического учета, входящим в этот синтетический  счет.

1.2. Организация аналитического  учёта в коммерческом банке

Рассмотрим подробнее  документы аналитического учета. Лицевым  счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета  должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного  года (после 31 декабря) разрешается  новым счетам клиентов присваивать  номера лицевых счетов, закрытых в  отчетном году. В лицевых расчетах должны показываться: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток  на начало дня, обороты по дебету и  кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после  отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец  дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с  использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы — отдельно по дебету и кредиту, остаток и др.

В соответствии с ФЗ №395 «О банках и банковской деятельности» порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов как в рублях, так и в иностранной валюте устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела может устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.

Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела — в зависимости  от порядка, установленного в банке) представляется распоряжение руководства  банка об открытии счета с приложением  карточки образцов подписей должностных  лиц, имеющих право распоряжаться  счетом, и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер  и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету. Распоряжение после  открытия счета с отметкой должностных  лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое  дело клиента.

Необходимое количество экземпляров  карточек образцов подписей и печати для использования в работе ксерокопирует  кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный  бухгалтер кредитной организации  или его заместитель.

Открытые клиентам счета  регистрируются в книге регистрации  открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

    • дата открытия счета;
    • дата и номер договора об открытии счета;
    • наименование клиента;
    • наименование (цель) счета;
    • номер лицевого счета;
    • порядок и периодичность выдачи выписок по счету;
    • дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии
    • счета;
    • дата закрытия счета; примечание.

В книге для каждого  номера и наименования счета второго  порядка открываются отдельные, страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя  и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).

Лицевые счета, открываемые  не клиентам, а для учета имущества, расчетов, участия капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., также регистрируются в  книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.

Учетной политикой кредитной  организации может быть предусмотрено  ведение книги регистрации лицевых  счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи  главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. Внесение изменений в книгу  учета лицевых счетов клиентов может  осуществляться только с разрешения главного бухгалтера либо его заместителя.

В случае закрытия счета, а  также при изменении наименования предприятия, организации, учреждения либо номера счета владелец счета  обязан возвратить кредитной организации  чековые книжки с оставшимися  неиспользованными чеками и корешками  при заявлении, в котором указываются  номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение  остатка средств на счете на день закрытия и указание, куда перечислить  остаток средств.

Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим  формам бланков в двух экземплярах, которые передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается  для выдачи или отсылки клиенту.

Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных  баз данных, распечатываются для  выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором  с клиентом.

Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся  вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов,- выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом  кредитной организации. В таком  порядке оформляется каждый лист выписки.

Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему  выписок письменно сообщить кредитной  организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При  непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.

Письменные и устные справки  о совершаемых операциях по счетам выдаются только в случаях, предусмотренных  Федеральным законом «О банках и  банковской деятельности» и другими  законодательными актами.

В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан клиенту только с письменного разрешения руководителя банка или его заместителя  по заявлению клиента, в котором  он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем  и главным бухгалтером организации, физическим лицом — владельцем счета.

Дубликаты выписок из лицевых  счетов составляются на бланках лицевых  счетов с защитной сеткой. Если имеется  техническая возможность, дубликаты  выписок из лицевых счетов могут составляться на ЭВМ или получаться посредством ксерокопии.

Информация о работе Аналитический и синтетический учёт коммерческого банка