Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:43, дипломная работа
Целью данной работы является выявление и анализ проблем кредитования предприятий реального сектора экономики, а так же разработка рекомендаций по усовершенствованию механизмов взаимодействия банковского и реального секторов экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кредитования реального сектора экономики 5
1.1.Экономическая сущность, субъекты и объекты кредитования. 5
1.2 Основные этапы процесса кредитования малого бизнеса банками 11
Основные этапы кредитования 16
1.3.Риски присущи банковскому кредитованию при кредитовании реального сектора экономики 19
Глава 2. Анализ кредитования реального сектора экономики 29
2.1. Кредитование реального сектора экономики в РФ 29
2.2 Кредитование реального сектора экономики на примере ОАО «Сбербанк России» 36
Глава 3. Пути совершенствования банковского кредитования реального сектора экономики 53
3.1. Влияние финансового кризиса на кредитование банками реального сектора экономики 53
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма кредитования реального сектора экономики 59
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 69
Глава 3. Пути совершенствования банковского кредитования реального сектора экономики
Регион СНГ оказался уникальным в смысле влияния на него глобального финансово-экономического кризиса. Здесь находятся как страны, минимально затронутые кризисом, так и страны, пострадавшие более других. Благодаря специализации на углеводородах и относительной закрытости экономик, в первую очередь, низкой интегрированности в мировые финансовые рынки, в кризисном 2009 году сохранили положительные и сравнительно высокие темпы роста (более 5%) Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. «На плаву» (с положительными роста, но существенно ниже, чем в первой тройке стран) остались также Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Группу наиболее пострадавших возглавляет Украина, где из-за высокой зависимости от внешнего финансирования, вызвавшей в предкризисные годы перегрев экономики, а также несогласованности действий монетарных и бюджетных властей на острой фазе кризиса, ВВП упал на 15%. Сюда же можно отнести и Россию с падением 7,9% в 2009 году, а также Армению (−14,4%) и Молдову (−9%). В целом, влияние кризиса определялось внешнеторговой специализацией, зависимостью от международных рынков капитала, торговыми связями с Россией, размерами трудовой миграции, качеством внутренней экономической политики и другими факторами (подробнее см. обзор ЦМИ в марте 2010 «СНГ 2009: полный набор кризисных сценариев»).
Восстановление экономики региона началось уже во второй половине 2009 г. Среди нескольких факторов восстановления основное влияние на страны СНГ в 2009 г. оказал быстрый рост спроса на сырьевые товары со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь, Китая.
В 2010 г. рост наблюдается уже во всех странах СНГ и имеет более широкую основу. Однако восстановление идет неравномерно. Несмотря на эффект базы, страны, менее пострадавшие в кризис, растут быстрее.
Самый медленный рост в 1 квартале текущего года был зафиксирован в России.
Характер восстановления частично объясняется принадлежностью к тому или иному географическому региону. Очевидно, что быстрое восстановление в азиатской части СНГ связано с азиатским экономическим ростом. А вот в европейской части СНГ ситуация более разнородна и зависит от целой комбинации как внешних, так и внутренних факторов.
Впрочем, в этом смысле страны СНГ мало отличаются от соседних стран Восточной Европы, среди которых также есть страны, практически не пострадавшие от кризиса (Польша), и страны, пережившие «жесткую посадку» (страны Балтии).
Как часто бывает в кризис, толчком к проведению реформ во многих странах становится ухудшение бюджетной ситуации. Многие страны продолжают сотрудничать с МВФ, но согласование программ идет медленно, поскольку Фонд требует проведения политически не популярных структурных реформ. Поэтому страны пытаются использовать альтернативные источники средств, не требующие взятия на себя большого количества обязательств в столь короткое время. Это могут быть кредиты других международных организаций, межправительственные кредиты, а также выход на рынок еврооблигаций (в данный момент проходит roadshow одной из самых закрытых стран региона – Беларуси). Тем не менее, полностью избежать структурных изменений все равно не удается. Кредиты других государств, например, Европейского Союза, обычно напрямую связаны с получением кредитов от МВФ и согласованием с ним стабилизационных программ. Наличие программ МВФ также важно и для привлечения заимствований на финансовых рынках. С другой стороны, выход на рынки еврооблигаций требует значительного повышения прозрачности государственных финансов, что также является значимой структурной реформой.
