Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:29, курсовая работа
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Прогнозируя развитие событий в банковском секторе Казахстана, рейтинговое агентство Standard & Poor's считает, что неопределенность и происходящая переоценка рисков будут способствовать сохранению – по крайней мере, в ближайшем будущем – проблем с ликвидностью, широких кредитных спредов и повышенной волатильности. Чем продолжительнее окажется спад, тем вероятнее его влияние на основные показатели казахстанских банков, тем реальнее перспектива негативных изменений в их кредитных рейтингах. К числу показателей, наиболее чувствительных к продолжительной дестабилизации банковской системы, относятся качество активов, ликвидность, рентабельность и динамика развития бизнеса. Устойчивый приток финансовых средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках сырья (особенно нефти и газа) и динамично растущим потреблением домохозяйств, лишь немного смягчает остроту этих проблем [29].
Однако меры, которые необходимо предпринять, принесут банковской системе не одни только проблемы. При всей болезненности этих мер они должны в конечном счете способствовать оздоровлению финансового сектора, выработке более устойчивых бизнес-стратегий, развитию внутренних источников фондирования и формированию более консервативных финансовых профилей банков. В нынешних непростых условиях особенно трудно приходится относительно слабым банкам, в то время как более сильные финансовые организации имеют возможность усилить свои рыночные позиции. Казахстанская банковская система стала жертвой собственного успеха, который позволил ей активно пользоваться внешними источниками заимствований. Органы регулирования и сами банки долго не решались взяться за растущие структурные проблемы, связанные с казалось бы неудержимым ростом бизнеса. Однако сейчас у них есть уникальная возможность восстановить равновесие, обеспечить долговременную стабильность и улучшить перспективы развития банковской системы. Даже если казахстанские банки справятся с текущими проблемами, их возможный возврат к прежним стратегиям быстрого наращивания кредитования за счет оппортунистического использования оптовых источников ресурсов был бы расценен нами отрицательно и мог бы отразиться на уровне кредитных рейтингов. В будущем возможны новые «встряски», но в следующий раз макроэкономическая обстановка и финансовое положение государства могут оказаться менее благоприятными, чем сейчас.
С точки зрения готовности предоставить системообразующим национальным банкам поддержку в случае возникновения у них финансовых трудностей правительство Казахстана относится к группе «интервенционалистских». Standard & Poor's относит Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Халык Банк к числу системообразующих финансовых организаций и прибавляет дополнительную рейтинговую ступень к рейтингам, основанным на анализе их собственной кредитоспособности. Это отражает, во-первых, доминирующую роль указанных трех банков в финансировании экономики и финансовом обслуживании населения страны и, во-вторых, проводимую политику благоприятствования деятельности банковского сектора. Говоря о потенциальной государственной поддержке, мы имеем в виду конкретные действия – рекапитализацию, поддержку ликвидности, покупку проблемных активов, позволяющие банкам, в том числе частным, избежать банкротства. Что касается менее крупных банков, то в связи с последними событиями они подвергаются значительно более высоким рискам. Лишь очень немногие банки, не относящиеся пока к категории системообразующих, могут впоследствии получить этот статус и рассчитывать на дополнительную рейтинговую ступень, но для этого им необходимо доказать, что они способны сохранить свои не столь давно возросшие рыночные позиции в текущих непростых рыночных условиях.
11 декабря 2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor's изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам: АО «Казкоммерцбанк» (ККБ), АО «Банк ТуранАлем» (БТА), Народный банк Казахстана (Халык Банк), АО «Альянс Банк», АО «Teмiрбанк», АО «Ипотечная организация БТА Ипотека» (БТАИ), АО «Нурбанк» и АО «Евразийский банк». Одновременно Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг контрагента ККБ с «ВВ+» до «ВВ», а также рейтинг по национальной шкале «Teмiрбанка» с «kzBBB+» до «kzBBB» и рейтинг по национальной шкале Евразийского банка с «kzBBB–» до «kzBB». Все прочие рейтинги были подтверждены [33].
Рейтинговые действия отражают опасения Standard & Poor's в связи с растущим негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и ликвидность казахстанских банков, несмотря на то, что они смогли преодолеть трудности, возникшие в самом начале глобального кризиса ликвидности, благодаря грамотному управлению активами и пассивами. По всей вероятности, банковский сектор будет испытывать глубокую трансформацию – как отраслевую, так и бизнес-моделей и практик, что только добавит неопределенности относительно способности отдельных банков приспособиться к условиям новой реальности.
Быстрый рост банков сектора в условиях повышенных рисков, характерных для экономики и банковского сектора Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ-/Стабильный /А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВВ / Стабильный /А-3), финансировавшийся с помощью все увеличивающегося внешнего долга, уже давно вызывал серьезную обеспокоенность Standard & Poor's. Глобальный кризис ликвидности, начавшийся в августе, только усилил эти опасения.
