Влияние малого бизнеса на развитие экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:04, дипломная работа
Краткое описание
Целью данной дипломной работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Читинской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................4 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ..6 1.1. Экономическая сущность малого бизнеса ..............6 1.2. Значение малого бизнеса в социально-экономической жизни зарубежных стран .........................8 1.3. Роль и место малого бизнеса в российской экономке........11 1.3.1. Особенности функционирования малого бизнеса в России........11 1.3.2 . Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы...........13 1.3.3. Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики........16 1.4 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики.....22 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ......27 2.1 Развитие малого бизнеса в Читинской области............27 2.2 Удельный вес субъектов малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов....................34 2.3 Влияние малого бизнеса на занятость населения...........36 2.4 Роль малого бизнеса в формировании фонда оплаты труда......40 2.5 Место малых предприятий в производстве товаров и услуг.....42 2.6. Инвестиционная активность малых предприятий............48 2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого бизнеса ............................51 2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства ....................51 2.7.2. Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства..................54 2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г...61 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ.....................65 3.1. Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса..................65 3.2. Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа....................71 3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии......74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................86 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............89
Вложенные файлы: 1 файл
Структура обеспечения выданных Фондом
кредитов
Виды обеспечения
Количество проектов
Структура, %
Поручительство
22
31,9
Залог, всего:
в том числе
45
65,2
залог товаров в обороте
10
14,5
залог недвижимости
9
13,0
залог оборудования
10
14,5
залог автотранспорта
8
11,6
залог движимого имущества
3
4,4
Страхование
7
10,2
Итого:
69*
100
*В ряде случаев практикуется
одновременное применение нескольких
видов
обеспечения – поручительство + залог,
страхование + залог, поручительство +
залог + страхование. . .
Таким образом, в результате деятельности
фонда поддержки и развития малого
предпринимательства в 2000 году было обеспечено
увеличение рабочих мест в
сфере малого бизнеса на 2% и увеличение
объема произведенной продукции на
2,2%.
Дальнейшая деятельность Фонда будет
направлена на выполнение мероприятий
областной целевой Программы «Поддержка
и развитие малого предпринимательства
в Читинской области на 2001 – 2002 годы»,
принятой постановлением Читинской
областной Думы от 20.12.00 г.
2.7.3. Анализ программы
поддержки и развития малого предпринимательства
в
Читинской области на 2001-2002г.г.
Целью реализации Программы является
развитие существующих и создание новых
малых предприятий, последовательное
расширение сферы деятельности малого
бизнеса, привлечение дополнительных
финансовых ресурсов для развития малого
предпринимательства в Читинской области,
обеспечение занятости граждан,
расширение рынков сбыта продукции малых
предприятий, увеличение налоговых
поступлений.
В целом на финансирование реализации
мероприятий Программы в 2001-2002 году
требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре
источников финансирования
наибольший удельный вес занимают средства
областного бюджета и областного
Фонда (Рис. 3).
В бюджете Читинской области на 2001 год
заложено 8 млн. рублей для
финансирования расходов на поддержку
малого предпринимательства, что
составляет 0,19% от его расходной части.
Нужно отметить, что доля бюджетных
средств на 2001 год для поддержки малого
бизнеса увеличилась по сравнению с
2000 годом на 0,11%.
Рисунок 3. Структура
источников финансирования Программы
В соответствии с Программой приоритетными
направлениями поддержки малого
предпринимательства на территории Читинской
области являются:
1) производство и переработка
сельскохозяйственной продукции;
2) малое промышленное
производство и производство
импортозамещающих
товаров народного потребления;
3) малая строительная
индустрия;
4) бытовое обслуживание
населения;
5) транспорт;
6) дорожное хозяйство
и придорожный сервис;
7) почтовый и информационный
сервис;
8) инновационная сфера
/3/.
Нужно отметить, что перечень приоритетных
направлений является достаточно
широким и охватывает практически все
отрасли производственной сферы, за
исключением торговли и общественного
питания. Такая многонаправленность не
учитывает отраслевые особенности развития
малого бизнеса, затрудняет выбор
наиболее приоритетных проектов при
финансировании.
В структуре распределения программных
средств наибольший удельный вес
приходится на финансово – кредитную
поддержку малого предпринимательства
(91,9% от всего объема финансовых
средств), увеличилась доля средств,
направляемых на формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого
бизнеса (Таблица 27).
Таблица 27
Структура распределения программных
средств в разрезе направлений поддержки
малого предпринимательства
Направления поддержки
Сумма средств, тыс. руб.
В % к итогу
1
2
3
Нормативно – правовое обеспечение
25,0
0,1
Финансово – кредитная поддержка
45 040,0
91,1
Инновационная и производственная
поддержка
730,0
1,5
Формирование инфраструктуры
поддержки и развития
2450,0
5,0
Продолжение таблицы 27
1
2
3
Научно – методическое и кадровое
обеспечение
315,0
0,6
Формирование благоприятного
общественного мнения о предпринимательской
деятельности
440,0
0,9
Итого:
49 000,0
100
Реализация мероприятий Программы
позволит /3/:
1) Увеличить число
субъектов малого предпринимательства,
охваченных
Фондом и объектами инфраструктуры поддержки
и развития малого бизнеса, до 12
312 человек, что составит 38% от общего
числа субъектов малого
предпринимательства области;
2) Увеличить объем
производства продукции субъектов
малого
предпринимательства, профинансированных
из средств Фонда, на 33%, что
составит 248 185 тыс. рублей, из них 80% - продукция
промышленности и
сельского хозяйства;
3) Увеличить налоговые
поступления от субъектов малого
предпринимательства на 37,5%, что составит
34 188 тыс. рублей;
4) Создать и сохранить
не менее 750 рабочих мест;
5) Привлечь инвестиции
в малый бизнес в размере 34
млн. рублей.
Сравнивая современное состояние малого
бизнеса с результатами реализации
программных мероприятий, можно отметить,
что исполнение Программы должно
обеспечить увеличение числа занятых
на малых предприятиях на 2% , подъем в
производстве товаров и услуг малыми
предприятиями на 18,4% от уровня 2000
года. При этом в промышленности и сельском
хозяйстве объем производства
вырос бы на 47%, а размер инвестиций увеличился
на 49%.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО БИЗНЕСА С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В
ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ
3.1 Необходимость
совершенствования механизма государственной
поддержки
малого бизнеса
Как показал анализ, реальный потенциал
малого бизнеса, который так необходим
для динамичного экономического развития
области, до сих пор не занял
соответствующего положения в экономике.
В настоящее время уровень развития
малого предпринимательства является
недостаточным с точки зрения требований
рыночного хозяйства. Концентрация числа
малых предприятий на территории
области существенно ниже, чем требуется
для оптимальной структуры рыночной
экономики. По оценкам Министерства экономики
РФ и экспертов Российской
ассоциации развития малого предпринимательства,
число малых предприятий для
создания критической массы малого предпринимательства
должно быть как минимум
в 4 – 5 раз больше /3/.
При сохранении существующей тенденции
развития малых предприятий кардинальных
изменений в сфере малого бизнеса
в ближайшие годы не произойдет. Согласно
прогнозу, составленному на основе статистических
данных и анализа влияния
малого бизнеса во второй части дипломной
работы, число малых предприятий к
2003 году увеличиться на 4,3%, численность
занятых - на 3,8%. Отраслевая
структура малых предприятий, численности
занятых на них практически не
изменится, по-прежнему доминирующие
позиции останутся за сферой торговли
и
общественного питания (Таблица 28 ).
Объемы выпускаемой продукции и инвестиций
как в целом по малым предприятиям,
так и в разрезе ведущих отраслей будут
постепенно увеличиваться. В структуре
производимой малыми предприятиями продукции
и услуг наибольший удельный вес
сохранится за сферой торговли и общественного
питания, а наибольшая доля
инвестиций по-прежнему будет принадлежать
строительству.
Таблица 28
Прогноз основных показателей развития
малых предприятий до 2003 года
2000
2001
2002
2003
Прогноз числа МП – всего, ед.
В том числе:
3 095
3 120
3 171
3 228
Промышленность
561
580
590
603
Строительство
360
369
379
382
Торговля и общественное питание
1558
1570
1590
1610
Другие отрасли
602
601
612
633
Прогноз численности занятых
– всего, тыс. чел.
В том числе:
36 209
36 290
36 935
37 585
Промышленность
5 976
5 980
6 090
6 230
Строительство
2 122
2 169
2 240
2 300
Торговля и общественное питание
22 671
22 690
23 000
23 320
Другие отрасли
5 440
5 460
5 605
5 725
Прогноз выпуска товаров и услуг
- всего, в ценах соответствующих лет, млн.
руб.
В том числе:
1350,2
1696,7
1992,2
2361,9
Промышленность
390,1
475,9
553,4
638,4
Строительство
252,1
327,7
389,9
444,6
Торговля и общественное питание
486,5
583,8
665,5
760,3
Другие отрасли
110,9
309,3
383,4
518,5
Прогноз объема инвестиций
– всего, в ценах соответствующих лет,
млн. руб.
В том числе:
69,7
141,68
165,11
189,34
Промышленность
22,5
46,75
54,07
61,61
Строительство
23,8
35,43
42,03
48,34
Торговля и общественное питание
1,35
2,31
3,92
6,74
Другие отрасли
28,16
51,19
65,09
72,65
Прогнозная оценка влияния малого бизнеса
на развитие экономики области,
составленная на основе прогноза основных
показателей развития малых
предприятий, свидетельствует о дальнейшем
повышении роли малого бизнеса в
социально-экономической жизни области
(Таблицы 29, 30, 31 ). Однако, темпы
роста влияния малого бизнеса на увеличение
занятости, объемов производства и
капитальных вложений будут недостаточными
для того, чтобы способствовать в
значительной мере экономическому развитию
области.
Таблица 29
Прогноз удельного веса произведенной
малыми предприятиями продукции (работ,
услуг) в объеме выпускаемой продукции
по отраслям экономики до 2003 года, %
2000
2001
2002
2003
Удельный вес произведенной
малыми предприятиями продукции (работ,
услуг) в объеме произведенной промышленной
продукции
4,0
4,1
4,3
4,6
Удельный вес произведенной
малыми предприятиями продукции (работ,
услуг) в объеме произведенной сельскохозяйственной
продукции
0,5
0,6
0,6
0,8
Удельный вес произведенной
малыми предприятиями продукции (работ,
услуг) в объеме произведенной строительной
продукции
7,4
7,9
8,1
8,2
Удельный вес произведенной
малыми предприятиями продукции (работ,
услуг) в объеме произведенной платных
услуг населению
6,8
7,4
8,1
8,8
Таблица 30
Прогноз удельного веса занятых на малых
предприятиях в общей численности
занятых по отраслям экономики до 2003
года, %
2000
2001
2002
2003
Удельный вес занятых на МП
в общем числе занятых в экономике
8,5
8,6
8,7
8,9
Удельный вес занятых на МП
в общем числе занятых в промышленности
9,5
9,4
9,6
9,7
Удельный вес занятых на МП
в общем числе занятых в строительстве
9,4
9,6
10,0
10,1
Удельный вес занятых на МП
в общем числе занятых в торговле и общественном
питании
45,2
45,3
45,6
45,8
Информация о работе Влияние малого бизнеса на развитие экономики