Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Идеально здоровая макроэкономика должна быть в состоянии равновесия, т.е. слаженности и устойчивости, базирующихся на гармоничном взаимодействии составляющих ее процессов и явлений. Однако такое равновесное состояние и развитие макроэкономики является лишь теоретическим допущением. Реальность же макроэкономики такова, что ее, скорее, можно охарактеризовать понятиями неравновесие, нестабильность, непропорциональность,проявляющимися в происходящих нарушениях условий равновесия.

Содержание

Введение 3
1 Причины и виды безработицы 5
1.1 Причины безработицы в мировой практике 5
1.2 Виды безработицы 8
1.3 Влияние безработицы на экономическое положение страны 13
2Проблемы стабилизации рынка труда 17
2.1 Рынок труда и его особенности 17
2.2 Пути борьбы с безработицей в развитых странах 18
3Проблема безработицы в РБ 22
3.1 Состояние безработицы в РБ 22
3.2 Пути борьбы с безработицей в РБ 24
Заключение 27
Список используемых источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 123.76 Кб (Скачать файл)
  1. использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
  2. адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
  3. упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.
    • Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
    • Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Перечисленные мероприятия  не смогут полностью ликвидировать  или существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

В различных странах разрабатываются специальные мероприятия по регулированию спроса и предложения, а также по содействию найму рабочей силы.

Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, рассматривается в качестве одного из основных экономических приоритетов в процессе регулирования спроса на рабочую силу. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:

  • Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
  • Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
  • Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

Сущность мероприятий по регулированию предложения рабочей силы заключается в том, что для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

  • достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;
  • возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;
  • возможность самостоятельного индивидуального обучения;
  • ориентация на конечный результат.

 Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости (биржа труда, служба содействия найму) - специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства труда или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда: регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда, выплата пособий безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным (трудоустройства, переквалификация, выплата пособий) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработным. Во многих странах наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, работа которых весьма эффективна. Так, только в США действуют около 15 тыс. подобных фирм.

 Опыт развитых стран  свидетельствует, что эффективность  службы занятости в значительной  мере зависит от заблаговременного  получения сведений о свободных местах, масштабах высвобождения рабочей силы, половозрастных и других необходимых характеристиках безработных, важных для их трудоустройства. Служба занятости должна иметь полную, достоверную и оперативную информацию о наличии на предприятиях свободных рабочих мест, высвобождении рабочей силы, выпускниках учебных заведений. Так, в Швеции накопление информации в службе занятости о свободных рабочих местах осуществляется на основе закона о банке данных рабочих мест.

 

  1.          Проблема безработицы в РБ
    1. Состояние безработицы в РБ

В  данной работе представлены данные о состоянии безработицы в РБ. Итак, рассмотрим таблицу 1, в которой представлены данные о динамике безработицы в период с 2007 по 2010 года.

Таблица 1 — Динамика безработицы  РБ

Параметры

Года

2007

2008

2009

2010

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, человек

44078

37305

40316

33105

Из них:

мужчины, человек

15141

14660

17318

15704

мужчины, процентов

34,4

39,3

43,0

47,4

женщины, человек

28937

22645

22998

17401

женщины, процентов

65,6

60,7

57,0

52,6

Лица, проживающие в сельских населенных пунктах, человек

9143

8029

8145

7249

Лица, проживающие в сельских населенных пунктах, процентов

20,7

21,5

20,2

21,9

Уровень безработицы к численности  экономически активного населения, проценты

1,0

0,8

0,9

0,7


По данным Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь в экономике страны в январе-октябре 2011 г. было занято 4 649,6 тыс. человек, что на 0,3% меньше, чем в январе-октябре 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2011 г. составила 29,6 тыс. человек, что на 15,7% меньше, чем в октябре 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец октября 2010 г. – 0,7%).

Уровень безработицы в  целом по стране включает в себя показатели безработицы в отдельных ее регионах. В таблице 2 приведены данные о динамике безработицы по областям и г. Минску в период с 2009 по 2010 года.

Таблица 2 — Динамика безработицы по областям

Области

Параметры

 

Численность безработных, человек

Уровень зарегистрированной безработицы, процентов

Численность безработных  на одну вакансию, человек

Брестская

2009 г.

6528

1,0

1,7

2010 г.

5311

0,8

0,8

Витебская

2009 г.

6467

1,1

1,9

2010 г.

5364

0,9

1,1

Гомельская

2009 г.

7045

1,0

1,8

2010 г.

6095

0,9

1,2

Гродненская

2009 г.

5409

1,1

1,9

2010 г.

4199

0,8

0,9

Минская

2009 г.

5483

0,8

1,1

2010 г.

4683

0,7

0,8

Могилевская

2009 г.

4934

1,0

1,7

2010 г.

3980

0,8

0,9

г. Минск

2009 г.

4450

0,4

0,4

2010 г.

3473

0,3

0,2


Информация о численности  безработных основана на данных Министерства труда и социальной защиты и Национального статистического комитета Республики Беларусь и охватывает граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах государственной службы занятости населения. Однако, данная методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т. е. не состоят на бирже труда). В Республике Беларусь не проводятся выборочные обследования домашних хозяйств по вопросам безработицы, и поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня фактической безработицы.

 

3.2      Пути борьбы с безработицей в РБ

Для Беларуси характерен такой  вид безработицы, как скрытая. Число  незарегистрированных безработных намного больше числа официально регистрируемых. Также много людей занято в теневом секторе экономики, что негативно сказывается на экономике (они скрывают свои доходы и объемы произведенного товара, что ведет к уменьшению доходов государства и к спаду в экономике).

Поэтому государство должно регулировать занятость, устранять  негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь  должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность. Государство  должно создавать новые рабочие  места и способствовать развитию малого и среднего бизнеса, что позволит не только сократить уровень безработицы и увеличить занятость, а и повысит денежные поступления в казну государства. Нужно разработать законодательные основы и принимать меры по учёту скрытой безработицы и борьбой с нею.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной  безработицы как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Поэтому, в целях борьбы с безработицей Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270, была утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

 В Государственной  программе определены основные  направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

Согласно данной программе  предполагается решение следующих  задач:

  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
  • вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  • обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности; обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

 Одним из важнейших  приоритетов Государственной программы  является оказание органами по  труду, занятости и социальной  защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Продолжится работа по совершенствованию  законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Планируется также совершенствование  работы института социального партнерства по содействию модернизации экономики и обеспечению социальной поддержки работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств.

Информация о работе Безработица