Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Данная курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.
Наибольшее число беженцев (около 260 тыс. человек) на постсоветском пространстве сосредоточено в России. Это вполне объяснимо, так как она, по сравнению с другими странами Содружествами, в экономическом и политическом отношении более стабильна и поэтому остается центром притяжения не только трудящихся-мигрантов, но и беженцев.
Другим центрами сосредоточения беженцев являются Азербайджан и Армения. В конце 90-х в Азербайджане находилась около 234 тыс. беженцев, в Армении – 220 тыс. Такая концентрация беженцев в этих двух государствах отнюдь не показатель их экономической или политической привлекательности. Это - результат Нагорно-Карабахского вооруженного конфликта, долгие годы терзавшего обе страны. Однако, помимо взаимного обмена беженцами, Азербайджан и Армения также стали странами приема вынужденных мигрантов из Абхазии, Таджикистана, Узбекистана и Чечни.
Достаточно большое число беженцев в то же самое время находилось в среднеазиатских республиках: Туркменистане, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Это также было обусловлено военно-политической нестабильности в регионе, в частности военным действиями на территории Таджикистана. На территорию этих государств также массово прибывали беженцами из Афганистана, Бангладеш, Ирана, Индии и Пакистана.
Также можно предоставить таблицу Межгосударственной миграции населения по странам СНГ на 2002 и 2005 гг. (приложение 1) [1, с. 17]
Таким образом, в последние годы в странах Содружества Независимых Государств наблюдается активизация миграционных процессов во всем их разнообразии. При этом интенсивный миграционный обмен населения происходит не только внутри самого Содружества. Но и между его государствами и странами дальнего зарубежья [3, с. 158-162].
2.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СТРАН СНГ
Несмотря на относительно небольшой срок существования СНГ, его государством-участником удалось разработать и подписать ряд многосторонних соглашений, охватывающих вопросы правового регулирования основных направлений развития миграционных процессов в рамках Содружества. Было подготовлено и подписано немало соответствующих двусторонних правовых актов, а также достаточно активно велась законодательная деятельность в каждом отдельно взятом государстве – участнике СНГ, направленная на разработку и принятие национальных законов, регулирующих внешнюю миграцию.
В ст. 2 Устава СНГ от 22 января 1993 г. к числу основных целей содружества, наряду с всесторонним экономическим и социальным развитием государств-участников в рамках общего экономического и торгового пространства, межгосударственной кооперации и интеграции, было отнесено содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве. В таком содействие в первую очередь нуждаются трудящиеся-мигранты. Что и было предусмотрено в Договоре о создании Экономического союза должны стремиться к углублению интеграции через межгосударственную ассоциацию свободной торговли, таможенный и валютный союзы, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Таким образом, благодаря Договору 1993 г. создаются определенные правовые, экономические и организационные условия для стимулирования обмена трудовыми мигрантами; при этом предусматривается заключение специальных соглашений, регулирующих миграцию рабочей силы.
Государства – участники Договора 1993 г. обязались не допускать дискриминации граждан по национальному или любому иному признаку в вопросах оплаты труда, предоставления рабочих мест, социальных гарантий, а также решили взаимно признавать документы об образовании и квалификации работников – граждан стран Содружества без дополнительного их подтверждения, если этого не требуют условия и характер работы. В ст. 19 Договора также говорится о том, что государства-участники обеспечивают безвизовый режим передвижения своих граждан в пределах территории Экономического союза.
Основным институциональным механизм, реализующим миграционную политику Содружества Независимых Государств, является Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ, образованный Соглашением глав правительств стран Содружества, подписанным 13 октября 1992 г.
Деятельность Совета направлена на:
- развитие сотрудничества и выработку согласованной политики в области защиты граждан, трудовых отношений и социального партнерства;
- обеспечение охраны и улучшение условий труда;
- взаимодействие в решении вопросов миграции и занятости населения.