В частности, проблема
осложняется значительными
Таблица 11 – Рейтинг-лист на 11 декабря 2007 г. рейтинговой службы Standard & Poor's
До |
С | |
АО «Казкоммерцбанк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ / Негативный/В |
ВВ+/Стабильный/В |
АО «Банк ТуранАлем» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ / Негативный/В |
ВВ / Стабильный/В |
Народный банк Казахстана (Халык Банк) | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ+/Негативный/В |
ВВ+/Стабильный/В |
АО «Альянс Банк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В+/Негативный/В |
В+/Стабильный/В |
АО «Teмiрбанк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В+/Негативный/В |
В+/Стабильный/В |
Рейтинг по национальной шкале |
kzBBB |
kzBBB+ |
АО «Ипотечная организация БТА Ипотека» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ-/Негативный/В |
ВВ-/Стабильный/В |
Рейтинг по национальной шкале |
kzBBB+ |
kzBBB+ |
АО «Нурбанк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В / Негативный/С |
В / Стабильный/С |
АО «Евразийский банк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В / Негативный/В |
В / Стабильный/В |
Рейтинг по национальной шкале |
kzBB |
kzBBB- |
Резкое снижение роста кредитования должно выявить реальную глубину проблемы качества активов. Высокий рост кредитования в последние годы скрывал реальное качество кредитных портфелей. Большая часть кредитов не была проверена временем и не прошла через все этапы экономического цикла. Кредиты, даже проблемные, могли быть легко рефинансированы в условиях стабильности. Возможность дальнейшей девальвации тенге – как это и происходило в прошедшие несколько месяцев – также угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства (на 31 октября 2007 г. кредиты в иностранной валюте составляли 43% всей ссудной задолженности). Поддержка государства ликвидностью, устойчивый приток денежных средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке сырьевых товаров (а именно нефти и газа), – равно как и уверенный рост личного потребления в Казахстане, только частично снижают эти опасения. В начале октября президент Нурсултан Назарбаев распорядился выделить 4 млрд. долл. из Национального Фонда Республики Казахстан для поддержания сектора недвижимости, МСБ и банковской системы. Из этой суммы 1 млрд. долл. должен быть выделен до конца 2007 г., а остальное – в течение 2008 г. Банки уже получили первые транши этих средств.
Прямыми получателями средств являются государственные агентства развития, а именно Фонд устойчивого развития «Казына», именно они осуществляют распределение денег между банками. В рамках разработанной программы банки обращаются в фонд «Казына» с заявками на предоставление кредитных средств, прилагая к ним документацию по конкретным проектам своих клиентов, которые необходимо профинансировать. Приняв решение об удовлетворении заявки, «Казына» размещает на счетах в уполномоченных банках денежные средства (в размере 70% от общей утвержденной стоимости проекта). Кредит выдается под 9% годовых, срок депозита составляет три года, но «Казына» имеет право на досрочное снятие средств (это – обычная практика управления вкладами клиентов в Казахстане). Цель программы состоит именно в обеспечении банковской системы ликвидностью, а не в поддержании реально проблемных активов.
На 10 ноября 2007 г. НБК, правительство и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организации (АФН) подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий задачи и роль каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности в стране и в банковском секторе. Однако этот документ не является законодательным актом. Примечательно, что в нем говорится о плане правительства учредить специальную компанию по управлению активами в целях «улучшения структуры балансов и качества активов банков посредством передачи и (или) приобретения проблемных активов и дальнейшего управления этими активами», однако никаких соответствующих процедур и правил еще не установлено.
Регулирующие
органы стараются использовать сложившуюся
ситуацию для сдерживания чрезвычайно
высокого роста банковских активов,
отмечавшегося в предыдущие периоды,
а также для ограничения внешни
Недавно НБК и АФН обратились к банкам с просьбой подписать меморандумы, обязывающие их не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот документ (срок его действия – один год). Большинство банков пока не очень заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися в меморандуме. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может быть подписан позднее.
Казахстанские банки вступили в критический период своего развития. В секторе все чаще отмечаются случаи пересмотра стратегий развития и реструктуризации бизнеса, некоторые банки, возможно, будут проданы.
Лишь немногие банки считают, что в более или менее обозримом будущем им удастся восстановить прежние темпы роста. В настоящее время они вносят значительные и незначительные изменения в свои стратегии и составляют планы реструктуризации бизнеса, одновременно занимаясь укреплением внутренних процедур и систем риск-менеджмента. К ним относятся, например, Банк ТуранАлем, который, по всей видимости, будет усиливать свои банковские операции в других странах СНГ в целях реализации новых возможностей развития бизнеса, а также Альянс Банк, который свернул программу экспресс-кредитования, сделав акцент на расширении менее рискованных традиционных операций розничного кредитования (обеспеченные потребительские кредиты, кредитование заемщиков с положительной кредитной историей с помощью кредитных карт). В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, принята Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы. Основными приоритетами дальнейшего развития законодательной и регуляторной базы согласно данному документу является: совершенствование банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитие конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятие мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижение банковских рисков, связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также совершенствование финансовой статистики [33].
Согласно Концепции
развития финансового сектора Республики
Казахстан на 2007–2011 годы основными
целями и задачами развития банковского
сектора в среднесрочной
- расширение доступа населения к банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг;
- повышение уровня прозрачности деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия населения к банковскому сектору;
- развитие конкуренции и либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок;
- совершенствование банковского надзора на основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны.
Ключевую роль на пути более тесной интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской системы.
Вопрос либерализации
банковского сектора
В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.
Непрерывный рост
экономики, благоприятный инвестиционный
климат в стране, устойчивое развитие
банковского сектора в
Следует отметить, что рост внешних заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.
Информация о работе Банковская система республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития