Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 14:44, курсовая работа
Предмет работы – трудовая и финансовая составляющие научного потенциала.
Целью курсовой работы является анализ научного потенциала национальной экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть условия развития научного потенциала;
проанализировать проблемы на пути развития научного потенциала;
предложить меры по увеличению научного потенциала России.
Введение………………………………………………………………………….5
1. Состояние научного потенциала российской науки
1.1. Историческое развитие научного потенциала в 1990-х гг……...7
1.2. Подготовка кадров………………………………………………..11
1.3. Структура российской науки и результативность…………...…14
2. Проблематика и выход из сложившейся ситуации
2.1 Проблемы на пути повышения потенциала российской науки...17
2.2. Меры для увеличения научного потенциала……………………20
2.3. Прогноз развития
2.3.1.Сценарий инерционного развития……………………….24
2.2.2. Сценарий экспортно-ориентированного развития……26 2.3.3. Сценарий инвестиционно-активного развития………...29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы……………………………………………34
В этот период вновь принимались постановления по доплатам и дополнительной материальной поддержке ученых и ведущих научных школ, увеличилось разнообразие инициатив, направленных на привлечение молодежи в науку. Поддержка молодых исследователей проводилась в системе РАН (специальные конкурсы для молодых исследователей, предоставление жилья молодым ученым), РФФИ (гранты для поездок на зарубежные научные конференции), Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (конкурсные стипендии студентам, участвующим в работе малых инновационных предприятий), а также в некоторых регионах. Кроме того, в этот период для всеобщего обсуждения был опубликован проект «Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки». При всем разнообразии предлагавшихся к реализации мероприятий Концепция не учитывала того, что вопросы поддержки молодежи должны рассматриваться как часть более крупной проблемы сохранения преемственности в науке. Если для молодежной среды характерным являлся не только отток, но и приток в науку, - и это поддерживало относительно стабильный и даже растущий удельный вес молодежи среди научных кадров, - то скорость вымывания «среднего поколения» постоянно росла и постепенно стала самой высокой (см. Приложение I, табл. 1). Соответственно, необходимо было предпринимать шаги и по сохранению «среднего» поколения ученых. В то же время обозначенные в Концепции меры не касались изменений условий научной работы, в том числе обновления приборной и совершенствования информационной базы научных исследований. Концепция так и не была принята. Некоторое улучшение кадровой ситуации, возможно, было воспринято как более длительная тенденция, и на правительственном уровне кадровая проблема перестала быть остро актуальной.
Финансирование науки по сей день остается основной причиной «утечки мозгов». По сравнению с ВВП на научные исследования и разработки тратиться незначительная часть федерального бюджета. Как следствие для покрытия затрат приходиться привлекать частных инвесторов. Что государственные конструкторские бюро и НИИ ставит в незавидное положение (см. Приложение J, диаграмма 20, Приложение K Диаграмма 21, Приложение L, Диаграмма 22)
В связи со всем вышеперечисленным в последнее время происходит «утечка мозгов» в основном молодых специалистов, говорит о устаревании кадров. Однако даже если молодой человек, успешно закончив аспирантуру, приходит на работу в НИИ или вуз, он там чаще всего остается ненадолго: именно поэтому в настоящее время на первый план вышла проблема «закрепления» молодых кадров в науке. Расчеты показали, что среднее время пребывания молодого человека в науке составляет 6-7 лет[16]. При этом одним из главных факторов оттока молодежи из науки, помимо низкой зарплаты, является отсутствие перспектив успешной научной карьеры. Серьезным по «силе выталкивания» из науки являются также факторы, которые можно объединить под общим названием «снижение мотивации, профессиональная деградация научных коллективов, отсутствие интересных научных задач». В период кризиса происходило обеднение не только материальное, но и содержательное, сократилось число интересных научных проектов, происходила постепенная деградация ряда научных групп и даже целых институтов. Эта проблема - очень сложная, ее нельзя решить только путем увеличения финансирования.[1].
Также необходимо наладить связь с предприятиями. Так как им на сегодняшний день проще нанять специалиста, чем готовить его, обучая в ВУЗе или отправив на курсы повышения квалификаций и пр.
2.2. Меры для увеличения научного потенциала
1) Увеличение финансирования
2) Понятие "критические технологии" впервые появилось в Америке. Так назвали перечень технологических направлений и разработок, которые в первую очередь поддерживало правительство США в интересах экономического и военного первенства. Их отбирали на основе чрезвычайно тщательной, сложной и многоступенчатой процедуры, включавшей экспертизу каждого пункта перечня финансистами и профессиональными учеными, политиками, бизнесменами, аналитиками, представителями Пентагона и ЦРУ, конгрессменами и сенаторами. Критические технологии тщательно изучали специалисты в сфере науковедения, науко- и технометрии.
