Внешняя торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
1. Введение теории внешней торговли.
1.1 МЕРКАНТИЛИЗМ И ИДЕЯ «СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ» СМИТА — РИКАРДО………………………………………………………3
1.2 ДОКТРИНА «СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ» Д. РИКАРДО. ПОНЯТИЕ «УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ»……………….6
1.3 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХЕКШЕРА — ОЛИНА………………………………..11
1.4 Противоречивость и ограниченность примнения неоклассической концепции, приспособление ее к современным условиям…………………………………………………….14
1.5 Новые и новейшие теории внешней торговли……………17
2. Средства регулирования внешней торговли, теории практики применения.
Нетарифные барьеры. Стаимостные и ценовые методы регулирования таможенных пошлин……………………………….18
3. Международное регулирование внешней торговли, внешней торговой системы Украины.
3.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговли (ГАТТ)………………………………………………………………….23
3.2 Характеристика режима наиболее благоприятствования нации (РНБ)………………………26
4.Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны…………………..27
Список использованной литературы……………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

Следовательно, изменение  этих качественных факторов требует  проведения исследования влияния технического прогресса и цикла жизни товара на структуру внешней торговли.

Выделение фрагментов отдельного экономического процесса приводит к необходимости определить условия их последовательного сочетания в конкретном действии. Особенностью сочетания фрагментов является взаимосвязанное рассмотрение экономики предприятия, экономики страны и тенденций развития мирового хозяйства. Однако внутреннее содержание явления всегда доопределяется внешними ограничениями. Условием эффективного их сопоставления выступает рассмотрение традиционных и нетрадиционных ограничений, присутствующих в мировой экономике, в том числе в виде тарифов, квот и валютного контроля.

Любой достаточно крупный  экономический процесс нуждается, наряду с фрагментарным делением, в дальнейшем соединении частей через процедуру перехода. Так например, переход от исследования отдельного производства к уровню международной торговли по отрасли позволяет проявить ранее полученное внутреннее содержание с новых принципиальных позиций. То же происходит с углом рассмотрения интересов. Если это производитель, то его интересует прибыль в показателях тарифов и пошлин и других ограничений. Если же мы выходим на макроуровень, то необходимо рассматривать проблему эффекта введения таможенных пошлин и их влияние на доходы производителей, покупателей и государство.

 

    1. Новые и новейшие теории внешней торговли.

Новые и новейшие теории внешней торговли. Доктрине сравнительных  преимуществ Д.Рикардо был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена американскими исследователями С.Робиком и К.Симмондсом.

Основой их подхода является общепринятый экономической наукой факт значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен. Точные расчеты доли внутрифирменных поставок в общем объеме внешней торговли отсутствуют, однако ориентировочные данные позволяют сделать вывод о том, что на внутрифирменные связи приходится около 70 всей мировой торговли, 80-90 продаваемых лицензий и патентов, 40 экспорта капитала.

 

Особенности внутрифирменной  торговли, выделяющие ее из традиционной внешней торговли, отражаются в качестве характеристик современного торгового  обмена. Международные монополии  заинтересованы во внешнеторговых поставках прежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам к параметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации ТНК. С.Линден делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е. прежде всего потребности внутреннего рынка.

Только после очередного расширения производства, после насыщения  внутреннего рынка фирма стремится  завоевать внешний. Однако теория С.Линдена была незаконченной, она охватывала только один, притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории цикла жизни продукта Ч.Киндельберга, Р.Вернона, Л.Уэлса, которая объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы товаров.

Хронологические показатели цикла жизни продукта могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, поскольку бывает так, что товар сразу же с первого переходит на четвертый этап. Например, длительность цикла жизни, начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в Индии, составляет десятки, а иногда и сотни лет. Недостатком этой теории являлось некоторое ограничение ее приложения.

Во-первых, производство ряда товаров сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение. Однако в последнее время некоторые  страны Япония и Германия смогли догнать  и даже перегнать США, специализируясь  на определенных видах производств.

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь М.Портер. По мнению М.Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются факторные условия условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли стратегия фирмы и конкуренция. М. Портер признает значимость первого параметра факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых.

  1. Средства регулирования внешней торговли, теории практики применения.

Одним из распространенных методов экономического регулирования  внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое  предполагает стоимостное воздействие  на экспортно-импортные потоки в  процессе пересечения ими государственных  границ.

