Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа
Цели исследования:
Изучить историю создания и развития МВФ;
Рассмотреть способы влияния МВФ на развитие международных отношений;
Рассмотреть способы политического влияния МВФ в развитие экономик стран-членов.
Задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения данной работы:
Рассмотреть исторические предпосылки создания МВФ;
Изучить динамику развития фонда;
Введение 3
1. Создание Международного Валютного Фонда 5
1.1 Предпосылки создания фонда. 5
1.2 Официальные цели создания Фонда. 8
1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ. 11
2. Международные финансовые отношения. 23
2.1 Роль МВФ в регулировании международных 23
валютно-кредитных и финансовых отношений. 23
2.2 МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. 25
3. Распределение квот государств-членов МВФ. 27
3.1 Способы изменения распределения квот. 27
3.2 Перспективы влияния МВФ на мировую экономику 30
3.3 Усиление влияния центральных банков на мировую экономику. 34
Заключение 38
Список литературы 40
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Омский
государственный технический
Кафедра «Экономика и организация труда»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»
на тему: «Влияние МВФ на мировую экономику»
Выполнил: Кожухов И.И.
Группа: ЗТД-310
Проверила: к.э.н. доц.
М.З. Гордиевич
Омск 2013
Оглавление
Введение 3
1. Создание Международного Валютного Фонда 5
1.1 Предпосылки создания фонда. 5
1.2 Официальные цели создания Фонда. 8
1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ. 11
2. Международные финансовые отношения. 23
2.1 Роль МВФ в регулировании международных 23
валютно-кредитных и финансовых отношений. 23
2.2 МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. 25
3. Распределение квот государств-членов МВФ. 27
3.1 Способы изменения распределения квот. 27
3.2 Перспективы влияния МВФ на мировую экономику 30
3.3 Усиление влияния центральных банков на мировую экономику. 34
Заключение 38
Список литературы 40
Актуальность изучения данной темы имеет большое значение в современной экономике любой страны мира. Международный валютный фонд (МВФ) входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются 188 стран, включая все бывшие союзные республики. Для того чтобы иметь возможность успешно конкурировать на мировой арене, необходимо знать, рычаги влияния стран и крупных международных корпораций на развитие мировой экономики.
Цели исследования:
Задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения данной работы:
Практическая значимость данной работы заключается в регулировании Фондом платежных балансов и внешней задолженности. МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.
Так же в работе будут высказывания ведущих экономистов с конференции в Лондонской школе экономики, которая прошла в марте 2013 года.
Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже — Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.
Создание этих двух структур было инициировано Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта.
Задача создания подобных структур назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США.
Планы создания специального
органа для «упорядочения» валютно-расчетных
связей были разработаны США и
Великобританией. В американском плане
предлагалось учредить «Стабилизационный
фонд Объединенных Наций», государства-участники
которого должны были бы принять на
себя обязательства не изменять без
согласия Фонда курсы и паритеты
своих валют, выраженные в золоте
и особой счетной денежной единице,
не устанавливать валютные ограничения
по текущим операциям и не заключать
никакие двусторонние («дискриминационные»)
клиринговые и платежные соглашения.
В свою очередь, Фонд предоставлял бы им
краткосрочные кредиты в иностранной
валюте для покрытия текущих дефицитов
платежных балансов.
Этот план был
выгоден США — экономически мощной державе,
с более высокой по сравнению с другими
странами конкурентоспособностью товаров
и устойчиво активным в то время платежным балансом.
Альтернативный английский
план, разработанный известным
Оба плана были рассмотрены на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании.
Заключительный акт
Деньги на создание этой надправительственной
организации поступили от Дж. П. Моргана,
Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа
и других «международных банкиров».
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.
МВФ предназначен для регулирования
валютно-кредитных отношений
Официальные цели МВФ заключаются в следующем:
1) «способствовать
2) «содействовать расширению
и сбалансированному росту
3) «обеспечивать стабильность
валют, поддерживать
4) оказывать помощь в
создании многосторонней
5) предоставлять временно
государствам-членам средства
Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они вновь позволяют говорить о системе мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и Мировой валютный фонд.
По состоянию на 2013 г. членами МВФ являются 188 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).
Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую — Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами» (рис. 6.4).
В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.
США вместе с другими
развитыми странами обладают простым
большинством голосов в МВФ. Последние
65 лет страны Европы и другие экономически
благополучные страны всегда голосовали
солидарно с США. Таким образом,
становится понятно, в чьих интересах
функционирует МВФ и кем
Вступление в МВФ в
обязательном порядке требует от
страны соблюдения правил, регулирующих
ее внешнеэкономические связи. В
Статьях соглашения зафиксированы
универсальные обязательства
Устав требует от государств-членов
устранения валютных ограничений, поддержания
конвертируемости национальных валют.
Статья VIII содержит обязательства государств-
Если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов).
Кроме того, устав МВФ
обязывает государства-члены
Россия же следовала
в своей «антикризисной»
МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой экономики.