Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Пожалуй, инфляция – это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Действительно, мы редко ощущаем – а еще реже даем себе в этом отчет – последствия безработицы (если увольняют не нас), экономического роста (выгоды от него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям). Зато повышение цен и ухудшение своего материального положения заметит каждый.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Содержание

Введение¬……………………………………………………………………-3-
Глава 1 Сущность инфляции………………………………………….......-5-
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………….-5-
1.2 Причины инфляции……………………………………………………-9-
1.3 Последствия инфляции……………………………………………....-13-
Глава 2 Антиинфляционная политика в России………………………..-15-
2.1 Антиинфляционная политика, этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ ………......................................................-15-
2.2 Виды антиинфляционной политики………………………………...-21-
2.3 Краткосрочные методы………………………………………………-25-
2.4 Среднесрочные и долгосрочные методы………………………........-30-
Глава 3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России………………………………………………………………………......-32-
3.1 Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2007-2008 год……………………………………………………………………………….-32-
3.2 Основные направления антиинфляционной политики…………….-34-
3.3 Основные акценты в антиинфляционной политике………………..-38-
3.4 Эффективность российской антиинфляционной политики…….....-40-
Заключение……………………………………………………………………-42-
Список используемой литературы……………………………………...-44-
Приложение……………………………………………………………….-46-

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Никишева Ирина.Антиинфляционная политика России..docx

— 232.24 Кб (Скачать файл)

    Но  снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный  кризис, кризис неплатежей, дуализм  денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике  и инвестициях.

    Проводимая  с середины 1995г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость  обменного курса рубля, сыграла  важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации  и Банком России границ возможных  изменений обменного курса рубля  сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год  вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

    Антиинфляционная  политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г  включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета.

    Главной причиной конечного провала “цивилизованного”  покрытия дефицита бюджета стало  противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная  исходила из предполагаемого возрастания  хотя бы номинального объема доходов.

    Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой  практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым  государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения.

    В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция  снижения темпов роста цен.11 За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              2.2. Виды антиинфляционной  политики

    Выделяют  следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная  политика.

2. Кредитно-денежная  политика.

3. Монетаризм.

4. Гипотеза  естественного уровня.

5. Фискальная  политика, ориентированная на предложение.

    Рассмотрим  каждый из них подробнее.

    Фискальная  политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Методы  фискальной политики:

  • Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.
  • Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
  • Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. В целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
  • Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается.

    В кредитно-денежной политике для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

    1.    Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

    2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

    3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

    Среди трех видов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

    Монетаристский  подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение

    Обмена:

    MV = PQ, где

    М – предложение денег,

    V – скорость обращения денег  в кругообороте доходов;

    P – средняя цена, по которой  продается каждая единица физического

    объема  производства;

    Q – физический объем производимых  товаров и услуг.

    Монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Они полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен.

    Гипотеза  естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

    1. Теория адаптивных ожиданий. Люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.

    2. Теория рациональных ожиданий. Рынки товаров и факторов производства высококонкурентны и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения в результате цены на товары и ресурсы изменяются.

    Фискальная  политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те  изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен – реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств.

    Сокращение  налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов. Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор».

    Индексация  подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.

    «Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Например сейчас отмечу, что границы коридора бивалютной "корзины" (0,55 долл. и 0,45 евро) составляют 32,15-38,15 руб.12 (Таблица 3,4) 

                  2.3 Краткосрочные методы

    Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно  ужесточается тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ будет снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, будет также более умеренным, чем в 2005 году. Вклад данного фактора в инфляцию может снизится примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2005 годом. Динамика потребительских цен в 2006 годом будет в большей степени, чем в прошлом определяться факторами денежного предложения и роста доходов населения. Вклад немонетарных факторов понизится с 37% от роста цен в 2005 году до 32%. 13 В условиях сложившегося дисбаланса спроса и предложения на потребительском рынке, повышение темпов роста социальных расходов бюджета по сравнению с уровнем, предусмотренным перспективным финансовым планом, неизбежно будет усиливать рост цен. В настоящее время номинальный прирост доходов населения в 2,5-3 раза опережает прирост предложения потребительских товаров (а предложение отечественных товаров в 9-10 раз). Этот дисбаланс приводит к тому, что даже при рекордном профиците бюджета и росте стабилизационного фонда резко понизить инфляцию не удается.

    В соответствии с планом мер по снижению темпов рост потребительских цен (поручения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) выработаны следующие краткосрочные антиинфляционные меры:

    1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные  нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен:

  • Уточнение порядка установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Минэкономразвития России совместно с Минпроэнерго России рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 году.
  • Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена организация биржевой торговли нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

    2. Повышения уровня конкуренции  на продовольственных рынках:

  • Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Для исполнение этого пункта Минсельхозом России совместно с субъектами РФ проведет выездные ярмарки и выставки.
  • Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы. Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

    3. Сдерживания роста цен (тарифов)  на продукцию естественных монополий, в том числе для населения:

Информация о работе Антиинфляционная политика