Таким образом, в наиболее пострадавших от кризиса странах СНГ процесс реформирования, возможно, пойдет быстрее, чем в менее пострадавших.
Исключение составляет Россия, в которой благодаря накопленной в предкризисный период «подушке безопасности» проблема финансирования бюджета не носит острого характера. Но и в России заметны определенные перемены в экономической политике: прежде всего, меняется политика Банка России (см. готовящийся к публикации обзор ЦМИ «Что таргетирует Центральный банк?»), а за ней и бюджетная политика. К последней можно отнести решение Минфина о расширении финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних займов. Наконец, постепенно идет работа по снижению административных барьеров для малого бизнеса. Однако кардинального улучшения бизнес-климата не происходит, и вопросы поддержания социальной стабильности, очевидно, превалируют над вопросами модернизации экономики.
В целом, говорить об устойчивости роста во всех странах пока рано, и многое будет зависеть от ситуации в глобальной экономике. Между тем, кризис еще раз показал, насколько критически важным является качество государственного управления экономикой, в том числе – в финансовой сфере, а также конкурентоспособность несырьевых секторов. Поэтому устойчивость роста в странах СНГ в посткризисный период будет обусловлено тем, в какой степени они смогут приспособиться к новым глобальным реалиям и усовершенствовать внутреннюю политику.
Среди стран СНГ можно найти самые разнообразные варианты влияния кризиса:
Замедление темпов роста при сохранении высоких показателей (более 5%): Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан.
Сохранение темпов роста на уровне близких к нулевым: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
Сильное падение темпов экономического роста: Россия, Украина, Армения, Молдова.
Перечисленные группы можно использовать и для разделения стран по скорости восстановления. Там, где темпы роста остались положительными в 2009 г., начало 2010 г. оказалось заметно более продуктивным (см. рис. 7): темпы роста ВВП выше в первой и второй группе стран, даже несмотря на то, что в третьей срабатывает так называемый «эффект базы» (из-за падения в прошлом году, годовые темпы роста оказываются выше).
Особое внимание обращает на себя почти сверхъестественный рост в Киргизии (+16,4%гг в первом квартале) и Туркменистане (+20,5%гг за первое полугодие). Причем, это связано даже не с эффектом базы (в 2009 г. рост в обеих странах был положительным и сравнительно высоким).
В Киргизии рост объясняется тем, что в полную мощность заработало системообразующее предприятие по добыче золотой руды «Кумтор». В Туркмении государственная статистика является одной из наименее надежных, поэтому о достоверности такого роста и его источниках судить сложно. В стране растут инвестиции (по некоторой информации рост капиталовложений в первом полугодии превысил 50%), в силу малого размера экономики это может произвести такой заметный эффект.
Ситуация на Украине пока не сильно отличается от ситуации в наиболее пострадавших от кризиса странах Восточной Европы. Это объясняется похожими предкризисными тенденциями. Как и в странах Балтии, на Украине в предкризисные годы наблюдался бум на рынке кредитования, высокий дефицит счета текущих операций и быстрый рост объема внешних заимствований, поэтому падение в кризис оказалось таким глубоким (впрочем, в этом случае нельзя не принимать во внимание политическую ситуацию). Возможно, благодаря девальвации (на которую не могли решиться страны Балтии), восстановлению цен на металлургическую продукцию, а также политической стабилизации и отходу от чрезмерного популизма в политике Украине удалось быстрее вернуться к росту. Странастолкнулась и с другой проблемой, свойственной странам Восточной Европы – плохим состоянием государственных финансов. И пока Украина так же далека от ее решения. В последнее время были предприняты серьезные усилия по достижению окончательного соглашения с МВФ, но до полной стабилизации ситуации Украине еще далеко.
Что касается быстрорастущей азиатской части СНГ, то динамика восстановления схожа с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, хотя сравнение в этом случае не совсем корректно. В Китае и Индии экономика начала быстро восстанавливаться за счет внутреннего спроса, в значительной степени определявшегося мерами государственной политики.
В азиатской части СНГ государственный спрос сыграл определенную роль, но основой восстановления стал внешний спрос, в первую очередь, со стороны стран Юго-Восточной Азии. Это представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. 1-е полугодие (рост %гг). 29
Если говорить о внутреннем потребительском спросе, то его роль осталась весьма слабой и в 1 квартале текущего года. Это хорошо видно из динамики промышленного производства и розничного товарооборота, который показывает, что скорость восстановления этих факторов была мало связана со скоростью восстановления ВВП (см. рисунок 8).
