Внешние эффекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и рассмотрение возможных путей решения проблемы внешних эффектов. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы теории внешних эффектов (причины возникновения внешних эффектов, их виды, последствия); • исследовать общепринятые способы регулирования внешних эффектов, а также их применение в Республике Беларусь; • рассмотреть возможные формы государственного регулирования внешних эффектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 5
1. 1. Понятие внешних эффектов 5
1. 2. Формы проявления внешних эффектов 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 11
2.1. Интернализация внешних эффектов 11
2.2. Теорема Коуза 12
2. 3. Организация охраны окружающей среды и применение теоремы Коуза 14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
3. 1. Регулирование природопользования в Республике Беларусь 18
3. 2. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

- социально-психологические  методы – обеспечение информацией  экологического характера, образование,  воспитание, обучение, общественное  давление и др. Социально-психологические методы являются методами морального стимулирования природоохранной деятельности. [10, с. 257]

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

В данной главе  я хотела бы рассмотреть методы государственного регулирования окружающей среды в Республике Беларусь, так как внешние эффекты больше всего проявляются в загрязнении окружающей среды, а также зарубежный опыт в данной сфере как пример возможных методов регулирования внешних эффектов.

3. 1. Регулирование природопользования в Республике Беларусь

Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на постоянное улучшение качества жизни  и условий труда жителей страны, рациональное использование и охрану ее природных ресурсов, разработку и внедрение в практику правовых и экономических основ природопользования.

Эффективная реализация экологической политики основывается, прежде всего, на совершенствовании  законодательства в сфере охраны природы, внедрении экономических  методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды, созданием целостной системы финансирования природоохранных мероприятий.

Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу  определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

В рамках международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.

В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.

Для достижения поставленных задач странам участницам нужно использовать гибкие рыночные механизмы. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

Также следует  привлечь к участию развивающиеся стран. Развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир.

Государственное регулирование природопользования в Республике Беларусь не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году.

В настоящее  время принята Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:

- создание благоприятной  окружающей среды;

- улучшение  условий и проживания и здоровья  населения;

- обеспечение  экологической безопасности.

Сохранение  благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020.  Ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования.

Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями  катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления.

Методы  регулирования природопользования в Республике Беларусь условно делятся на нормативно-правовые, организационно-административные, финансово-экономические.

Правовые  методы включают законы, правовые акты и т. д. Важнейшими являются: Конституция Республики Беларусь (ст. 46 – экологическая роль государства); законы: «Об охране окружающей среды» 1992 г., «О праве собственности на землю», «О государственной экологической экспертизе», «Об охране использования животного мира»; земельный, водный Кодексы и др.

Регламентация хозяйственной деятельности, ограничивающая воздействие на природную среду, определяется также нормативными методами регулирования. Большую роль играет кадастровая оценка ресурсов. В настоящее время ведется множество кадастров: земельные, водные, лесные. Также в республике действует система реестров: реестр природно-заповедных территорий и объектов (заповедников, парков) и реестр загрязнителей, в котором ведется учет выбросов, захоронений.

К организационно-административным методам регулирования природопользования относят: регламентацию хозяйственной деятельности, мониторинг объектов природной среды, лицензирование, экспертизу.

Финансово-экономические  методы природопользования построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей, налогов, штрафов. [10, с. 269 – 274] 

В практику управления природопользованием и охраной  окружающей среды экономические механизмы начали вводиться с 1992 года. Сегодня они включают финансирование природоохранных мероприятий; взимание налогов за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов; возмещение в установленном порядке причиненного природной среде вреда.

В настоящее  время экологические платежи  и формирующийся на их основе фонд охраны природы являются экономическими инструментами экологической политики государства, позволяющими аккумулировать значительные средства для финансирования государственных программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и иных целей, связанных с этой деятельностью.

Формирование системы  эколого-экономического регулирования в переходной экономике требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта промышленно развитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала XX века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, — это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для разработки конкретных подходов к оптимизации природопользования.

3.2. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов

На Западе применяются  две разновидности экономических  методов регулирования экологической  сферы — ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы.

В ведущих странах  Запада, помимо налогов, субсидий и рыночных методов (продажи лицензий на загрязнение), в настоящее время используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования:

  1. Продуктовые налоги — надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически «грязных» продуктов и технологий.
  2. Дифференциация налогов на прибыль — система применения налоговых льгот для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и, наоборот, завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают «грязную» продукцию. Недостатком такой дифференциации является нейтрализация поступлений в бюджет, в то время как налоги должны его пополнять. Поэтому данный вид платежей не имеет пока широкого применения. Вместе с тем его считают весьма перспективным в будущем.
  3. Экологическое страхование — страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам (физическим, юридическим, органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб возникает.

В целом в индустриально развитых странах мира находят применение более 150 разных инструментов, из которых свыше 50% составляют различные платежи, около 30% — субсидии, остальное приходится на прочие экономические стимулы (экологическое страхование, залогово-возвратные платежи и пр.). Однако данные методы имеют ряд недостатков. Эти негативные моменты послужили причиной распространения рыночных процессов в экологической сфере.

Основными элементами системы  рыночного регулирования, нашедшей широкое применение в США и  в некоторой степени в ФРГ, являются:

  • баббл-принцип (принцип «пузыря», или «облака»), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. Теперь не каждая «дымящая труба», а территория региона в целом, отдельные источники загрязнений которой как бы формируют «облако», становится объектом установления экологических нормативов. Цель «баббл-принципа» — предоставить предприятиям «свободу маневра» для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. Принцип «пузыря» создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона;
  • политика компенсации выбросов позволяет предприятиям, уменьшившим выбросы, приобретать тем самым право на выбросы, фиксируемое в виде соответствующего документа — лицензии, или разрешения, на выбросы. Иначе говоря, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе. При этом продавцы обязаны сократить выбросы на величину, большую, чем будут осуществлять покупатели. Так, в Лос-Анджелесе, в соответствии с местным законодательством, каждая тонна загрязнителя, произведенная новым предприятием, должна компенсироваться снижением выбросов на других предприятиях на 1,67 т;
  • банки выбросов — специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать права на выбросы или использовать их при необходимости. Это облегчает потенциальным покупателям лицензий поиск подходящих продавцов. Банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования;

• биржи прав на загрязнение — посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.

Механизм торговли правами на выбросы в США, где  он получил наибольшее распространение, показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости мероприятий по снижению загрязнений на различных предприятиях. [19, с. 305 – 310]

Однако до тех пор пока потребителям и производителям ничего не стоит избавиться от отходов, общество будет вырабатывать их в огромных количествах. Чрезмерное использование первичных материалов и недостаточное использование переработанных материалов могут привести к провалу рынка, требующему государственного вмешательства. К счастью, принимая во внимание стимул к вторичной переработке отходов, несостоятельность рынка можно предотвратить. Еще одним методом борьбы с отрицательными внешними эффектами может стать использование вторичного сырья. Одним из политических решений, которые довольно успешно применяются для поощрения вторичной переработки, является возвращаемый депозит (refundable deposit). При системе возвращаемых депозитов покупатель выплачивает владельцу магазина первоначальный взнос, приобретая товар в стеклянной таре, и получает депозит обратно, возвратив тару в магазин или в центр переработки вторичных отходов.

Таким образом, для нейтрализации влияния отрицательных  внешних эффектов на окружающую среду  можно применять различные меры, такие как ресурсные платежи, продуктовые налоги, дифференциация налогов на прибыль, экологическое страхование, а также использование вторичного сырья. Однако кардинально данные подходы проблему не решают. Принципиально эта проблема решается созданием безотходных или малоотходных промышленных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из причин неэффективности  распределения ресурсов посредством рыночного механизма являются внешние эффекты. Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Если подойти к проблеме внешних эффектов формально, то возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровне частных и общественных издержек и выгод. В действительности эти различия являются лишь следствием более глубоких причин. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ.

Внешние эффекты приводят к неэффективному распределению  ресурсов, что выражается в недопроизводстве или перепроизводстве благ. Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и заниженная его цена. Влияние положительного внешнего эффекта выражается в недопроизводстве блага и завышенной цене.

Информация о работе Внешние эффекты