Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:44, курсовая работа
Пожалуй, инфляция – это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Действительно, мы редко ощущаем – а еще реже даем себе в этом отчет – последствия безработицы (если увольняют не нас), экономического роста (выгоды от него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям). Зато повышение цен и ухудшение своего материального положения заметит каждый.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.
Введение¬……………………………………………………………………-3-
Глава 1 Сущность инфляции………………………………………….......-5-
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………….-5-
1.2 Причины инфляции……………………………………………………-9-
1.3 Последствия инфляции……………………………………………....-13-
Глава 2 Антиинфляционная политика в России………………………..-15-
2.1 Антиинфляционная политика, этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ ………......................................................-15-
2.2 Виды антиинфляционной политики………………………………...-21-
2.3 Краткосрочные методы………………………………………………-25-
2.4 Среднесрочные и долгосрочные методы………………………........-30-
Глава 3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России………………………………………………………………………......-32-
3.1 Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2007-2008 год……………………………………………………………………………….-32-
3.2 Основные направления антиинфляционной политики…………….-34-
3.3 Основные акценты в антиинфляционной политике………………..-38-
3.4 Эффективность российской антиинфляционной политики…….....-40-
Заключение……………………………………………………………………-42-
Список используемой литературы……………………………………...-44-
Приложение……………………………………………………………….-46-
4.
Ограничения роста
Меры для обеспечения финансовой устойчивости в 2006 году:
1.
Правительству Российской
2.
Субъектам бюджетного
3. По мнению Минфина России и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.
4. Минэкономразвития России, Минфину России и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093. Для стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты Банк России, ФСФР России, Минфин России и Минэкономразвития России разрабатывают комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием):
1. В целях повышения доверия населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.
2.
Кредитным организациям
3. В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и залоге и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».
4.
Для развития розничной
5. В целях повышения доверия к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.
6. С целью расширения финансовых инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.
7.
Разработать и реализовать
2.4 Среднесрочные и долгосрочные методы
Одно из приоритетных направлений – проведение жесткой бюджетной политики. Задача состоит в том, чтобы в среднесрочной перспективе осуществлять прирост непроцентных расходов бюджета темпами не выше, чем темпы роста экономики. А также обеспечить равномерное расходование средств в течение года. В условиях сильного платежного баланса в ближайшие годы необходимо обеспечить направление средств Стабфонда исключительно на досрочное погашение внешнего долга или замещение внешних источников финансирования дефицита. Кроме того, считают в Минфине, надо расширить поток средств в Стабфонд. 14 Одно из предложений Минфина заключается в том, чтобы увеличить эту долю зачисления. Сегодня в России действует прогрессивная шкала по нефтяным налогам, которая с ростом цены предполагает увеличение поступлений в бюджет и Стабфонд. Но в газовой отрасли - несколько иная ситуация. По некоторым оценкам, в прошлом году она получила примерно 10 миллиардов долларов дополнительных доходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Согласно законодательству, действующие в стране ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не привязаны к цене на газ. Минфин предлагает в будущем рассмотреть возможность введения для газа такой же прогрессивной шкалы, как и в нефтяной отрасли. Ряд политиков, в частности заместителем директора Департамента финансовой политики Минфина Оксана Сергиенко, выступают с предложением разрабатывать методологию формирования бюджета без учета поступлений от нефти и газа.15Это путь, по которому прошли практически все страны, зависимые от энергоресурсов. То есть сначала рассчитывается дефицит бюджета без нефти и газа, а затем в каком-то объеме он покрывается за счет нефтяных доходов. Ориентиры, в каких объемах покрывать, зависят от целей и задач бюджетной политики и от конкретной ситуации, которая сложится на тот или иной период. Недостаток предложения товаров связан с дефицитом инвестиций и инвестиционной активностью. Хотя рост этих показателей довольно стабилен (по инвестициям - 10 процентов в год), но этого явно недостаточно.
В развивающихся странах - в два раза больше. Поэтому Минфин считает, что необходимо удваивать объемы инвестиций, чтобы иметь большие темпы роста экономики, но для этого нужны источники, - значит, считает министерство финансов, надо развивать финансовый рынок и банковскую систему.
Еще
один долгосрочный метод борьбы с
инфляцией – ускорение реформирования
естественных монополий, сокращение в
них роста зарплат, снижение издержек.
И хотя этот комплекс мер не скажется на
инфляции 2006 года, но зато в полную силу
проявит себя позже. В Минфине считают,
что на реализацию мер, направленных на
взятие под контроль уровня инфляции потребуется
около трех лет.16После этого можно
будет стабильно удерживать установленный
уровень инфляции.
Глава 3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России
3.1 Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2010 – 2011 год
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2010 – 2011 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.
Скорость обращения денег, в среднегодовом выражении, снизилась в 2009 году на 2,6%, в 2010 году – на 12,2%, в 2011 году – на 3,1%.17 Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета.
Важную
роль будет играть проводимая Банком
России денежно-кредитная политика,
направленная на снижение инфляции и
поддержание плавной динамики валютного
курса. Принимая целевые параметры
денежно-кредитной политики на предстоящий
год, Банк России принимает во внимание
различные возможные условия
дальнейшего социально-
3.2 Основные направления антиинфляционной политики
Поскольку
рыночные отношения в России только
формируются, еще не создана в
полной мере законодательная база,
не закончен процесс разгосударствления
и приватизации собственности, необходимо
прежде всего определиться с целями
и границами реформ, проводимых в
стране с учетом социально-экономических
последствий. В связи с этим должна
быть четко определена финансовая стратегия
государства. направленная на создание
предпосылок финансовой стабилизации
и экономического роста в условиях
рыночных отношений с использованием
экономических методов
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.
Большое
значение в антиинфляционной политике
имеют структурная перестройка
экономики и приспособление ее к
потребностям рынка за счет грамотной
конверсии военно-
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.
Как
и во многих цивилизованных странах
с рыночной экономикой, должна быть
создана система ценового соглашения
между производителями, профсоюзами
и правительством по всей технологической
цепочке производства и с учетом
реального платежеспособного
При
переходе к рынку необходима цивилизованная
приватизация на основе учета реальных
экономических, технологических и
экологических потребностей общества,
на базе реальной оценки приватизируемого
имущества, обеспечивающего
На
базе этих преобразований может быть
осуществлен комплекс мер макроэкономической
политики, связанной с формированием
и развитием единого
Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
Поскольку в бюджетных расходах большую долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.
Важным
направлением в антиинфляционной политике
являются дальнейшее развитие и государственное
регулирование валютного и
Основой
внешнеэкономической