Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:42, курсовая работа
Идеально здоровая макроэкономика должна быть в состоянии равновесия, т.е. слаженности и устойчивости, базирующихся на гармоничном взаимодействии составляющих ее процессов и явлений. Однако такое равновесное состояние и развитие макроэкономики является лишь теоретическим допущением. Реальность же макроэкономики такова, что ее, скорее, можно охарактеризовать понятиями неравновесие, нестабильность, непропорциональность,проявляющимися в происходящих нарушениях условий равновесия.
Введение 3
1 Причины и виды безработицы 5
1.1 Причины безработицы в мировой практике 5
1.2 Виды безработицы 8
1.3 Влияние безработицы на экономическое положение страны 13
2Проблемы стабилизации рынка труда 17
2.1 Рынок труда и его особенности 17
2.2 Пути борьбы с безработицей в развитых странах 18
3Проблема безработицы в РБ 22
3.1 Состояние безработицы в РБ 22
3.2 Пути борьбы с безработицей в РБ 24
Заключение 27
Список используемых источников 29
Перечисленные мероприятия
не смогут полностью ликвидировать
или существенно сократить
В различных странах
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, рассматривается в качестве одного из основных экономических приоритетов в процессе регулирования спроса на рабочую силу. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
Сущность мероприятий по регулированию предложения рабочей силы заключается в том, что для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости (биржа труда, служба содействия найму) - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства труда или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда: регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда, выплата пособий безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным (трудоустройства, переквалификация, выплата пособий) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработным. Во многих странах наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, работа которых весьма эффективна. Так, только в США действуют около 15 тыс. подобных фирм.
Опыт развитых стран
свидетельствует, что
В данной работе представлены данные о состоянии безработицы в РБ. Итак, рассмотрим таблицу 1, в которой представлены данные о динамике безработицы в период с 2007 по 2010 года.
Таблица 1 — Динамика безработицы РБ
Параметры |
Года | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, человек |
44078 |
37305 |
40316 |
33105 |
Из них: | ||||
мужчины, человек |
15141 |
14660 |
17318 |
15704 |
мужчины, процентов |
34,4 |
39,3 |
43,0 |
47,4 |
женщины, человек |
28937 |
22645 |
22998 |
17401 |
женщины, процентов |
65,6 |
60,7 |
57,0 |
52,6 |
Лица, проживающие в сельских населенных пунктах, человек |
9143 |
8029 |
8145 |
7249 |
Лица, проживающие в сельских населенных пунктах, процентов |
20,7 |
21,5 |
20,2 |
21,9 |
Уровень безработицы к численности экономически активного населения, проценты |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в экономике страны в январе-октябре 2011 г. было занято 4 649,6 тыс. человек, что на 0,3% меньше, чем в январе-октябре 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2011 г. составила 29,6 тыс. человек, что на 15,7% меньше, чем в октябре 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец октября 2010 г. – 0,7%).
Уровень безработицы в целом по стране включает в себя показатели безработицы в отдельных ее регионах. В таблице 2 приведены данные о динамике безработицы по областям и г. Минску в период с 2009 по 2010 года.
Таблица 2 — Динамика безработицы по областям
Области |
Параметры |
||
Численность безработных, человек |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов |
Численность безработных на одну вакансию, человек | |
Брестская | |||
2009 г. |
6528 |
1,0 |
1,7 |
2010 г. |
5311 |
0,8 |
0,8 |
Витебская | |||
2009 г. |
6467 |
1,1 |
1,9 |
2010 г. |
5364 |
0,9 |
1,1 |
Гомельская | |||
2009 г. |
7045 |
1,0 |
1,8 |
2010 г. |
6095 |
0,9 |
1,2 |
Гродненская | |||
2009 г. |
5409 |
1,1 |
1,9 |
2010 г. |
4199 |
0,8 |
0,9 |
Минская | |||
2009 г. |
5483 |
0,8 |
1,1 |
2010 г. |
4683 |
0,7 |
0,8 |
Могилевская | |||
2009 г. |
4934 |
1,0 |
1,7 |
2010 г. |
3980 |
0,8 |
0,9 |
г. Минск | |||
2009 г. |
4450 |
0,4 |
0,4 |
2010 г. |
3473 |
0,3 |
0,2 |
Информация о численности безработных основана на данных Министерства труда и социальной защиты и Национального статистического комитета Республики Беларусь и охватывает граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах государственной службы занятости населения. Однако, данная методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т. е. не состоят на бирже труда). В Республике Беларусь не проводятся выборочные обследования домашних хозяйств по вопросам безработицы, и поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня фактической безработицы.
3.2 Пути борьбы с безработицей в РБ
Для Беларуси характерен такой вид безработицы, как скрытая. Число незарегистрированных безработных намного больше числа официально регистрируемых. Также много людей занято в теневом секторе экономики, что негативно сказывается на экономике (они скрывают свои доходы и объемы произведенного товара, что ведет к уменьшению доходов государства и к спаду в экономике).
Поэтому государство должно
регулировать занятость, устранять
негативные последствия безработицы,
а работники в свою очередь
должны быть готовы к профессиональной
и трудовой мобильности ради получения
работы, что позволит им не остаться
в рядах безработных и
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной безработицы как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Поэтому, в целях борьбы с безработицей Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270, была утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.
В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.
Согласно данной программе предполагается решение следующих задач:
Одним из важнейших
приоритетов Государственной
Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.
Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Планируется также совершенствование
работы института социального