Членами Совета являются руководители министерств и ведомств, занимающиеся вопросами труда, миграции и социальной защиты населения государств – участников СНГ.
Консультативный Совет проводит свои заседания, как правило, два раза в год, поочередно в каждом из государств – участников Совета.
Советом было подготовлено межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанное государствами – участниками СНГ в Москве 15 апреля 1994 г.
В Преамбуле Соглашения говорится, что правительства государств-участников при его разработке основывались на нормах и принципах, содержащихся в документах ООН по правам человека, в правовых актах Международной организации труда, а также в Договоре о создании Экономического союза 1993г.
Государствами-участниками было принято еще множество Договоров и Соглашений в области регулирования международной трудящихся-мигрантов в этих странах.
Таким образом, международно-правовая база регулирования миграционных процессов в государствах СНГ в целом сформирована. Вместе с тем странам Содружества необходимо еще многое сделать для ее совершенствования [3, с. 162-175].
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
3.1 МИГРАЦИЯ ВНУТРИ СТРАНЫ
Миграционные процессы внутри Республики Беларусь подчинены закономерному процессу урбанизации, охватившему весь земной шар и особенно характерному для стран с развивающейся и переходной экономикой. Лишь в некоторых постиндустриальных странах Европы наблюдается процесс дезурбанизации, когда население стремится обосноваться в окрестностях крупных городов и сельской местности.
Уровень миграционной подвижности населения ниже, чем во многих развитых странах мира, где внутренняя миграция выступает основным фактором выравнивания социально-экономического развития регионов. Так, в 2009 г. лишь 2,3% от всего населения республики перемещались внутри страны.
В Беларуси всегда играли значимую роль сельско-городские перемещения, в результате которых формировалась структура населения, повышался уровень образования и профессиональной подготовки сельских жителей, что способствовало экономическому развитию страны. Немаловажное значение миграция из сельской местности в города имеет и в наши дни: под влиянием данного процесса деформировалась структура населения, значительно сократился демовоспроизводственный потенциал и образовался дефицит рабочей силы в сельской местности.
Миграционную убыль населения Беларуси за период между переписями можно оценить исходя из следующих цифр: 552,0 тыс. человек (общая убыль населения) – 451,0 тыс. человек (естественная убыль) – 101,0 тыс. человек, т.е ежегодно из Беларуси выезжало в среднем на 10 тыс.человек больше, чем приезжало в нее. В общем количестве мигрантов преобладают внутренние мигранты, доля которых в 2009 г. составила 94,7% в общем миграционном обороте нашей республики [2, c. ].
Характеризуя внутреннюю миграцию республики в целом, следует отметить, что по данным переписи 1999 г., основными ее направлениями были переезды из села в город – 47,5%, из города в город –29,2%, из одной сельской местности в другую – 14,2%, из города в село – 8,8%. Основную роль во внутренней миграции играли перемещения населения из сельской местности в города либо из одного, как правило, более мелкого города в более крупный (из районного центра в областной, из областного центра в г. Минск), с более развитой инфраструктурой и лучшими условиями трудоустройства и оплаты труда.
В начале 90-х годов произошли значительные перемены в миграционных процессах в сельской местности. Отток населения, который наблюдался во все послевоенные десятилетия, в 1992 г. сменился положительным приростом – впервые в село прибыло на 14,2 тыс. человек больше, чем выбыло, но произошло это за счет положительного сальдо миграции со странами СНГ, а не за счет притока из городов Беларуси. Сальдо внутриреспубликанской миграции из села в город оставалось отрицательным, хотя и имело тенденцию к снижению. Так, за 1990 г. из сельской местности в города республики выбыло на 52,3 тыс. человек больше, чем из города в село, в 1991 г. разница составила 38,7 тыс. чел, в 1992 г. – 14,7, в 1993 г. – 9,7, в 1994 г. – 7,6, в 1995 г. – 9,8 тыс. человек [12, с. 105]. Основной причиной сокращения численности эмигрантов из сельской местности является сужение демографической базы села (сокращение населения в активных миграционных возрастах). Помимо этого, сказалось замедление темпов роста городов; возврат назад сельских жителей, переехавших в города несколько лет назад и не сумевших из-за социально-экономических потрясений там прижиться; рост уровня безработицы в городах и связанные с этим трудности в трудоустройстве; высокая стоимость жилья и продуктов питания. В целом миграционная подвижность сельского населения временно несколько снизилась, так как люди предпочитают переждать нестабильный период развития республики на привычных местах [12, c. 120].
С началом стабилизации экономики в Беларуси, начиная с 1995 г., отток населения из сельской местности в города стал увеличиваться. В период с 1995 по 1998 гг. численность лиц, покинувших сельскую местность, выросла с 9,8 до 27,6 тыс. человек. Но уже с 1999 г. темпы миграции из села в город начали вновь заметно сокращаться (рис. 1) [4]. Связано это в первую очередь с истощением демографической базы сельского населения, ведь начавшийся в 1993 г. процесс депопуляции постоянно развивается и с каждым годом отрицательный естественный прирост сельского населения лишь увеличивается, усугубляясь при этом отрицательным миграционным приростом.
Рисунок 1 - Динамика миграционного прироста населения городов за счет сельской местности в Беларуси (тыс. человек)
Если говорить о половозрастном составе мигрантов, то наименьший прирост городского населения (а среди мужчин даже убыль) наблюдается в возрасте с 35 до 65 лет, когда население наименее мобильно из-за привязанности к постоянному месту работы и семье. Несмотря на столь низкую миграционную активность населения в старших трудоспособных возрастах, наибольший миграционный прирост в городах происходит именно за счет населения трудоспособного возраста (рис. 3) [4].
Рисунок 3 - Возрастная структура миграционного прироста городского населения за счет сельского в рамках внутриреспубликанской миграции в 2007 г.
Так, в 2007 г. городское население Беларуси за счет мигрантов в трудоспособном возрасте увеличилось на 11,7 тыс. человек, причем большая их часть пришлась на младшие трудоспособные возраста (миграционный прирост за счет молодежи 16-30 лет составил 12,3 тыс. человек).
В половозрастной структуре мигрантов наблюдается значительный перевес мужчин старших трудоспособных возрастов, прибывших в сельскую местность, а также более высокая мобильность молодых девушек, выезжающих в города, что приводит к трансформации половозрастной структуры как сельского, так и городского населения.
Все вышеназванные процессы и явления в миграционных перемещениях обусловлены, в первую очередь, воздействием социально-экономических факторов, зная которые можно в какой-то степени регулировать потоки внутренней миграции на государственном уровне. Для некоторого изменения направлений внутренней миграции, а также закрепления на местах молодежи в Республике Беларусь приняты «Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы» и «Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг.». С помощью данных программ правительство стремится сделать более привлекательными для мигрантов сельские населенные пункты, малые и средние города, которые на данный момент являются основными районами выбытия населения.
Основными мероприятиями в рамках «Программы возрождения и развития села» являются повышение доходов сельского населения, развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи, модернизация дорог и транспортного обеспечения, развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслуживания [5, с. 46]. Все эти мероприятия призваны повысить уровень жизни сельского населения, а также сделать более привлекательными сельские населенные пункты для горожан. Для этого в рамках «Программы» планируется ввести в эксплуатацию качественно новые типы поселений – агрогородки, в которых будут предоставлены населению все вышеперечисленные услуги, характеризующие уровень жизни.
Таким образом, ожидается, что в ходе реализации данных программ будут созданы предпосылки для уменьшения оттока населения из сельской местности, активизации территориальной мобильности населения для удовлетворения потребностей экономики Беларуси в рабочей силе, улучшится демографическая структура населения в сельской местности посредством привлечения и закрепления молодежи [5, с. 47].
3.2 ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