В связи с этим остается открытым вопрос о развитии ситуации во втором полугодии 2010 года. Сегодня уже большинство лидирующих индикаторов сигнализирует о глобальном замедлении экономического роста, которое не обойдет и страны Юго-Восточной Азии. Очевидно, что его результатом станет замедление экономического роста и в странах СНГ. При этом с большой вероятностью текущее замедление скажется в большей мере на странах, менее пострадавших от кризиса в 2010 г., чем на более пострадавших странах. Это связано с характером шока: финансово-инвестиционный канал трансмиссии глобального кризиса будет играть меньшую роль, чем в 2008–2009 годах, прежде всего, потому, что он пока еще далек от восстановления до докризисных значений. А вот спрос на сырьевые товары в последнее время был довольно высок, поэтому этот канал влияния глобального замедления может оказаться более значимым.
Рисунки 8 30
Банки являются полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в реальный сектор экономики.
Одной из главных проблем стимулирования спроса реального сектора экономики на банковские продукты, являются кредитные, которая неоднократно рассматривается в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года, утвержденной Правительством РФ и Банком России.
Стратегия подразумевает под собой комплекс мер по дальнейшему развитию кредитных отношений банков с организациями реального сектора экономики. При реализации этих мер произойдет увеличение доли кредитов в активах банков до 67%, что в дальнейшем приведет к промышленному росту.
Нужно акцентировать внимание на тех банковских продуктах и услугах, которые позволят обеспечить экономический рост, снизить инфляцию в стране. Также хочу отметить, что в качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5%. Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. 31
Учитывая назначение банков, как финансовых посредников между субъектами экономики, очевидно, что банковские продукты в укрупненном виде связаны с рядом базовых функций:
Одним из современных методов управления деятельностью предприятий, организаций, а также банков стал маркетинг. В конкурентной среде банке вынуждены постоянно вводить новые виды обслуживания, рассматривать интересы клиентов, чтобы не потерять их. В этом и заключается объективность использования банкирами современного маркетинга.
Будучи порождением рыночной экономики, маркетинг является в определенном смысле философией производства и оказания услуг, полностью подчиненной условиям требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием разнообразного спектра экономических политических, научно технических и социальных факторов.
Можно выделить следующие особенности банковского маркетинга:
Одной из основных целей банковского маркетинга в банковском деле является находить такие маркетинговые стимулы и факторы, которые помогут убедить и продать банковский продукт или услугу потенциальному потребителю.
Универсальной модели банковского маркетинга не существует, так как она совершенствуется в процессе продажи банковских продуктов.
Но любая маркетинговая модель должна индивидуально подбираться и приводиться в действие, прежде всего с учетом особенностей развития банковского рынка конкретно для каждого региона по своему, учитывая при этом различные факторы.
Заключение
Банки последовательно и целенаправленно становятся полноценными финансовыми посредниками, перераспределяющими средства в реальный сектор экономики. Но как уже говорилось ранее, это становление происходит на фоне ряда нерешенных проблем, к которым относятся: во-первых, недостаточная капитализация; во-вторых, преобладание «коротких» и неустойчивых пассивов (пассивы срочностью свыше 1 года составляют примерно 15% валюты баланса коммерческих банков, тогда как удельный вес активов с аналогичными сроками приближается к 35%. Такая несоразмерность усиливает риски кредитования и потери ликвидности); в-третьих, высокий уровень кредитного риска.
Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания «коротких» и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РФ положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского вклада, – одно из направлений решения проблемы дефицита долгосрочных ресурсов.
Требуются законодательные решения о внеочередности платежей в счет погашения кредита заемщиком, испытывающим финансовые затруднения. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банков, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заемных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.
Нужна поправка в Налоговый кодекс, освобождающая банки и акционеров от налога на прибыль, если она направляется на увеличение уставного капитала банка. Заслуживает изучения вопрос о введении льготных ставок налогообложения прибыли банков в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики.
Повысить уровень капитализации российских коммерческих банков возможно за счет привлечения ряда дополнительных источников. Прежде всего, это использование средств институциональных инвесторов. Целесообразно внести изменения в действующее законодательство, которые бы позволили банкам осуществлять управление активами инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Информация о работе Банковское кредитование реального сектора экономики и перспективы его развития