Влияние МВФ на мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
Изучить историю создания и развития МВФ;
Рассмотреть способы влияния МВФ на развитие международных отношений;
Рассмотреть способы политического влияния МВФ в развитие экономик стран-членов.
Задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения данной работы:
Рассмотреть исторические предпосылки создания МВФ;
Изучить динамику развития фонда;

Содержание

Введение 3
1. Создание Международного Валютного Фонда 5
1.1 Предпосылки создания фонда. 5
1.2 Официальные цели создания Фонда. 8
1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ. 11
2. Международные финансовые отношения. 23
2.1 Роль МВФ в регулировании международных 23
валютно-кредитных и финансовых отношений. 23
2.2 МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. 25
3. Распределение квот государств-членов МВФ. 27
3.1 Способы изменения распределения квот. 27
3.2 Перспективы влияния МВФ на мировую экономику 30
3.3 Усиление влияния центральных банков на мировую экономику. 34
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние МВФ на мировую экономику.docx

— 418.02 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

 

Кафедра «Экономика и организация труда»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

     по дисциплине

«Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»

 

на тему: «Влияние МВФ на мировую экономику»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:   Кожухов И.И.

Группа: ЗТД-310

 

Проверила: к.э.н. доц.

М.З. Гордиевич

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

Оглавление

Введение 3

1. Создание Международного Валютного Фонда 5

1.1 Предпосылки создания фонда. 5

1.2 Официальные цели создания Фонда. 8

1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ. 11

2. Международные финансовые отношения. 23

2.1 Роль МВФ в регулировании международных 23

валютно-кредитных и финансовых отношений. 23

2.2 МВФ и мировой финансово-экономический кризис 2008 года. 25

3. Распределение квот государств-членов МВФ. 27

3.1 Способы изменения распределения квот. 27

3.2 Перспективы влияния МВФ на мировую экономику 30

3.3 Усиление влияния центральных банков на мировую экономику. 34

Заключение 38

Список литературы 40

 

Введение

 

Актуальность  изучения данной темы имеет большое  значение в современной экономике  любой страны мира. Международный валютный фонд (МВФ) входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются 188 стран, включая все бывшие союзные республики. Для того чтобы иметь возможность успешно конкурировать на мировой арене, необходимо знать, рычаги влияния стран и крупных международных корпораций на развитие мировой экономики.

Цели исследования:

    • Изучить историю создания и развития МВФ;
    • Рассмотреть способы влияния МВФ на развитие международных отношений;
    • Рассмотреть способы политического влияния МВФ в развитие экономик стран-членов.

Задачи, которые  необходимо решить в ходе выполнения данной работы:

    • Рассмотреть исторические предпосылки создания МВФ;
    • Изучить динамику развития фонда;
    • Рассмотреть структуру организации;
    • Определить значимость фонда в различны периоды его работы;
    • Рассмотреть основные цели фонда;
    • Определить сферу политического и кредитно-денежного влияния;
    • Определить современное положение фонда;
    • Рассмотреть пути дальнейшего развития МВФ.

Практическая  значимость данной работы заключается  в регулировании Фондом платежных балансов и внешней задолженности. МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.

Так же в работе будут высказывания ведущих экономистов  с конференции в Лондонской школе экономики, которая прошла в марте 2013 года.

 

1. Создание Международного Валютного Фонда

1.1 Предпосылки создания  фонда.

 

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF), как и Международный банк реконструкции и развития, МБРР (позже — Всемирный банк), является бреттон-вудской международной организацией. МВФ и МБРР формально относятся к специализированным учреждениям ООН, но с самого начала своей деятельности они отклонили координирующую и руководящую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Создание этих двух структур было инициировано Советом по международным  отношениям (Council on Foreign Relations) – одной из наиболее влиятельных полусекретных организаций, традиционно связываемых с реализацией мондиалистского проекта. 

Задача создания подобных структур назревала по мере приближения   окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования валютно-расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США. 

Планы создания специального органа для «упорядочения» валютно-расчетных  связей были разработаны США и  Великобританией. В американском плане  предлагалось учредить «Стабилизационный  фонд Объединенных Наций», государства-участники  которого должны были бы принять на себя обязательства не изменять без  согласия Фонда курсы и паритеты своих валют, выраженные в золоте и особой счетной денежной единице, не устанавливать валютные ограничения  по текущим операциям и не заключать  никакие двусторонние («дискриминационные») клиринговые и платежные соглашения. В свою очередь, Фонд предоставлял бы им краткосрочные кредиты в иностранной валюте для покрытия текущих дефицитов платежных балансов. 
         Этот план был выгоден США — экономически мощной державе, с более высокой по сравнению с другими странами конкурентоспособностью товаров и устойчиво активным в то время платежным балансом.  

Альтернативный английский план, разработанный известным экономистом  Дж. М. Кейнсом, предполагал создание «международного клирингового союза» — кредитно-расчетного центра, призванного осуществлять с помощью специальной наднациональной валюты («банкора») международные расчеты и обеспечивать равновесие в платежах, особенно между США и всеми другими государствами. В рамках этого союза предполагалось сохранить  замкнутые валютные группировки, в частности стерлинговую зону. Целью плана, рассчитанного на сохранение позиций Великобритании в странах Британской империи, было укрепление ее валютно-финансовых позиций в значительной мере за счет американских финансовых ресурсов и при минимальных уступках правящим кругам США в вопросах валютной политики.  