Несколько лет назад Правительство России
тоже утвердило подготовленный Министерством науки и технической
политики (в 2000 году оно переименовано
в Министерство промышленности, науки
и технологий) список критических технологий
из более 70 основных рубрик, каждая из
которых включала несколько конкретных
технологий. Их общее число превышало
250. Это гораздо больше, чем, например, в
Англии - стране с очень высоким научным
потенциалом. Ни по средствам, ни по кадрам,
ни по оборудованию Россия не могла создать
и реализовать такое количество технологий.
Три года назад то же министерство подготовило
новый перечень критических технологий,
включающий 52 рубрики (до сих пор, кстати,
не утвержденный правительством), но и
он нам не по карману.
К критическим следует отнести:
* энергетические технологии: атомну ю энергетику, включая переработку радиоактивных отходов, и глубокую модернизацию традиционных теплоэнергетических ресурсов. Без этого страна может вымерзнуть, а промышленность, сельское хозяйство и города остаться без электричества;
* транспортные технологии. Для России современные дешевые, надежные, эргономичные транспортные средства - важнейшее условие социального и экономического развития;
* информационные технологии. Без
современных средств
* биотехнологические исследования и технологии. Только их стремительное развитие позволит создать современное рентабельное сельское хозяйство, конкурентоспособные пищевые отрасли, поднять на уровень требований XXI века фармакологию, медицину и здравоохранение;
* экологические технологии. Особенно это касается городского хозяйства, поскольку в городах сегодня проживает до 80% населения;
* рациональное
* машиностроение и приборостроение как
основу промышленности и сельского хозяйства;
* целый комплекс технологий для легкой
промышленности и производства бытовых
товаров, а также для жилищного и дорожного
строительства. Без них говорить о благосостоянии
и социальном благополучии населения
совершенно бессмысленно.
3) В апреле 1999 года был принят Федеральный закон “О статусе наукограда Российской Федерации” №70-ФЗ. Следует отметить, что принятие этого государственного решения, подготовленного при непосредственном участиии Миннаки РФ, опиралось также на активнейшие меры самой научной общественности. Понятие “наукоград” появилось задолго до его официального подтверждения. Научно-инженерная общественность городов науки активно содействовала взаимопомощи и обмену опытом как по линии Минпромнауки РФ, так и инициативно на основе связи между городами, родственных направлений науки.
В соответствии с Федеральным законом “О статусе наукограда Российской Федерации” наукоград определяется как муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. В этом состоит их принципиальное отличие от других средних и малых российских городов.
История создания наукоградов, специфика их организационно-правовой ситуации позволяют считать весьма актуальными вопросы отслеживания там социально-трудовых процессов, изменений в кадровом составе их градообразующих объектов. На наш взгляд, представляется важным рассмотреть всю совокупность наукоградов и при этом принять такую их типизацию, которая позволила бы более объективно оценивать текущие ситуации с занятостью научно-инженерных кадров, их движением, качественными сдвигами в кадровом потенциале и, что особенно важно, разрабатывать к определенным типам, видам городов науки адекватные их возможностям модели функционирования и развития на перспективу.
Эти позиции обосновываются тем, что в имеющихся сейчас в России наукоградах (градообразующими являются крупнейшие научно-исследовательские организации, в том числе ГНЦ и ФНЦ) сосредоточены реальные возможности восстановления и дальнейшего развития экономики страны. За десятилетия функционирования и развития в них сложились крупные и дееспособные научные, научно-инженерные коллективы, сосредоточены уникальные экспериментальные и испытательные установки, в том числе ядерные, химические, микробиологические и приборостроительные исследовательские установки и производства. Здесь сформировались особые сообщества ученых и разработчиков, составляющих интеллектуальную элиту.
В 2010 г принят Федеральный закон № 244 «О инновационном центре « Сколково». Сколково это современный научный центр по развитию науки и созданию инновации.
4) Наша наука обязана в
Министерству науки и технологий Российской Федерации совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию государственной научно - технической политики, следует выработать систему согласованных действий по пропаганде научно - технических знаний и достижений отечественной и мировой науки
5) К числу очередных задач относятся также развитие системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента, создание специализированных учебных центров на базе вузов, технопарков, бизнесинкубаторов.
Необходима координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих в регионах поддержку малого инновационного предпринимательства.
Необходимо совершенствования нормативно - правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот, приведения норм, стандартов и систем сертификации продукции в соответствие с мировыми подходами в этой области.
Государству необходимо незамедлительно принять действенные меры по защите своего патентного пространства и поддержке за рубежом отечественных патентообладателей.
2.3. Прогноз развития.
2.3.1.Сценарий инерционного развития
При инерционном варианте макроэкономического развития возможности бюджетной поддержки научно-технической сферы будут крайне ограниченными. Следует также ожидать:
2.3.2. Сценарий экспортно-ориентированного развития
Экспортно-ориентированный вариант макроэкономического развития позволяет ожидать:
Информация о работе Восстановление потенциала научных кадров в России