Внешнеэкономическая деятельность в России. Внешнеторговые операции и сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Прекращение обязательств.

•  Главы 27—29. Понятие и условия договора. Заключение дога-вора. Изменение и расторжение договора.

•  Главы 30—31. Куп ля-продажа. Мена.

•   Глава 34. Аренда.

•  Главы 37—42. Подряд. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Возмездное оказание услуг. Перевозка. Транспортная экспедиция. Заем и кредит.

•   Главы 46—49. Расчеты. Хранение. Страхование. Поручение.

•  Главы 51—54. Комиссия. Агентирование. Коммерческая концессия.

Для практической реализации принятых федеральных законов

выпускается множество (тысячи) подзаконных нормативных актов,

Это прежде всего постановления  и распоряжения Правительства РФ, а также межведомственные (издаваемые совместно несколькими ведомствами) и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения, указания, положения, письма и другие нормативные документы, в частности, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, ЦБ по отдельным вопросам ВЭД. Характерным примером межведомственного нормативного акта, имеющего непосредственное отношение к ВЭД, являются Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденные 29 февраля 1996 г. МВЭС по согласованию с ГТК. Эти Рекомендации были разработаны во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16 января 1996 г. ЦБ РФ письмом от 15 июля 1996 г. предложил всем уполномоченным банкам учитывать положения Рекомендаций при принятии контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, а также рекомендовать клиентам банков — участникам ВТД руководствоваться Рекомендациями при заключении внешнеторговых сделок.

Подзаконные нормативные документы, исходящие из разных министерств и ведомств, не всегда взаимоувязаны и состыкованы, порой содержат противоречивые установки, а главное — неудовлетворительно отрабатывается механизм их реализации, что весьма затрудняет их соблюдение. Уязвимость сферы законоприменения свялана и с недос-

 

 

 

 

 

 

 

 

В условиях глобализации мирового хозяйства  обозначилась тенденция к унификации международных торговых процедур.  Все большее значение придается нормам, зафиксированным в межгосударственных многосторонних соглашениях по торговым вопросам. Значительный вклад в это вносит ВТО, другие международные экономические организации, действующие под эгидой ООН (ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ЕЭК, СЕФАКТ), ОЭСР, исполнительные органы региональных экономических группировок (ЕС, СНГ, НАФТА, АТЭС и др.), а также Международная торговая палата (далее - МТП).

Среди международных документов, разработанных  ООН, выделим "Конвенцию о договорах  международной купли-продажи товаров" (Венская конвенция 1980г.), которая регулирует порядок заключения контрактов купли-продажи товаров между сторонами, находящимися в разных государствах, права и обязательства продавца и покупателя, возникающие из такого контракта. К этой конвенции присоединилась Россия (как правопреемница СССР). Наша страна признала только письменную форму заключения внешнеторговых сделок (ГК РФ ст. 162). В дополнение к "Венской Конвенции ООН" была принята "Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров"(1983г.).

Разработкой рекомендаций по осуществлению международных торговых операций активно занималась ЕЭК ООН. Она выпустила целую серию стандартных условий контрактов и общих условий продажи. ЕЭК были подготовлены Руководства по международным договорам о встречной торговле, составлению контрактов на крупные промышленные объекты, промышленное кооперирование, услуги по эксплуатации и ремонту промышленных и иных предприятий, инженерно-консультационные услуги, передачу "ноу-хау" в области машиностроения, правила международного коммерческого арбитража и др.

МТП разрабатывает и постоянно  совершенствует рекомендации по различным  вопросам международной торговли. Наиболее значимые документы МТП: "ИНКОТЕРМС - 2000,2010 - Международные коммерческие термины", где подробно истолкованы обязанности продавца и покупателя во внешнеторговых сделках при различных базисных условиях поставки товара, "Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов", "Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам", "Унифицированные правила по инкассо", "Унифицированные правила для платежных гарантий", "Форс-мажорные обстоятельства", "Руководство по операциям с документарными аккредитивами", "Типовой агентский контракт", "Типовой дистрибьюторский контракт", "Типовой контракт франчайзинга".

