Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Пожалуй, инфляция – это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Действительно, мы редко ощущаем – а еще реже даем себе в этом отчет – последствия безработицы (если увольняют не нас), экономического роста (выгоды от него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям). Зато повышение цен и ухудшение своего материального положения заметит каждый.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Содержание

Введение¬……………………………………………………………………-3-
Глава 1 Сущность инфляции………………………………………….......-5-
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………….-5-
1.2 Причины инфляции……………………………………………………-9-
1.3 Последствия инфляции……………………………………………....-13-
Глава 2 Антиинфляционная политика в России………………………..-15-
2.1 Антиинфляционная политика, этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ ………......................................................-15-
2.2 Виды антиинфляционной политики………………………………...-21-
2.3 Краткосрочные методы………………………………………………-25-
2.4 Среднесрочные и долгосрочные методы………………………........-30-
Глава 3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России………………………………………………………………………......-32-
3.1 Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2007-2008 год……………………………………………………………………………….-32-
3.2 Основные направления антиинфляционной политики…………….-34-
3.3 Основные акценты в антиинфляционной политике………………..-38-
3.4 Эффективность российской антиинфляционной политики…….....-40-
Заключение……………………………………………………………………-42-
Список используемой литературы……………………………………...-44-
Приложение……………………………………………………………….-46-

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Никишева Ирина.Антиинфляционная политика России..docx

— 232.24 Кб (Скачать файл)
  • Снижение издержек субъектов естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ.
  • Рост регулируемых на федеральном уровне тарифов естественных монополий в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол от 18.08.2005г. N33): на газ - 11%, в электроэнергетике - 7,5%, грузовые железнодорожные перевозки - 7,5%.

    4. Ограничения роста регулируемых  тарифов в сфере жилищно- коммунального хозяйства:

  • Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения.
  • Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно- коммунальные услуги Правительством Российской Федерации принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.
  • Подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс. Законодательством будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования на них. Одновременно будет усилен контроль за затратами предприятий ЖКХ и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ.

    Меры  для обеспечения финансовой устойчивости в 2006 году:

    1. Правительству Российской Федерации  необходимо не допустить роста социальных расходов выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане.

    2. Субъектам бюджетного планирования  обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.

    3. По мнению Минфина России и  Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.

    4. Минэкономразвития России, Минфину  России и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093. Для стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты Банк России, ФСФР России, Минфин России и Минэкономразвития России разрабатывают комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием):

    1. В целях повышения доверия  населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.

    2. Кредитным организациям следует  предоставить право определять  в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.

    3. В целях повышения надежности  банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и залоге и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».

    4. Для развития розничной инфраструктуры  финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.

    5. В целях повышения доверия  к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.

    6. С целью расширения финансовых  инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.

    7. Разработать и реализовать программу  повышения информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы через посредничество частных институтов коллективного инвестирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

           2.4 Среднесрочные и долгосрочные методы

    Одно  из приоритетных направлений – проведение жесткой бюджетной политики. Задача состоит в том, чтобы в среднесрочной перспективе осуществлять прирост непроцентных расходов бюджета темпами не выше, чем темпы роста экономики. А также обеспечить равномерное расходование средств в течение года. В условиях сильного платежного баланса в ближайшие годы необходимо обеспечить направление средств Стабфонда исключительно на досрочное погашение внешнего долга или замещение внешних источников финансирования дефицита. Кроме того, считают в Минфине, надо расширить поток средств в Стабфонд. 14 Одно из предложений Минфина заключается в том, чтобы увеличить эту долю зачисления. Сегодня в России действует прогрессивная шкала по нефтяным налогам, которая с ростом цены предполагает увеличение поступлений в бюджет и Стабфонд. Но в газовой отрасли - несколько иная ситуация. По некоторым оценкам, в прошлом году она получила примерно 10 миллиардов долларов дополнительных доходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Согласно законодательству, действующие в стране ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не привязаны к цене на газ. Минфин предлагает в будущем рассмотреть возможность введения для газа такой же прогрессивной шкалы, как и в нефтяной отрасли. Ряд политиков, в частности заместителем директора Департамента финансовой политики Минфина Оксана Сергиенко, выступают с предложением разрабатывать методологию формирования бюджета без учета поступлений от нефти и газа.15Это путь, по которому прошли практически все страны, зависимые от энергоресурсов. То есть сначала рассчитывается дефицит бюджета без нефти и газа, а затем в каком-то объеме он покрывается за счет нефтяных доходов. Ориентиры, в каких объемах покрывать, зависят от целей и задач бюджетной политики и от конкретной ситуации, которая сложится на тот или иной период. Недостаток предложения товаров связан с дефицитом инвестиций и инвестиционной активностью. Хотя рост этих показателей довольно стабилен (по инвестициям - 10 процентов в год), но этого явно недостаточно.

    В развивающихся странах - в два раза больше. Поэтому Минфин считает, что необходимо удваивать объемы инвестиций, чтобы иметь большие темпы роста экономики, но для этого нужны источники, - значит, считает министерство финансов, надо развивать финансовый рынок и банковскую систему.

    Еще один долгосрочный метод борьбы с  инфляцией – ускорение реформирования естественных монополий, сокращение в них роста зарплат, снижение издержек. И хотя этот комплекс мер не скажется на инфляции 2006 года, но зато в полную силу проявит себя позже. В Минфине считают, что на реализацию мер, направленных на взятие под контроль уровня инфляции потребуется около трех лет.16После этого можно будет стабильно удерживать установленный уровень инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Перспективные направления  антиинфляционной политики в России

         3.1 Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2010 – 2011 год

    В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2010 – 2011 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

    Скорость  обращения денег, в среднегодовом  выражении, снизилась в 2009 году на 2,6%, в 2010 году – на 12,2%, в 2011 году – на 3,1%.17 Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета.

    Важную  роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и  поддержание плавной динамики валютного  курса. Принимая целевые параметры  денежно-кредитной политики на предстоящий  год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия  дальнейшего социально-экономического развития страны. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. Основным инструментом курсовой политики в 2011 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3.2 Основные направления  антиинфляционной  политики

    Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в  полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в  стране с учетом социально-экономических  последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия  государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

    Основным  фактором в борьбе с инфляцией  являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада  инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано  с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием  экспорта продукции, в том числе  экспорта вооружений, разумной протекционистской  политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

    Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и приспособление ее к  потребностям рынка за счет грамотной  конверсии военно-промышленного  комплекса, демонополизации и регулирования  деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и  т.д.

    В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность  восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и  доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

    Как и во многих цивилизованных странах  с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами  и правительством по всей технологической  цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

    При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и  экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие  поступления средств в государственный  бюджет. Для достижения эффективности  экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами  собственности.

    На  базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной с формированием  и развитием единого общероссийского  рынка товаров, кредита, валюты, фондового  рынка, рынка недвижимости, земли, труда  и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза  стран СНГ с учетом взаимных интересов  и интересов России.

    Блокировка  финансовых факторов инфляции связана  с сокращением дефицита бюджета  за счет решения проблем собираемости налогов.

    Особое  внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы:

  • сокращению количества взимаемых налогов;
  • отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  • изменению методики налогообложения;
  • ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  • регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.

    Поскольку в бюджетных расходах большую  долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для  сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований  и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние  заимствования России значительно  превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы  регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.

    Важным  направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное  регулирование валютного и финансового  рынков, а также совершенствование  механизма формирования валютного  курса.

    Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует  обеспечения эффективного экспортного  и валютного контроля с целью  остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.

Информация о работе Антиинфляционная политика