Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Соответствующие задачи данной работы:
Рассмотреть, что представляет собой антимонопольная политика, почему она так необходима;
Понять, чем отличается антимонопольное регулирование в России от регулирования в других странах, выделить особенности антимонопольной политики РФ;
Введение
1. Необходимость и сущность антимонопольного регулирования экономики
2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования в России
3. Антимонопольное законодательство
3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ
3.2 Антимонопольное законодательство России
4. Эффективность, проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ
Заключение
Список литературы
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля – Хиршмана (IHH). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
, (1)
где IHH – индекс Херфиндаля – Хиршмана;
S1 – удельный вес самой крупной компании;
S2 – удельный вес следующей по величине компании;
…
Sn – удельный вес наименьшей компании.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 =100%, а IHH=10000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1=1%, а IHH=Si 100=100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля – Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
2.
Необходимость, цели и методы
антимонопольного
В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.
В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: ¾ всех занятых работали на предприятия с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность – 94%, черная металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 84%, то есть в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.
«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований». [1]
В ходе реализации
антимонопольных мер
1. Обеспечение
единства экономического
2. Обеспечение
«прозрачности» процессов,
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки.
4. Создание эффективных
правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие
предпринимательской
5. Активизация
работы по профилактике и
Достижение
поставленных целей реализуется
посредством применения сложившихся
в мировой практике методов, основными
из которых можно выделить следующие:
применение ограничительных мер, контроль
за усилением экономической
Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Довольно
часто встречаются такие
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена
превышает цену, которую в условиях
конкуренции на товарном рынке,
2) эта цена
превышает сумму необходимых
для производства и реализации
такого товара расходов и
Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена
ниже цены, которую в условиях
конкуренции на сопоставимом
товарном рынке устанавливают
хозяйствующие субъекты, не входящие
с покупателями или продавцами
товара в одну группу лиц
и не занимающие доминирующего
положения на таком
2) эта цена
ниже суммы необходимых для
производства и реализации
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить:
Контроль
за усилением экономической
Предварительно контролируются:
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
В этих четырех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 3 млрд. руб., или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия [16].
При создании нового хозяйствующего субъекта, слиянии или присоединении коммерческих организаций, стоимость активов которых превышает 200 млн. руб., учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган в 45-дневный срок после регистрации [16]. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в ФАС до регистрации и получить соответствующее заключение.
Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
1. Не допускается
недобросовестная конкуренция,
1) распространение
ложных, неточных или искаженных
сведений, которые могут причинить
убытки хозяйствующему
2) введение в
заблуждение в отношении
3) некорректное
сравнение хозяйствующим
4) продажа, обмен
или иное введение в оборот
товара, если при этом незаконно
использовались результаты
5) незаконное
получение, использование,
2. Не допускается
недобросовестная конкуренция,
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
Развитие рыночных отношений
предполагает устранение прямого вмешательства
государственных органов власти
в деятельность предприятий. Законом
запрещено принимать
Информация о работе Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы