Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 10:53, курсовая работа
Цель исследования — изучить безработицу и ее влияние на экономику.
Для достижения названной цели в исследовании будут решены следующие задачи:
— исследовать понятие и формы занятости;
— дать определение безработицы и охарактеризовать ее виды;
— выяснить роль безработицы в механизме рыночной экономики;
— показать взаимосвязь инфляции и безработицы;
— проанализировать социально-экономические последствия безработицы;
— рассмотреть меры борьбы с безработицей.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 9
1.1 Понятие занятости и безработицы 9
1.2 Формы, виды и причины безработицы 11
1.3 Социально-экономические последствия безработицы и государственная политика занятости 17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ ЭКОНОМИКЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
3.1 Основные направления политики занятости в Республике Беларусь на современном этапе 29
3.2 Пути повышения эффективности институциональных структур содействия занятости населения в Республике Беларусь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Основным правовым документом, регулирующим вопросы занятости и безработицы и определяющим деятельность государственных органов, является Закон о занятости населения, в котором определены правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики [17].
В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.
Активно совершенствуется законодательство и правоприменительная практика в отношении малого бизнеса.
Так, помимо норм Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изм. и доп., далее — ГК) [6] сегодня в Республике Беларусь действует принципиально новый Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», который направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, и устанавливает в ст. 2. что основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются: создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта [18].
Таким образом, наше государство, в лице органов исполнительной и законодательной власти, сегодня активно проводит комплексную политику обеспечения занятости и противодействия безработице.
Рынок труда различных социально-экономических
систем испытывает потребность в существовании
посредников, которые гражданам помогают
найти подходящее место работы, а нанимателю
— работника соответствующей квалификации.
Такими посредниками в Республике Беларусь
являются государственные институциональные
структуры содействия занятости — подразделения
(управления, отделы) по занятости органов
(комитетов, управлений) по труду, занятости
и социальной защите исполнительных комитетов
различных административно-
Именно в эффективном функционировании данных структур может, по мнению И. А. Ефименко, быть заложены основы качественной реализации политики занятости, проводимой в Республике Беларусь [10, с. 66].
Совершенствование деятельности структурных подразделений занятости следует осуществлять в следующих двух направлениях: повышение качества обслуживания клиентов; формирование единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование рынка труда [10, с. 74].
Одной из функций органов государственной службы занятости является оказание услуг в сфере трудоустройства и подбора кадров. В роли клиентов выступают население (безработные и лица, обращающиеся за содействием в трудоустройстве), юридические лица и индивидуальные предприниматели (потенциальные наниматели). Следовательно, одним из критериев эффективности деятельности данной структуры является качество обслуживания. Единое информационное пространство, на наш взгляд, следует рассматривать как инновационный институт функционирования рынка труда, который позволит создать новые правила поведения субъектов, способствующие снижению трансакционных издержек, в частности затрат средств и времени на поиск и обработку интересующей информации о состоянии указанного рынка.
Данное информационное пространство включает три ключевых элемента:
— информационные ресурсы, основу которых
должны составлять базы данных двух типов.
Одна из них отражает спрос на труд со
стороны нанимателей и предназначена
для аккумулирования информации об имеющихся
вакансиях, другая содержит информацию
о предложении рабочей силы, т.е. о профессионально-
— организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства. Таковыми в Республике Беларусь призваны стать Комитеты по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов. Традиционные для отделов занятости управлений по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов функции (сбор, обработка, хранение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда) дополнятся такими, как передача, распространение и информационное сопровождение ресурса данного вида;
— средства информационного взаимодействия клиентов, обеспечивающие последним доступ к данным о состоянии рынка труда и его конъюнктуре, специализированные печатные издания (газеты) не только на республиканском, но и на региональном уровне;. Эффективность функционирования данного информационного пространства напрямую зависит от степени насыщенности информационного поля оперативной и достоверной информацией о состоянии рынка труда, а также от равномерного территориального распределения средств информационного взаимодействия и их разветвленной структуры [10, с. 75].
Таким образом, подразделения (управления, отделы) занятости органов по труду, занятости и социальной защите исполнительных комитетов различного уровня (областного, районного) являются важнейшим институтом рынка труда, осуществляющим статистический учет безработицы, прогнозирование развития данного рынка, оказание услуг незанятому населению и подбор кадров для нанимателей. Кроме того, отделы городских и районных исполкомов выступают в качестве первичных структур в сфере реализации государственной политики содействия занятости на региональном и локальном уровнях. Основными критериями их эффективности являются результативность использования местного целевого финансирования, охват безработных активными программами и мероприятиями содействия занятости, востребованность услуг у населения. Оптимизация этих показателей повысит эффективность работы рассматриваемых подразделений и будет способствовать активизации государственной политики занятости, в том числе в региональном аспекте [10, с. 76].
Дальнейшее совершенствование деятельности органов по труду, занятости и социальной защите следует рассматривать в контексте развития социально-экономической системы Республики Беларусь, т.е. оно должно соответствовать принципам социально ориентированной рыночной экономики и бурному развитию инноваций.
В заключение третьей главы хочется отметить следующие существенные моменты.
1. За прошедшие годы в Республике Беларусь проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ.
2. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь действует четкая нормативно-правовая база в сфере организации занятости, учитывающая реалии белорусской экономики. В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы.
1. Достижение высокого уровня занятости является одной из ключевых целей макроэкономической политики, так как численность занятых экономической деятельностью существенно влияет на макроэкономическое равновесие и экономический рост в экономике. Полная занятость может наблюдаться и при наличии безработицы. Такой уровень безработицы называется естественным. Реальный объем национального продукта, произведенного при естественном уровне безработицы, называется производственным потенциалом страны.
2. Безработица — это социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них. К безработным, по решению Международной организации труда, относят лиц, достигших трудоспособного возраста, которые на момент учета были без работы, но готовы немедленно приступить к работе и ищут ее.
3. Безработица может принимать самые разнообразные формы. Это зависит от влияния НТП, неравномерности естественного прироста населения и других факторов. Выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Показатель безработицы рассчитан как отношение официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению (занятые плюс безработные).
4. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек, или на 15,4 процента. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. — 1 процент). Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2009 г. составила 40,3 тыс. человек и увеличилась по сравнению с началом 2009 года на 3 тыс. человек, или на 8 процентов. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от экономически активного населения. В 2010 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 310,5 тыс. человек (98,6 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них зарегистрированы безработными 192,3 тыс. человек (97,1 процента).
5. Обобщив приведенные выше статистические материалы, можно установить, что сегодня в Республике Беларусь не наблюдается массовой безработицы, поскольку в стране создана достаточно эффективно действующая система обеспечения занятости, в том числе, путем обеспечения самозанятости.
6. За прошедшие годы в Республике Беларусь проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законодательное обеспечение рыночных реформ. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения.
7. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь действует четкая нормативно-правовая база в сфере организации занятости, учитывающая реалии белорусской экономики. В республике проводится также активная государственная политика содействия самостоятельной занятости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, Т. А. Макроэкономика : учебник. — 3-е изд./ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина [и др.]; под общ. ред. А. В. Сидоровича. — М. : Дело и Сервис, 2000. — 416 с. |
||
2. Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики : учебник / Н. Б. Антонова. — Минск : Экоперспектива, 2002. — 628 с. |
||
3. Базылев, Н. И. Макроэкономи |
||
4. Библиографическое описание. Библиографическая ссылка [Текст] : метод, указания / сост. Е. Г. Хохол. — Барановичи : РИО БарГУ, 2008. — 58[6] с. |
||
5. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике : учеб. пособие / В. Д. Бычинская. — Барановичи : БарГУ, 2005. — 188 с. |
||
6. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. — Минск : Амалфея, 2011. — 319 с. |
||
7. Действующее международное право : сборник / Сост. Ю .М. Колосов и Э. С. Кривчикова; под общ. ред. Ю. М. Колосова. — М. : Инфра, 2009. — 893 с. |
||
8. Демчук, М. И. Республика Беларусь : системные принципы устойчивого развития / М. И. Демчук. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — 216 с. |
||
9. Демчук, М. И. Анализ государственной программы занятости населения / М. И. Демчук. — Минск : Амалфея, 2007. — 319 с. |
||
10. Ефименко, И. А. Оценка и пути повышения эффективности институциональных структур содействия занятости населения в Республике Беларусь / И. А. Ефименко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2007. — № 6. — С. 66-76. |
||
11. Зубко, Н. М. Основы экономической теории : учеб. пособие / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур; под ред. Н. М. Зубко. — Минск : Высшая школа, 2006. — 397 с. |
||
12. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс; пер. М. Н. Смирновой. — М. : Знание, 2006. — 418 с. |
||
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск : Амалфея, 2005. — 48 с. |
||
14. Макроэкономика : учеб. пособие / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский; под общ. ред. Э. А. Лутохиной. — Минск : Равноденствие, 2004. — 296 с. |
||
15. Методические указания о подготовке, оформлению и представлению к защите курсовых работ (проектов) / сост. : В. Н. Зуев, Е. Г. Хохол. — Барановичи : РИО БарГУ, 2008. — 29[3] с. |
||
16. Никитенко, П. Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси : проблемы формирования и эволюции / П. Г. Никитенко. — Минск : Право и экономика, 2008. — 112 с. |
||
17. О занятости населения Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. |
||
18. О поддержке малого и среднего предпринимательства : Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. |
||
19. О размере отчислений в Государственный фонд содействия занятости : постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 23 дек. 1991 г., № 1341-XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.01.2000 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. |
||
20. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (2008 г.) / Аналитическое обозрение // Национальный банк Республики Беларусь. — М. : Изд. НБРБ, 2009. — 129 с. |
||
21. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (2009 г.) / Аналитическое обозрение // Национальный банк Республики Беларусь. — М. : Изд. НБРБ, 2010. — 131 с. |
||
22. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь (2010 г.) / Аналитическое обозрение // Национальный банк Республики Беларусь. — М. : Изд. НБРБ, 2011. — 132 с. |
||
23. Плотницкий, М. И. Макроэкономика : учеб. пособие / М. И. Плотницкий. — М. : Новое знание, 2002. — 682 с. |
||
24. Состояние
рынка труда Республики Беларусь / Министерство
труда и социальной защиты Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. —
Режим доступа : http://www.mintrud. |
||
25. Трудовой кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. — Минск : Амалфея, 2011. — 119 с. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ВАЖНЕЙШИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2008 ГОДУ
Примечание — источник : [20, с. 6].
ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ВАЖНЕЙШИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2009 ГОДУ
Примечание — источник : [21, с. 6].
ИНФОРМАЦИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ВАЖНЕЙШИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2010 ГОДУ
Примечание — источник : [22, с. 6].
РЫНОК ТРУДА НАИБОЛЕЕ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рынок труда наиболее массовых профессий | ||
Наименование профессий и специальностей |
Количество свободных рабочих |
Численность |
1. Городская местность | ||
1.1 рабочие | ||
Водитель |
1 498 |
918 |
Дорожный рабочий |
419 |
205 |
Каменщик |
2 005 |
459 |
Контролер-кассир (контролер) |
450 |
269 |
Кровельщик по металлическим кровлям |
513 |
120 |
Маляр |
671 |
432 |
Машинист бульдозера, экскаватора |
451 |
40 |
Машинист крана (крановщик) |
241 |
61 |
Монтажник строительных конструкций |
152 |
60 |
Облицовщик-плиточник |
430 |
179 |
Плотник |
931 |
480 |
Продавец |
1 871 |
1940 |
Повар |
479 |
329 |
Слесарь механосборочных работ |
381 |
187 |
Слесарь по ремонту автомобилей |
333 |
259 |
Слесарь-сантехник |
530 |
218 |
Слесарь (прочие) |
1 187 |
710 |
Столяр |
261 |
211 |
Токарь |
384 |
160 |
Тракторист |
519 |
156 |
Швея |
789 |
462 |
Штукатур |
1 518 |
445 |
Электрогазосварщик |
567 |
337 |
Электромеханик |
134 |
22 |
Электромонтер |
641 |
183 |
1.2 специалисты и служащие | ||
Бухгалтер |
199 |
603 |
Воспитатель |
252 |
224 |
Врач |
1 099 |
27 |
Инженер-программист |
76 |
13 |
Инженер (другие) |
625 |
383 |
Учитель |
36 |
136 |
Мастер |
380 |
161 |
Медицинская сестра |
869 |
82 |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г | ||
Фельдшер |
262 |
12 |
Экономист |
124 |
360 |
Юрист |
51 |
200 |
2. Сельская местность | ||
2.1 рабочие | ||
Водитель |
412 |
200 |
Каменщик |
114 |
115 |
Животновод |
282 |
193 |
Оператор машинного доения |
463 |
140 |
Слесарь |
296 |
246 |
Тракторист |
938 |
233 |
Электромонтер |
111 |
32 |
2.2 специалисты и другие служащие | ||
Агроном |
107 |
35 |
Бухгалтер |
58 |
108 |
Ветеринарный врач |
253 |
18 |
Врач |
82 |
2 |
Зоотехник |
214 |
31 |
Инженер (прочие) |
284 |
61 |
Медицинская сестра |
58 |
21 |
Экономист |
27 |
68 |