Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно- налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования.

Содержание

Введение
3
1.
Бюджетно-налоговая политика

1.1.
Понятие фискальной политики
4
1.1.1.
Цели бюджетной политики
4
1.1.2.
Инструменты бюджетно-налоговой политики
4
1.2.
Налоги
4
1.2.1.
Функции налогов
5
1.2.2.
Виды налогов
5-6
1.2.3.
Развитие концепции налогообложения
6-7
1.2.4.
Принципы налогообложения
7-8
1.2.5.
Система выплаты налогов
8-9
1.2.6.
Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.
9-10
1.3.
Государственные расходы
10
1.3.1.
Государственные расходы и совокупный спрос
10-11
1.3.2.
Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
11-12
1.3.3
Мультипликатор государственных расходов
12
1.3.4.
Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай

13
1.4.
Дискреционная и недискреционная фискальная политика
13
1.4.1.
Дискреционная фискальная политика
13-14
1.4.2.
Недискреционная фискальная политика
14-15
1.5.
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства
15
1.5.1.
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику
15
1.5.2.
Направления совершенствования налоговой системы
15
2.
Налоги в Российской Федерации

2.1.
Классификация налогов
16-19
2.2.
Основные виды налогов
19-22
2.3.
Налоговая система РФ
22-26
2.4.
Направления развития современной налоговой системы РФ
26

Заключение
27

Список используемой литературы
28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

7) целевые сборы на содержание  милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; 

8) налог на рекламу; 

9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; 

10) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов и лотерей; 

11) сбор за парковку автотранспорта; 

12) сбор за право использования местной символики: 

13) сбор за участие в бегах на ипподроме; 

14) сбор со сделок, совершаемых на биржах; 

15) сбор за право проведения кино- и телесъемок; 

16) сбор за уборку территорий  населенных пунктов (с юридических и физических лиц владельцев строений): 

17) сбор с владельцев собак (кроме служебных); 

18) лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; 

19) сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц) 

20) сбор за выигрыш на бегах; 

21) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. 

Налоги, указанные в пп. 4 и 5, устанавливаются только на территории курортной зоны. Остальные налоги (пп. 6-21) могут вводиться повсеместно решениями органов местного самоуправления. Несмотря на широкий перечень местных налогов, полный их набор вряд ли может быть установлен на территории конкретного муниципального образования, а если это и случится, то таковым скорее всего станет курортный город с расположенным в нем действующим ипподромом. 

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 -1996 гг., благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1-2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов - 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных.

По порядку введения налога. 

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.  
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона). 

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными. 

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. 

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые. Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд. 

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации. 

По целевой направленности введения налога. 

В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов. 

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налотовых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья. 

В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов.

2.2. Основные виды налогов. 

По абсолютным размерам налоговых сборов первое место занимает налог на добавленную стоимость, за ним следует налог на прибыль предприятий. Вместе с тем в первом чтении (июнь 1997 г.) принят Налоговый кодекс РФ, согласно которому резко сокращается число налогов и ограничиваются налоготворческие права местных органов власти. 

Налог на прибыль предприятий и организаций. 

Налог на прибыль предприятий и организаций принят законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. и действует с учетом изменений и дополнений, принятых в последующие годы. Налог на прибыль имеет две налоговые ставки: по первой ставке налог в размере 13% взимается в пользу федерального бюджета, вторая ставка налога определяется на уровне субъектов РФ (республик) и представляет собой налог, поступающий в их бюджеты. Субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать ставку этого налога (но не правила его исчисления и взимания) в пределах до 22% (для посреднической деятельности, банков, страховых компаний, бирж и т.д. до 30%). Таким образом максимальная суммарная ставка этого налога может составлять 35% (для банков - 43%). 

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству России и занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также филиалы и другие подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налогом на прибыль могут облагаться и бюджетные организации - в части осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Кроме того, субъекты РФ вправе облагать налогом на прибыль расположенные на их территории территориально обособленные структурные подразделения предприятий, имеющих головную контору и место регистрации в других регионах, даже если эти подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета. В этом случае определение доли прибыли, относящейся к этому подразделению, осуществляется расчетным методом - по доле этого подразделения в общем фонде оплаты труда и в общей стоимости основных производственных фондов предприятия. Соответственно эта доля прибыли подлежит вычету из облагаемой базы при исчислении налога с головного предприятия и, поскольку речь идет о применении только налогов, взимаемых субъектами РФ, каждый из них применяет свою налоговую ставку для обложения относящейся к нему доли прибыли предприятия. Предприятия железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства облагаются налогом в особом порядке, устанавливаемом правительством РФ. 

