Внешние эффекты и затраты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – общее описание темы внешних положительных и отрицательных эффектов, государственных субсидий и налогов, связанных с этими эффектами, их цели и назначения.
Задачи:
Рассмотреть сущность Внешних эффектов;
Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов;
Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;
Определить методы решения;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по микроэкономике

Тема: «Внешние эффекты и затраты»

 

Введение

Актуальность курсовой работы заключается  в том, что в современных условиях возникла необходимость более глубокого  рассмотрения вопроса внешних эффектов и затрат.

Цель данной курсовой работы –  общее описание темы внешних положительных  и отрицательных эффектов, государственных  субсидий и налогов, связанных с  этими эффектами, их цели и назначения.

Задачи:

Рассмотреть сущность Внешних эффектов;

Выявить особенность положительных  и отрицательных эффектов;

Проанализировать проблемы связанные  с внешними эффектами;

Определить методы решения;

Предложить пути решения проблем.

Объект исследования: Предприятия  химической промышленности в России.

Предмет исследования: Теоретические  и методические аспекты и проблемы внешних эффектов и субсидий.

 
1.  Внешние эффекты

1.1   Понятие внешних эффектов

Рассматривая рыночный механизм, как  единую структуру видно, что иногда он не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

В этой курсовой автор рассмотрит происхождение, последствия и способ преодоления одного из типов несостоятельности  рынка - внешних эффектов.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Происхождение внешних эффектов. Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все  люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек  может преследовать свои цели, при  этом его действия могут иметь  побочный результат (не входящий в его  цели), который оказывает воздействие  на состояние других лиц.

В экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать  побочное воздействие на потребление  или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под  внешними эффектами мы подразумеваем  непосредственное (физическое) воздействие  одного процесса на другой. Внешними эффектами  не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через  ценовую систему "бьет" по производству бетона).

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

1.2 Положительные и отрицательные  эффекты

Отрицательные внешние эффекты. Воздействие  может быть отрицательным, если оно  выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном  внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Предположим, что алюминиевые заводы загрязняют окружающую среду: при каждой произведенной единице алюминия в атмосферу попадает определенное количество вредных отходов. Поскольку  ядовитые выбросы повышают вероятность  заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы имеем  дело с отрицательным внешним  эффектом.

 

Рис. 1 – Рынок алюминия

Кривая спроса отражает ценность товара для покупателей, а кривая предложения - издержки продавцов. Равновесное количество товара, Qmarket, соответствует точке, в которой значение общей ценности для покупателей за вычетом общих издержек продавцов достигает максимального значения. Следовательно, если абстрагироваться от внешней среды, рыночное равновесие эффективно.

Рис. 2 – Загрязнение и социальный оптимум

 

В условиях отрицательных экстерналий социальные издержки производства алюминия превышают частные издержки. Оптимальное количество алюминия, Qoptimum, следовательно, меньше, чем равновесное количество, Omarket.

Наличие внешнего эффекта означает, что издержки производства алюминия для общества превышают издержки производства алюминия для производителя. Социальные издержки каждой произведенной  единицы алюминия включают в себя частные издержки производителей алюминия плюс издержки людей, на которые неблагоприятно влияет загрязнение окружающей среды. На рис.2 представлены социальные издержки производства алюминия. Кривая социальных издержек находится выше кривой предложения, так как она учитывает внешние  издержек перекладываемые производителями  алюминия на общество. Разница между  двумя кривыми отражает издержки загрязнения

Положительные внешние эффекты. Социальные издержки производства превышают частные  издержки на многих рынках, однако встречаются  и такие рынки, на которых внешние  эффекты приносят выгоду другим людям. То есть в этом случае социальные издержки производства меньше, чем частные  издержки. Один из примеров - рынок промышленных роботов.

Роботы находятся в авангарде  быстро развивающейся технологии. Когда  бы компания ни создала модель робота, существует вероятность того, что  вскоре она разработает новый, более  эффективный образец, который принесет выгоду не только своим создателям, но и обществу в целом, так как  он станет частью технологических знаний. Данный тип положительных внешних  эффектов называется технологическим  переливом.

Анализ положительных внешних  эффектов аналогичен анализу отрицательных  экстерналии. На рис. 3 представлен рынок роботов. Из-за технологического перелива социальные издержки производства роботов меньше, чем частные издержки. Следовательно, плановик-социолог примет решение о производстве большего количества роботов, чем частный рынок.

Рис. 3 – Технологический перелив  и социальный оптимум

В условиях положительных внешних  эффектов социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Оптимальное  количество роботов, Qoptimum, следовательно, больше, чем равновесное количество, Qmarket.

В этом случае правительство может  интернализировать внешние эффекты с помощью субсидирования производства роботов. Если правительство платило бы фирмам за каждого произведенного робота, кривая предложения сдвинулась бы вниз на сумму субсидии, что привело бы к увеличению равновесного количества роботов. Чтобы гарантировать, что рыночное равновесие равно социальному оптимуму, субсидия должна быть равна ценности технологического перелива.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя  или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем  эффекте, а прирост полезности или  выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние  эффекты могут быть разделены  на следующие четыре группы.

1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод  спускает в реку свои отходы, которые мешают производству  расположенного ниже по течению  реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители  прилегающих районов страдают  от вредных выбросов в атмосферу  промышленных предприятий. Положительное  воздействие: завод в маленьком  поселке ремонтирует дорогу, по  которой "заодно" ездят и  местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате  семейных пикников возникают  лесные пожары, которые вредят  лесному хозяйству. Положительный  эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность  индивида уменьшается, если его  сосед ночью включает на полную  громкость музыку. Положительный  эффект: если вы разбили цветник  перед домом, то полезность  ваших соседей от созерцания  красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя  свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

 

2. Влияние внешних эффектов на экономику 

 

2.1 Проблемы, связанные с внешними  эффектами

Одна из причин возникновения проблем, связанных с внешними эффектами, - отсутствие платы за внешний эффект.

Провал рынка возникает в  том случае, если отсутствует плата  за внешний эффект. А платы может  не быть в том случае, если отсутствует  рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика  может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности  использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс "чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и  потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто  сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие  при этом внешние затраты и  производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать  тогда, когда эти блага или  ресурсы переходят из категории  свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает  внешние затраты. Если рынок при  этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты  не влияют на поведение того лица, которое  их вызывает, и это приводит к  парето-неэффективности.

Покажем это на следующем примере. Представим себе отрасль, в которой  действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты  на производство дополнительной единицы  продукции, равные предельным частным  затратам, MPC (рис. 4, а). При этом все  фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который  называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с  выпуском каждой дополнительной единицы  продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству  производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

Рис. 4 - Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты

Как видно из рис. 1, рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.

Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем  эффекте благо будет недопроизводиться. Представим, что продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости от того, являются они покупателями этих цветов или  нет. Следовательно, существует положительный  внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые  показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить  предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся  бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных  цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 4,б).

Что нужно сделать, чтобы устранить  этот провал рынка. Необходимо сделать  так, чтобы лицо, порождающее внешний  эффект, считалось с внешними затратами  или получало вознаграждение за внешние  выгоды. Существуют три подхода к  решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

2.2 Теорема Коуза

Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.

Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A.C.Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит отизменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Сгиглер выразил следующим образом: “...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны”.

Информация о работе Внешние эффекты и затраты