Несмотря на унификацию правил международной  торговли, во многих странах сохраняется  своя специфика коммерческой деятельности, закрепленная внутренним законодательством. В ряде стран приоритетное значение придается не международным, а национальным административным нормам, положенным в основу установленных таможенных, валютных, налоговых, санитарных, технических и иных правил.

 

Как осуществляется выбор  товара объекта экспортной или импортной  сделки?

Требования к импортируемой/экспортируемой продукции предусмотрены в ФЗ "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О карантине растений", "О лекарственных средствах", "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и др. При разработке законодательных актов учитывались нормы ВТО и законотворческая практика отдельных зарубежных стран.

Выбор товаров  для экспорта должен базироваться на знании двух исходных факторов: 1 - реальные производственно-сбытовые возможности отечественного товаропроизводителя (поставщика) и 2 - существующий и прогнозируемый спрос за рубежом. Предпочтительно выявлять товары, которые не являются дефицитными в нашей стране или производятся в количествах, превышающих потребности внутреннего рынка, и главным образом товары с высокой степенью обработки.

Продавцу приходится адаптироваться к требованиям зарубежных рынков в отношении качества товара и осуществлять соответствующие модификации либо осваивать производство новых моделей изделий для экспорта.

В целях развития экспортного потенциала страны особое внимание следует уделять расширению экспорта машиностроительной продукции, прежде всего комплектного оборудования, технических изделий, особенно с принципиально новыми техническими решениями, отдельными сложными узлами и агрегатами, прогрессивными материалами.

Выбор импортных  товаров. При выборе импортных товаров необходимо исходить из насущных нужд российских потребителей в иностранных товарах производственного и потребительского назначения, отдавая приоритет тем товарам, которые совсем не производятся в России или имеют более высокое качество, улучшенный ассортимент и существенно дешевле аналогичных товаров отечественного производства. Российские импортеры обязаны заботиться о защите интересов и прав отечественных потребителей импортных товаров и соблюдать интересы РФ во взаимоотношениях с иностранными поставщиками. Часто от иностранных фирм поступали предложения на такие товары, которые не находят сбыта в стране производства и других странах, в том числе по причине низкого качества или запретов на их ввоз. Необходимо критически относиться к поступающим из-за рубежа предложениям - избегать импорта товаров, не соответствующих требованиям безопасности, экологически вредных, наносящих ущерб отечественному производству и общественной морали. При выработки решения об импорте конкретного товара целесообразно изучить альтернативные варианты возможной закупки у разных поставщиков и выбрать из них наиболее выгодный. Наименование товара, намечаемого к поставке, должно быть на русском языке в точном соответствии с ТН ВЭД. Для экспортного товара необходимо обеспечить правильный перевод его наименования на язык страны контрагента, а для импортного товара — точный перевод его названия с иностранного языка на русский.

Выбор объекта предстоящей сделки не исчерпывается определением товара и его количества. Неотъемлемыми атрибутами различных товаров являются их качественные характеристики, ассортимент, технические условия, комплектность и т.д. Уже на начальном этапе подготовки сделки очерчивается ряд условий, связанных с предметом сделки, а именно: количество и качество товара, упаковка, маркировка, гарантии по качеству, состав технической документации. Кроме того, для машинотехнической продукции определяется объем услуг по монтажу (установке), наладке, вводу в эксплуатацию, последующему техническому обслуживанию и снабжению запчастями, командированию и обучению специалистов и др.

 

С какими иностранными контрагентами  работают российские

участники ВТД, как организовано изучение иностранных фирм в российских организациях?

Важным элементом работы на внешнем  рынке является систематическое  изучение иностранных фирм. Для подбора надежных контрагентов полезно накапливать информацию о действующих и потенциальных контрагентах, а также о конкурентах, работающих на конкретном товарном рынке. Изучение иностранных фирм охватывает широкий круг вопросов:

— общие сведения о фирме, характер деятельности, специализация, товарная номенклатура производимой (реализуемой) продукции, ее краткая характеристика, оказываемые услуги, материально-техническая база (производственные и торговые предприятия, их мощности, склады, пункты техобслуживания, исследовательские и испытательные центры);

— правовой статус фирмы, ее учредительные  документы, сведения о регистрации  в торговом реестре своей страны, имеет ли материнскую компанию, дочерние фирмы, филиалы, представительства в зарубежных странах, СП, юридический адрес и его соответствие реальному, почтовый и телеграфный адреса, телефоны, факсы, Е-mail, сайт в Интернете;

— показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы, включая величину акционерного капитала, текущий курс акций в сравнении с номиналом, активы, объем и динамика производства, портфеля заказов, торговых оборотов, платежеспособность и кредитоспособность фирмы, баланс доходов и расходов, расходы на научные и маркетинговые исследования, внедрение информационных технологий, рекламу и другие цели, доля фирмы на соответствующих рынках по странам, связи с финансово-кредитными учреждениями, подробные платежно-расчетные реквизиты;

— коммерческая репутация (реноме), деловые связи с другими фирмами (производственные,  финансовые, патентно-лицензионные, персональные), конкуренты, собственные патенты, товарные знаки (торговые марки, бренды);

— характер деловых отношений  с российской организацией, полученные предложения и запросы фирмы, заключенные сделки по импорту/экспорту, принимает ли фирма условия российской стороны, склонна ли завышать цены, предоставляет ли скидки, добросовестно ли выполняет свои, заявлялись ли претензии, арбитражные иски, принимает ли встречные обязательства по покупке российских товаров, участвует ли в международных выставках в России, работает ли с другими российскими организациями, как принимает российских представителей в своей стране;

— управление и оргструктура фирмы, сведения о владельцах, составе правления, исполнительных директорах, ведущих специалистах, подразделениях фирмы, общем числе занятых и по отдельным категориям работников;

— представители фирмы, проводившие  переговоры, их точные имена и фамилии, должности, образовательние, профкомпетентность, знание языков, семейное положение, индивидуальные черты, личные интересы и увлечения.

Для сбора информации об иностранных  фирмах используют различные официальные  и неофициальные источники. Солидные инофирмы охотно предоставляют партнерам подробные сведения о своей деятельности, распространяют обширную информацию на своих сайтах в Интернете.

Среди множества фирм, наиболее сильны крупные производственно-торговые компании, имеющие высокую долю на рынке. Как правило, такие фирмы получают должное признание в результате многолетней продуктивной коммерческой работы на рынке. В целях расширения своих деловых связей они стремятся упрочивать свою репутацию в деловом мире, добиваясь благожелательного отношения и симпатий других субъектов рынка.

Добросовестные отношения между  партнерами имеют приоритетное значение в международной торговле. На практике иностранные коммерсанты не всегда сообщают российским участникам ВТД достоверные сведения о фирме, ее регистрации, финансовых возможностях. Имелись случаи явно недобросовестного поведения иностранных лиц, которые выдавали себя за представителей какой-либо инофирмы, сообщали заведомо ложный адрес фирмы, фиктивные платежные реквизиты. Надо учитывать, что в международную торговлю проникают мафиозные группировки, в которых заметную роль стали играть выходцы из бывшего СССР.

В предыдущем десятилетии произошло  расширение круга иностранных контрагентов, что сопровождалось ухудшением их качественного состава. У новых российских участников ВТД появилось множество ненадежных иностранных партнеров. В Венской конвенции 1980 г. зафиксирован принцип соблюдения добросовестности в международной торговле. В понятие добросовестности входит предоставление иностранному партнеру достоверных сведений о своей фирме, ее юридической форме, уставной правоспособности, производственных и торговых возможностях, а также соблюдение общепризнанных правил деловой этики.

 

Какие источники информации о фирмах и ценах могут использовать российские участники ВТД?

Информация о конкретных товарах, их свойствах, положении на мировых  товарных рынках может быть получена из разных отечественных и зарубежных источников. За интересующей информацией рекомендуется обращаться в специализированные информационно-консультационные центры, включая имеющиеся в составе «ИнформВЭС», ВНИКИ, ТПП и др. Относительно требований к качеству товаров весьма важно получать постоянную информацию от отечественных товаропроизводителей и потребителей, иностранных контрагентов, организаций, занимающихся вопросами проверки качества, сертификации товаров и услуг, и т.д.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность в России. Внешнеторговые операции и сделки