Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и рассмотрение возможных путей решения проблемы внешних эффектов. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы теории внешних эффектов (причины возникновения внешних эффектов, их виды, последствия); • исследовать общепринятые способы регулирования внешних эффектов, а также их применение в Республике Беларусь; • рассмотреть возможные формы государственного регулирования внешних эффектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 5
1. 1. Понятие внешних эффектов 5
1. 2. Формы проявления внешних эффектов 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 11
2.1. Интернализация внешних эффектов 11
2.2. Теорема Коуза 12
2. 3. Организация охраны окружающей среды и применение теоремы Коуза 14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
3. 1. Регулирование природопользования в Республике Беларусь 18
3. 2. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
- социально-психологические
методы – обеспечение
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В данной главе я хотела бы рассмотреть методы государственного регулирования окружающей среды в Республике Беларусь, так как внешние эффекты больше всего проявляются в загрязнении окружающей среды, а также зарубежный опыт в данной сфере как пример возможных методов регулирования внешних эффектов.
Экологическая
политика в Республике Беларусь направлена
на постоянное улучшение качества жизни
и условий труда жителей
Эффективная реализация экологической политики основывается, прежде всего, на совершенствовании законодательства в сфере охраны природы, внедрении экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды, созданием целостной системы финансирования природоохранных мероприятий.
Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.
В рамках международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.
В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более чем на 2 градуса.
Для достижения поставленных задач странам участницам нужно использовать гибкие рыночные механизмы. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.
Также следует привлечь к участию развивающиеся стран. Развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир.
Государственное
регулирование
В настоящее
время принята Национальная стратегия
устойчивого социально-
- создание благоприятной окружающей среды;
- улучшение
условий и проживания и
- обеспечение экологической безопасности.
Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. Ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования.
Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления.
Методы
регулирования
Правовые методы включают законы, правовые акты и т. д. Важнейшими являются: Конституция Республики Беларусь (ст. 46 – экологическая роль государства); законы: «Об охране окружающей среды» 1992 г., «О праве собственности на землю», «О государственной экологической экспертизе», «Об охране использования животного мира»; земельный, водный Кодексы и др.
Регламентация хозяйственной деятельности, ограничивающая воздействие на природную среду, определяется также нормативными методами регулирования. Большую роль играет кадастровая оценка ресурсов. В настоящее время ведется множество кадастров: земельные, водные, лесные. Также в республике действует система реестров: реестр природно-заповедных территорий и объектов (заповедников, парков) и реестр загрязнителей, в котором ведется учет выбросов, захоронений.
К организационно-
Финансово-экономические методы природопользования построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей, налогов, штрафов. [10, с. 269 – 274]
В практику управления природопользованием и охраной окружающей среды экономические механизмы начали вводиться с 1992 года. Сегодня они включают финансирование природоохранных мероприятий; взимание налогов за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов; возмещение в установленном порядке причиненного природной среде вреда.
В настоящее
время экологические платежи
и формирующийся на их основе фонд
охраны природы являются экономическими
инструментами экологической
Формирование системы эколого-экономического регулирования в переходной экономике требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта промышленно развитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала XX века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, — это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для разработки конкретных подходов к оптимизации природопользования.
На Западе применяются
две разновидности
В ведущих странах Запада, помимо налогов, субсидий и рыночных методов (продажи лицензий на загрязнение), в настоящее время используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования:
В целом в индустриально развитых странах мира находят применение более 150 разных инструментов, из которых свыше 50% составляют различные платежи, около 30% — субсидии, остальное приходится на прочие экономические стимулы (экологическое страхование, залогово-возвратные платежи и пр.). Однако данные методы имеют ряд недостатков. Эти негативные моменты послужили причиной распространения рыночных процессов в экологической сфере.
Основными элементами системы рыночного регулирования, нашедшей широкое применение в США и в некоторой степени в ФРГ, являются:
• биржи прав на загрязнение — посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.
Механизм торговли правами на выбросы в США, где он получил наибольшее распространение, показал высокую эколого-экономическую эффективность, обеспечивая значительную экономию средств на охрану окружающей среды за счет разницы в себестоимости мероприятий по снижению загрязнений на различных предприятиях. [19, с. 305 – 310]
Однако до тех пор пока потребителям и производителям ничего не стоит избавиться от отходов, общество будет вырабатывать их в огромных количествах. Чрезмерное использование первичных материалов и недостаточное использование переработанных материалов могут привести к провалу рынка, требующему государственного вмешательства. К счастью, принимая во внимание стимул к вторичной переработке отходов, несостоятельность рынка можно предотвратить. Еще одним методом борьбы с отрицательными внешними эффектами может стать использование вторичного сырья. Одним из политических решений, которые довольно успешно применяются для поощрения вторичной переработки, является возвращаемый депозит (refundable deposit). При системе возвращаемых депозитов покупатель выплачивает владельцу магазина первоначальный взнос, приобретая товар в стеклянной таре, и получает депозит обратно, возвратив тару в магазин или в центр переработки вторичных отходов.
Таким образом,
для нейтрализации влияния
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из причин неэффективности распределения ресурсов посредством рыночного механизма являются внешние эффекты. Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).
Если подойти к проблеме внешних эффектов формально, то возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровне частных и общественных издержек и выгод. В действительности эти различия являются лишь следствием более глубоких причин. Наличие предельных внешних издержек или выгод свидетельствует о возможности альтернативного использования ресурсов и благ.
Внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, что выражается в недопроизводстве или перепроизводстве благ. Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и заниженная его цена. Влияние положительного внешнего эффекта выражается в недопроизводстве блага и завышенной цене.