Аудит как функция контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике обусловил появление новой для нас отрасли научных знаний и практической деятельности, с которыми прежде мы не встречались. Это — АУДИТ. В специальных литературах последних лет издания понятие аудита определяется как проверка, ревизия, анализ хозяйственной деятельности. В некоторых источниках, излагающих иностранный опыт, аудит необходимо понимать как комплексно-экономический анализ.
Аудит - независимая экспертиза и анализ бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта на договорных началах, проверка состояния внутреннего контроля и соответствия бухгалтерского учета действующим законодательствам, а такж

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические аспекты аудита в развитии функции контроля______6
Экономическая сущность и классификация контроля_______________6
Взаимосвязь аудита и контроля________________________________14

Глава 2. Значение аудита в развитии функции контроля_________________19
2.1. Роль аудита в международной практике_________________________19
2.2. Важность аудита в Кыргызской Республике______________________30

Заключение ______________________________________________________40

Список использованной литературы_________________________________44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая аудит 2012 на распечатку.docx

— 122.42 Кб (Скачать файл)

Функции контроля правового государства с рыночной экономикой включают в себя содействие деятельности предпринимателей (предприятий, объединений, концернов, кооперативов, акционерных обществ и др.) в процессах, выполняемых ими, с помощью экономических стимулов. К ним принадлежат льготное государственное кредитование производства продукции народного потребления, налоговая система и т. п. Экономический контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с разными формами собственности. При этом объединяются государственный контроль (в лице налоговых инспекций) и внутренний контроль владельцев (предпринимателей), заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов, заданий с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Контроль выполнения этих заданий дает возможность определить их научную обоснованность, прогрессивность, напряженность, обеспеченность ресурсами, т.е. качество управленческих решений, принимаемых владельцами (предпринимателями).

Контроль помогает государству  защищать интересы потребителей, проверять  качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на рынке.

Рациональное хозяйствование невозможно без применения системы  экономических мер по соблюдению законодательства в сфере хозяйственной  политики, т.е. без систематического и действенного контроля со стороны  государства за производством, распределением и потреблением общественного продукта и использованием общественного труда, как живого, так и овеществленного.

Следовательно, контроль — это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Устанавливая причины  и виновников отклонений, контроль помогает устранить негативные явления  и не допустить их в будущем. Контроль как функция управления — это  средство обратной связи между объектом и системой управления, он информирует  о действительном состоянии управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого  решения. Развитие контроля в экономических  системах управления подчинено производительным силам и производственным отношениям.

Повышение эффективности  производства, демонополизация его в условиях рыночной экономики, совершенствование распределения, обмена и потребления невозможны без полного контроля за использованием товарно-денежных отношений в соответствии с их новым содержанием. Следует усилить финансовый контроль за количеством и качеством работы, применять весь арсенал экономических рычагов и стимулов. Контроль — это основа правового государства.

Таким образом, сущность экономического контроля в демократическом обществе в условиях рыночной экономики состоит в регулировании процесса расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта и социально-экономических отношений в соответствии с конституционными нормами.

 

Классификация контроля

По организационным формам экономический контроль  подразделяют на государственный, муниципальный, независимый  и контроль собственника.

Государственные органы, осуществляющие функции экономического контроля, это: Счетная палата, Государственный Комитет по Налогам и сборам  Кыргызстан, Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР, Государственный комитет КР по управлению госимуществом,Центральное казначейство, Государственная финансовая  инспекция, Статистический комитет, Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики,Министерство труда и социальной защиты, Национальный банк Кыргызской Республики.2

Специализированные  органы контроля — Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство по чрезвычайным ситуациям КР, Государственная Инспекция по пищевой, ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР, Государственная таможенная служба при правительстве Кыргызской Республики, Государственная автомобильная инспекция..

Муниципальный контроль — местные кенеши, их исполнительно-распорядительные органы

Независимый контроль — аудиторский

Контроль собственника — внутрисистемный, внутрихозяйственный.

Муниципальный экономический  контроль осуществляется в соответствии с законодательством о местных кенешах, их исполнительно-распорядительных органах. Комиссии по вопросам планирования, бюджета и финансов осуществляют контроль за выполнением планов и программ экономического и социального развития и бюджета; контролируют поступление и расходование внебюджетного фонда. В компетенцию исполнительных местных государственных администраций, областных государственных администраций, районных государственных администраций осуществляют исполнительную власть на территории области, района, входит контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся коммунальной собственностью, за соблюдением обязательств по платежам в бюджет местного самоуправления предприятиями и организациями.

Независимый аудиторский  контроль осуществляется аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами) на хозрасчетных началах по договорам с государственными и акционерными предприятиями, кооперативными, арендными предприятиями и организациями, предприятиями с совместным капиталом и др.  При этом проверяют состояние учета деятельности указанных предприятий и организаций, соответствие отчетности данным учета, правильность образования прибыли и своевременность расчетов с государственным бюджетом, а также распределение прибыли по акциям, размеру внесенного капитала и другим источникам, предусмотренным уставными документами и финансовым планом предприятия. Результаты контроля аудиторская организация оформляет в виде отчета(заключения)независимого аудитора3. Аудиторские организации предоставляют предпринимателям услуги, способствующие улучшению хозяйствования по вопросам маркетинга, менеджмента, инвестиций и др. Кроме того, аудиторская организация может делать выводы о правильности составления отчетности и деклараций, которые предприятия, кооперативы и другие организации представляют финансовым органам (налоговым инспекциям).

Аудиторский контроль осуществляется не только независимыми аудиторами, фирмами, но и аудиторскими подразделениями  государственных налоговых администраций. Функции таких подразделений  определяются налоговыми органами при  определении полноты начисления и своевременности уплаты налогов  предпринимателями и физическими  лицами.