Прежде всего, тарифное регулирование  определяет порядок и методологию  таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД  при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма  тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы  по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет  несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области  импорта, таможенная политика ориентирована  на удешевление сырья, поставляемого  из-за рубежа. Как правило, импортное  сырье облагается по минимальной  таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые  изделия, устанавливаются на более  высоком уровне. Это позволяет  местным производителям даже при  повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке  с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления  средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для  улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для  этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут  применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп. Разумеется, что в подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В  настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная  система описания и кодирования  товаров.

2.3 Нетарифные барьеры. Стаимостные и ценовые методы регулирования таможенных пошлин.

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью  защиты определенных отраслей национального  производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные  депозиты, а также антидемпинговые  и компенсационные пошлины и  др.;

Меры административного  характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические  и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

Прочие меры, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

В настоящее время использование  тарифов при регулировании международной  торговли становится все более проблематичным. Одной из главных причин такого положения  дел является жесткий контроль за тарифными ограничениями со стороны  международных организаций и  прежде всего Всемирной торговой организации1 (ВТО), последовательно проводящих политику уменьшения уровня таможенных пошлин в международной торговле.

Существуют и другие обстоятельства, затрудняющие использование национальными равительствами тарифно-таможенного регулирования в протекционистских целях. В частности, общим недостатком стоимостных, или ценовых, методов регулирования является их косвенное воздействие на национальную экономику. Так, в ряде случаев иностранные экспортеры идут на выплату повышенного тарифа за счет понижения уровня собственной прибыли, искажая таким образом прогноз относительно объемов импорта. Кроме того, при импорте товара с низким уровнем эластичности (например, нефти) изменение тарифа может и не повлиять на объемы импортных поставок.

 

Перечисленные недостатки таможенных пошлин привели к разработке и  использованию альтернативных мер  регулирования импорта, воздействующих непосредственно на количественные и стоимостные параметры поставок импортируемого товара.

Лицензирование — это  регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемых государственными органами на экспорт  или импорт товара в установленных  количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может  являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое  содержание полностью совпадает  с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар  в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки

• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок

• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости

• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего  развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как  документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной  квоты.

Основными способами распределения  импортных лицензий являются:

• аукцион на конкурентной основе

• система явных предпочтений

• распределение лицензий на внеценовой основе.

Самым выгодным для страны и самым справедливым способом распределения  лицензий является аукцион. Аукцион  — продажа лицензий на конкурсной основе. Если открытый аукцион хорошо организован, то публичные торги  на нем должны быть конкурентными. В  результате на аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая бы приблизительно равнялась  разнице между ценой импортера  и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный  товар. При подобном открытом аукционе квота приносит в государственный  бюджет страны тот же доход, что и  эквивалентный тариф.

Однако, несмотря на то, что  открытые аукционы являются самым эффективным  способом распределения импортных  лицензий, в реальной жизни они  никогда не используются. Несколько  большее распространение имеет  другой вариант аукциона на другой конкурентной основе. В условиях коррумпированности государственных властей обладателями импортных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.

Импортные лицензии могут  быть размещены и на основе системы  явных предпочтений. Система явных  предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами  пропорционально размерам их импорта  за предшествующий период или пропорционально  структуре спроса со стороны иностранных  импортеров. Обычно это метод используется для поддержания тех фирм, которые  вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет  уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта в предыдущем временном дискрете. В этом случае доход государства свободно и безвозмездно распределяется между соответствующими отечественными фирмами.

Одной из отличительных черт квотирования является нерыночный, административный характер подобного регулирования  внешней торговли, в то время как  при использовании таможенных пошлин действие рыночного механизма лишь корректируется. Кроме того, импортная  квота обходится экономической  системе дороже, чем эквивалентный  тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. В условиях квотирования отечественная  фирма не будет опасаться взвинчивания цен, поскольку будет уверена, что  объем поставок конкурирующего зарубежного  товара не превысит размера квоты. В  результате квота дает возможность  доминирующей отечественной фирме  при неэластичной кривой спроса получать монопольные прибыли за счет установления высоких цен. Переход от пошлины  к квоте превращает потенциального монополиста в действующего.

Информация о работе Внешняя торговля