Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и рассмотрение возможных путей решения проблемы внешних эффектов. Исходя из поставленной цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы теории внешних эффектов (причины возникновения внешних эффектов, их виды, последствия); • исследовать общепринятые способы регулирования внешних эффектов, а также их применение в Республике Беларусь; • рассмотреть возможные формы государственного регулирования внешних эффектов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 5
1. 1. Понятие внешних эффектов 5
1. 2. Формы проявления внешних эффектов 6
ГЛАВА 2. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ 11
2.1. Интернализация внешних эффектов 11
2.2. Теорема Коуза 12
2. 3. Организация охраны окружающей среды и применение теоремы Коуза 14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 18
3. 1. Регулирование природопользования в Республике Беларусь 18
3. 2. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Способы регулирования внешних эффектов сводятся к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. В связи с этим выделяют два способа интернализации (по А. Пигу и Р. Коузу). А. Пигу предлагает использовать корректирующие налоги, которые повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных, в случае отрицательного эффекта, и субсидии, в случае положительного.
Р. Коуз считал, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Таким образом, следует четко определить собственников прав, и ресурсы будут распределяться наиболее эффективным способом. Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены, рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению (эффективному распределению ресурсов). На основе этой теории на практике существует такой способ регулировки внешних эффектов, как рынок лицензий на загрязнение. Государство определяет предельно допустимые объемы загрязнения и, исходя из этого, продает квоты на загрязнение. Однако данный подход имеет ряд недостатков, важнейшим из которых является то, что окружающей среде все равно наносится вред.
Поэтому главный акцент в разработке способов регулирования внешних эффектов должен быть пересен с мероприятий по ликвидации или уменьшения последствий загрязнений на поиск путей по их предотвращению.
В Республике Беларусь основные принципы государственного регулирования окружающей среды определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологии и программами, направленными на обеспечение экологически устойчивого развития экономики.