Экономический контроль собственника делится на внутрисистемный и внутрихозяйственный.

Внутрисистемный экономический контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, концернами, ассоциациями, акционерными обществами, акционерными производственными объединениями в соответствии с законодательными и другими нормативными актами, которыми предусмотрено проведение комплексных ревизий и контрольных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия по инициативе собственника, т.е. вышестоящим органом, которому предприятие подчиняется на правах собственности.

Основная задача внутрисистемного контроля — контроль за выполнением  плановых заданий по производственной и финансово-хозяйственной деятельности, использованием материальных и финансовых ресурсов, недопущение фактов бесхозяйственности и расточительства; обеспечение  сохранения собственности, правильной постановки бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной работы; соблюдение действующего законодательства по производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Внутрихозяйственный экономический контроль включает контрольные функции, осуществляемые руководителями предприятий, комбинатов, организаций и учреждений, концернов, ассоциаций в соответствии с действующим законодательством. Задача внутрихозяйственного контроля — проверка хозяйственных операций в производственных единицах с целью не допустить перерасход материальных и финансовых ресурсов, выполнения производственных и финансовых планов, рационального использования рабочей силы, внедрения новых методов труда и прогрессивной технологии в бригадах, участках, цехах и других производственных подразделениях, обеспечения сбережения средств и товарно-материальных ценностей, экономного расходования сырья и топливно-энергетических ресурсов, выпуска продукции высокого качества, имеющей спрос на рынке.

Организация внутрихозяйственного контроля возложена на руководителя предприятия. Иногда для выполнения этих функций на предприятиях создаются специальные аудиторские подразделения. Согласно утвержденному плану работники, занятые управлением, осуществляют систематический и оперативный текущий контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью подразделений предприятия. По итогам контрольных проверок руководство предприятия принимает управленческие решения по устранению причин, негативно влияющих на деятельность предприятия.

В осуществлении внутрихозяйственного контроля на предприятиях ведущее место  занимают работники бухгалтерии, в  частности главные бухгалтеры. В  соответствии с нормативными документами  главный бухгалтер предприятия  вместе с руководителями соответствующих  подразделений и служб обязан контролировать оформление, принятие и отпуск товарно-материальных ценностей, расходование заработной платы, соблюдение штатной, финансовой, кассовой и платежной дисциплины, законность списания с бухгалтерского баланса недостач, проведение инвентаризации ценностей, взимание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности и других операций. Кроме того, главный бухгалтер наравне с руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих ведение учета и составление отчетности.

Функции контроля главный  бухгалтер осуществляет лично и  через аппарат бухгалтерии. На крупных  предприятиях есть специалисты, на которых возложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы и др.).

Итак, организационные формы и виды экономического контроля по своим функциям взаимосвязаны между собой, охватывают все стадии расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта и таким образом составляют систему экономического контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Взаимосвязь внешнего и внутреннего аудита

 

Внешний контроль предприятия  проводят государственные контрольные  организации, общественные организации  и аудиторские фирмы. Общие цели внешнего государственного контроля —  выявление нарушений документирования хозяйственных операций, установление законности их проведения, правильности различных отчислений и пр. Государственный аудитор(187 аудиторов)4, главный государственный инспектор, государственный инспектор и инспектор проверяют ведение учета на предприятии в соответствии с внутренними документами, инструкциями и другими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, законами Кыргызской Республики.

Внутрихозяйственный контроль ведется на каждом предприятии в  соответствии с принятым уставом  и целями, стоящими перед системой контроля. Внутренний контроль предупреждает  злоупотребления и нарушения  и снижает степень риска. Управленческие методы контроля за деятельностью работников используются администрацией предприятия  для повышения эффективности  внутрихозяйственного контроля. Выявляются отклонения фактического производства продукции от запланированного бизнес-планом посредством адекватных корректирующих действий на всех уровнях управления предприятием, поэтому персонал —  это важный элемент системы контроля. При внутреннем контроле необходима надежная учетная система, которая  способна накапливать информацию, анализировать  ее, регистрировать и предоставлять  отчетность о хозяйственных операциях. В то же время система учета  не должна допускать повторного счета  при отражении объемов реализации и других операций.5

Внутренний контроль будет  более эффективным, когда применяют  контрольные процедуры, используют методы и правила, разработанные  администрацией для достижения целей, стоящих перед предприятием.

Внешний и внутренний контроль объединяются общей целью, заключающейся  в правильном и своевременном  отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному  управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях  от нормальных условий совершения хозяйственных  операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией  как о допущенных ошибках, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.

Степень взаимосвязи между  внутренним и внешним видами контроля во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут  вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному  внешнему аудиту; инициативные аудиторские  проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.

Внешний и внутренний виды контроля представляют собой взаимозависимые  и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Однако между  ними имеются существенные различия.

Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и  отраслевой принадлежности. На крупных  предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего  контроля — отделы внутреннего аудита. Цель внешнего независимого контроля — подтверждение достоверности  бухгалтерской отчетности для пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская  проверка закончена и аудитор  выдал заключение, цель считается  достигнутой.

Цель внутреннего контроля — обеспечение соблюдения всеми  сотрудниками предприятия своих  должностных обязанностей в соответствии с целями организации; она непрерывна во времени, перманентна и достигается  только на короткое время.

Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.

Информация, представляющая собой результат осуществления  внутреннего контроля, готовится  для внутренних пользователей, в  частности для руководителей  и менеджеров организации. Внешний  независимый контроль основан на общепринятых нормах — стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок  исследования и сбора аудиторских  доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и  руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован  и регламентирован.

Информация о работе Аудит как функция контроля