Предприятия-резиденты подлежат обложению налогом по всем своим доходам, в том числе и полученным за пределами России. Подоходный налог, уплаченный за рубежом, засчитывается при уплате налога на прибыль, но сумма такого зачета не может превышать размера налоговых обязательств, рассчитанных по российскому законодательству для соответствующей суммы дохода. 

Компании, фирмы и любые другие организации, образованные по законам иностранных государств, облагаются налогом на прибыль, если они осуществляют предпринимательскую деятельность в России через свое постоянное представительство. При этом под постоянным представительством может пониматься филиал, бюро, контора, агентство или любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением работ по строительству, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг или проведением других работ. Иностранное предприятие также может быть привлечено к обложению этим налогом, если оно использует другие организации или граждан (включая российские) для осуществления представительских функций в их пользу на территории России. 

Налоговые соглашения, которые имеет Россия с большинством развитых стран, могут предусматривать иные налоговые режимы и пониженные налоговые ставки в отношении доходов и имущества иностранных юридических лиц. Обычно в таких случаях для некоторых видов работ (строительно-монтажных, пусконаладочных) устанавливаются льготные сроки, в течение которых деятельность иностранных предприятий не считается создающей для них режим «постоянного делового учреждения», и более низкие ставки налога «у источника» (вплоть до его полной отмены) для дивидендов, процентов и роялти.  
Налогооблагаемой базой в отношении налога на прибыль законом определяется валовая прибыль предприятия: разность между валовым доходом (выручкой) предприятия от продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ, выручкой от продажи основных фондов и земельных участков, принадлежащих предприятию, а также доходами от внереализованных операций и продажи иного имущества, и расходами, связанными с этими операциями и с этой деятельностью. Валовой доход (выручка) предприятия при этом рассчитывается без учета НДС и акцизов, а также уплаченных экспортных пошлин. Для расчета чистого дохода от продажи имущества предприятия за основу берется первоначальная цена или остаточная стоимость имущества, увеличенная на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством РФ. 

Состав затрат и порядок их отнесения на себестоимость в целях исчисления налогооблагаемой базы определяется Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. В соответствии с этим Постановлением на затраты, уменьшающие валовой доход (выручку) предприятия, относятся: 

  • по факту, без ограничений и нормативов: 

- расходы на оплату труда работников 

- расходы на оплату сырья  и материалов, потребленных в процессе производства, 

- расходы на ремонт основных средств, 

- расходы, связанные с управлением производства, 

- расходы на уплату процентов  по полученным ссудам и кредитам (кроме кредитов, используемых на  приобретение основных средств); 

  • в пределах установленных лимитов и нормативов: 

- расходы на командировки, 

- расходы на обучение работников, 

- расходы на рекламу, 

- представительские расходы. 

Затраты на приобретение основных средств списываются в порядке ежегодного  исчисления амортизации по утвержденным нормам. На начало 1997 г. эти нормы составляли: для машин и оборудования 4,0-33,3%, для транспортных средств - до 20%, для компьютеров и оргтехники 7,0-12,5%, для зданий и сооружений капитального характера, построенных из камня, кирпича или бетона, 0,4-1,7% и для деревянных строений - до 5% в год. Кроме того, в пределах, установленных законодательством, за счет средств, относимых на уменьшение налогооблагаемой базы, разрешается создавать страховые фонды и некоторые виды резервов. Структура затрат, относимых на себестоимость, для банков и страховых учреждений утверждена отдельными постановлениями правительства. 

Расчет налога на прибыль производится поквартально, нарастающим итогом: за 3, б, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи налога вносятся ежемесячно или дважды в месяц из расчета 1/3 или 1/6 от квартального расчета. Годовой отчет (декларация) по налогу предоставляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и доплата налога (если требуется) производится и десятидневный срок после сдачи отчета. 

Отчетный год совпадает с календарным годом. Аудиторское заключение обязательно для акционерных предприятии, для предприятий с участием иностранного капитала и для банков и страховых организаций (независимо от их юридической формы). 

В налогооблагаемую базу предприятий не включаются дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходы от долевого участия в капитале других предприятий. Эти виды доходов подлежат обложению «у источника», ставка налога для них составляет 15%. Также не включаются в сумму налогового дохода предприятий для целей исчисления налога на прибыль доходы от проведения концертных мероприятий (для них предусмотрен специальный налог по ставке 50%) и доходы от казино и игровых автоматов (которые облагаются налогом по ставке 70%). 

Для доходов типа роялти (платежи по авторским правам, за лицензии и т.д.) и от использования имущества (арендная плата) при выплате их в пользу нерезидентов предусмотрено удержание налога у источника по ставке 20% и для платежей за фрахт, переводимых за рубеж, - по ставке 6%. 

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика