Виды доходив населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть виды доходов населения и источники их формирования в Республике Беларусь, проследить за динамикой изменения получаемых населением доходов, определить приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Доходы населения: понятия, источники, виды……………………………..…5
1.1 Понятие и структура доходов населения…………………………………... 5
1.2 Виды и источники доходов…………………………………………………...8
2. Роль государства в распределении доходов.………………………….. …….15
2.1 Причины дифференциации доходов ………………………………………..15
2.2 Показатели неравенства доходов…………………………………………….17
2.3 Государственное регулирование доходов населения………………………20
3. Доходы населения Республики Беларусь………………………………………21
3.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы…...21
3.2 Приоритеты государственной политики в области социальной защиты на современном этапе………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......34
Приложение А Динамика доходов населения Республики Беларусь с 2000 по 2011 гг………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа моя !!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 152.33 Кб (Скачать файл)

       Fmo-1 – частота предмодального интервала;

       Fmo+1 – частота послемодального интервала [5, c.64];

 

2) медиальный доход –  показатель дохода, находящегося  в середине ранжированного ряда  распределения, т.е медиана характеризует  тот уровень зарплаты (дохода), который  получают 50 % работников (населения)  и вычисляется по формуле: 

Ме=Xme+Jme(1/2∑F – Sme)/Fme,

где Xme – начальное значение медианного интервала;

       Jme – величина интервала;

       Sme - сумма накопительных частот до медианного интервала;

       Fme – частота медианного интервала [5, c.64];

 

3) децильный (квинтильный,  квартильный) коэффициент дифференциации  доходов населения, характеризующий  во сколько раз минимальные  доходы 10% (20%,25%) богатого населения  превышают максимальные доходы 10% (20%,25%) наименее обеспеченного населения. 

4) коэффициент фондов, который  определяется как соотношение  между средними доходами населения  в 10-х и первых децильных  группах. Первый дециль характеризует  уровень дохода (зарплаты), выше которого  не получает никто из 25% (20 или 10%) лиц ранжированного ряда со стороны низкооплачиваемых. Последний дециль характеризует уровень дохода, ниже которого не получает никто из 25% (20 или 10%) лиц с противоположной стороны, т.е. высокооплачиваемых.

5) коэффициент концентрации  доходов Джинни, характеризующий  степень неравенства в распределении  доходов населения, который определяется  на основании кривой Лоренца. 

На основе данных о распределении  доходов все семьи можно объединить в определенные доходные группы. Сопоставив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно построить график, иллюстрирующий дифференциацию доходов.

Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей  должна получать доход, соответствующий  ее удельному весу (т.е. попарные доли населения и доходов совпадают: 25% населения имеют 25% совокупного дохода, а 50% населения – 50% совокупного дохода и т.д.), то все точки на графике будут находится на линии абсолютного равенства доходов. Эта ситуация означает полное отсутствие концентрации доходов в руках какой-либо группы населения, чего в реальной жизни не бывает. На рисунке эта ситуация отображена биссектрисой ОABCD.

OABCD – линия гипотетического  абсолютного равенства в распределении дохода;

OA1B1C1D – кривая Лоренца. 

                                         Рисунок 1 – Кривая Лоренца

                                                        Примечание – Источник: [4, c.448].

 

Чем более неравномерное распределение (т.е. чем выше концентрация доходов у некоторых групп населения), тем дальше отходит кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем более выпуклой она становится. Абсолютное неравенство - это такой случай, когда все население не имеет доходов, кроме одного человека или одной семьи, которые получают весь доход. В реальной жизни пределом натяжения «лука» Лоренца считается момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится 12-13 % общей суммы доходов семей страны, а разрыв в уровнях доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения начинает превышать 10 раз. Эта ситуация считается границей социальной стабильности.

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения  доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного  равенства, к площади всего треугольника ОDF. Величина коэффициента может варьировать от нуля до 1 и от нуля до 100%. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

6) Для определения общего  направления изменений в распределении  доходов используется коэффициент  направленности процесса стратификации  населения – отношение численности  населения с доходами ниже  прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджетного высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек [19].

 

2.3 Государственная политика перераспределения доходов

 

Значительное неравенство  в распределении доходов является социально опасным. Эффективным  средством преодоления неравенства  и бедности выступает государственная  политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям [8, с.211]: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает:

1) установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

2) регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

3) защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов [7, с.212].

Политика перераспределения  доходов включает:

1) аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

2) предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

3) финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социального страхования и систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения  предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей [10, с.215]:

Вмешательство государства  в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных  размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым  в силу целого ряда причин, может  привести к сокращению эффективности  экономики в результате чрезмерного  роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские  бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты  являются средством обеспечения  прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные  социальные стандарты - это государственные  услуги, предоставление которых гражданам  на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной  основах за счет бюджетов всех уровней  на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению  устанавливаются объемы их финансирования. [10, с.112]

Государственная политика доходов  является составной частью социальной политики и направлена на решение  двух главных задач:

1) оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;

2) нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан.

Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов  малоимущих слоев населения, создает  условия для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

 

3 Доходы населения Республики Беларусь

 

3.1 Динамика доходов  населения Республики Беларусь  за последние годы

 

Динамика доходов населения  Республики Беларусь с 2000 по 2011 гг. приведена в Приложении А.

 

Как видно из Таблицы А.1, денежные доходы на душу населения в республике с 2000 года увеличились в 16 раз. И составили в 2011 году 753,6 тыс. рублей в месяц.

Так же прослеживается динамика номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника с 2000 по 2011 года увеличилась более чем в 16 раз, и в 2011 году составила 1041 тыс. рублей. В динамике реальной заработной платы наблюдается ежегодный рост в среднем 110-115 %. Исключение составляет лишь 2003  (103,2 %), 2009 (100,1 %.), 2011 год когда рост этого показателя составил лишь 101,9 %.

Следует отметить, что темпы прироста реальных и реальных располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь существенно замедлились в 2011 году.

Социальная направленность экономики и положительные темпы  экономического роста на протяжении нескольких лет гарантировали рост заработной платы как в номинальном, так и в реальном определении. За десять лет заработная плата белорусов  выросла почти в десять раз (со 123 тыс. руб. в 2001 г. до 1 217,3 тыс. руб. в 2010 г.). При этом цены за этот период (декабрь 2010 г. декабрю 2000 г.) возросли в 5 раз. Отставание роста цен от увеличения заработной платы означало, что размер оплаты труда белорусов возрастал не только в номинальном, но и в реальном выражении.

Это связано с тем, что начиная с весны 2011 года экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется нестабильностью на валютном рынке, ужесточением монетарной и фискальной политики, а так же галопирующей инфляцией. В таких условия закономерно происходило снижение доходов населения в реальном выражении. Данная тенденция стала существенной проблемой для государства, экономика которого является социально ориентированной и где одной из основных целей является повышение благосостояния граждан.

Рисунок 2 – Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11]

Если рассмотреть структуру  денежных доходов населения, приведенную  на Рисунке 2, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населения Республики Беларусь (65,4% в 2009 году, 58,0% в 2005 году), за ним следуют трансферты населению и прочие доходы (19,5%  и 12,6% соответственно в 2011 году), наименьший источник дохода (2,5 % в 2011 году) - это доходы населения от собственности.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме  денежных доходов населения в 2011 году составил 84,9 процента (в 2010 году - 83,4 процента).

В  общем  объеме  денежных  доходов населения в 2011 году оплата  труда работников, включая выплаты  денежных доходов населения  социального  характера,  составила  в  2010-2011 гг. 108 трлн.  рублей (или 65,4 процента),  социальные  трансферты  2011 г. (пенсии, стипендии, пособия и прочие трансферты) - 32,2 трлн. рублей (19,5 процента),  доходы  от  собственности (дивиденды,  проценты по  вкладам  и  прочие  доходы  от  собственности) - 4,1 трлн.  рублей  (2,5 процента),  прочие  доходы - 2,1 трлн.  рублей (1,3 процента), из  них  поступления  от  продажи продуктов  сельского  хозяйства - 1,9 трлн.  рублей (1,2 процента)  и доходы  от  предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход -18,6 трлн.  рублей (11,3 процента).

          В 2011 году на покупку товаров население израсходовало 109,3 трлн. рублей (66,3 процента  от  общей  суммы  денежных  доходов  населения  против 59,8 процента в 2010 году). Величина прироста задолженности населения по кредитам банков в 2011 году составила 9,3 трлн. рублей (или 5,6 процента от общей суммы денежных  доходов  населения)  и  по  сравнению  с  прошлым  годом  увеличилась  на 38,2 процента (в 2010 году прирост составил 6,2 процента от общей суммы денежных доходов населения).

     

Рисунок 3 – Изменение среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и в целом по Республике Беларусь за период 2006 – 2011г

Информация о работе Виды доходив населения