Оба плана были рассмотрены  на валютно-финансовой конференции  Организации Объединенных Наций, проходившей  в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. В конференции приняли участие представители 44 государств. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании.  

Заключительный акт конференции  включал Статьи соглашения (устав) о  Международном валютном фонде и  о Международном банке реконструкции  и развития. 27 декабря 1945 г. Статьи соглашения о Международном валютном фонде  официально вступили в силу. Практически  МВФ приступил к операциям  с 1 марта 1947 г. 
 Деньги на создание этой надправительственной организации поступили от Дж. П. Моргана, Дж. Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».

СССР принял участие  в Бреттон-Вудской конференции, однако не ратифицировал Статьи соглашения о МВФ.

МВФ предназначен для регулирования  валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных  кредитов в иностранной валюте. Бóльшую часть своих займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Местопребывание руководящих органов МВФ — Вашингтон (США). Это довольно символично — в дальнейшем будет видно, что МВФ практически полностью контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операциональном плане – ФРС. Не случайно поэтому, что реальный бенефит от деятельности МВФ также получают эти акторы и, в первую очередь, означенный выше «клуб бенефициаров».

 

1.2 Официальные цели создания Фонда.

 

Официальные цели МВФ заключаются  в следующем:

1) «способствовать международному  сотрудничеству ввалютно-финансовой сфере»; 

2) «содействовать расширению  и сбалансированному росту между  народной торговли» в интересах  развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; 

3) «обеспечивать стабильность  валют, поддерживать упорядоченные  отношения в валютной области  среди государств-членов и не  допускать обесценения валют  с целью получения конкурентных  преимуществ»;

4) оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчетов между государствами-членами,  а также в устранении валютных  ограничений; 

5) предоставлять временно  государствам-членам средства в  иностранной валюте, которые давали  бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их  платежных балансах». 

 

Однако по фактам, характеризующим  результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей. Они  вновь позволяют говорить о системе  мирового стяжательства в пользу меньшинства, контролирующего и  Мировой валютный фонд.

По состоянию на 2013 г. членами МВФ являются 188 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота определяет сумму подписки на капитал, возможности использования ресурсов фонда и сумму СДР, получаемых государством-членом при их очередном распределении. Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов (рис. 6.3).

 
 
 

Наибольшие квоты в  МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР), наименьшую — Тувалу (1,8 млн СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами» (рис. 6.4).

 
 
 

В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов  Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений, т. е. МВФ, как и  ФРС, контролируется этими странами. Когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.  

США вместе с другими  развитыми странами обладают простым  большинством голосов в МВФ. Последние 65 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США. Таким образом, становится понятно, в чьих интересах  функционирует МВФ и кем поставленные геополитические цели он реализует.  

 

 

1.3 Требования Статей соглашения (устава) МВФ.

 

Вступление в МВФ в  обязательном порядке требует от страны соблюдения правил, регулирующих ее внешнеэкономические связи. В  Статьях соглашения зафиксированы  универсальные обязательства государств-членов. Уставные требования МВФ направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической  деятельности, в частности валютно-финансовой сферы. Очевидно, что либерализация  внешней экономики развивающихся  стран предоставляет огромные преимущества экономически развитым странам, открывая рынки сбыта их более конкурентоспособной продукции. При этом экономика развивающихся стран, нуждающаяся, как правило, в протекционистских мерах, терпит большие убытки, целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными и умирают. В разделе 7.3 статистическое обобщение позволяет видеть такие результаты.

Устав требует от государств-членов устранения валютных ограничений, поддержания  конвертируемости национальных валют. Статья VIII содержит обязательства государств-членов не вводить без согласия фонда  ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных  валютных соглашениях и не прибегать  к практике множественных валютных курсов.

Если в 1978 г. обязательства  по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли на себя 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. уже 158 стран (более 4/5 членов). 

Кроме того, устав МВФ  обязывает государства-члены сотрудничать с фондом при проведении курсовой политики. Хотя ямайские поправки к  уставу предоставили странам возможность  выбора любого режима валютного курса, на практике МВФ принимает меры для  установления плавающего курса ведущих  валют и привязки к ним (прежде всего к доллару США) денежных единиц развивающихся стран, в частности  вводит режим валютного управления (currency board). Интересно отметить, что возврат Китая в 2008 г. к фиксированному валютному курсу (рис. 6.5), вызвавший сильное недовольство МВФ, является одним из объяснений, почему мировой финансово-экономический кризис фактически не затронул Китай.

 
 
 

Россия же следовала  в своей «антикризисной» финансово-экономической  политике указаниям МВФ, и удар кризиса  по российской экономике оказался самым  тяжелым не только в сравнении  с сопоставимыми странами мира, но даже в сравнении с подавляющим  большинством стран мира.

МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой государств-членов, а также за состоянием мировой  экономики.

Информация о работе Влияние МВФ на мировую экономику