Государственная и муниципальные формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – государственная и муниципальная собственность. Предмет исследования – отношения собственности, их место и роль в экономической системе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы – рассмотреть государственную и муниципальную формы собственности
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
-Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
-Изучить важнейшие аспекты государственной и муниципальной форм собственности;
-Выявить взаимосвязь государственной и муниципальной собственности.
-Рассмотреть повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

Содержание

Введение 3-4стр
1 Сущность и значение собственности
1.1 История возникновения собственности и развития ее форм………………5-6стр
1.2 Понятие собственности………………………………………………………6-9стр
1.3 Экономическая реализация форм собственности в России……………….9-12стр
2 Государственная и муниципальная формы собственности
2.1 Государственная собственность и ее особенности………………..……13-24стр
2.2 Муниципальная собственность е ее особенности………………………24-29стр
3 Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………30-32стр
Заключение……………………………………………………………………….33-36стр
Список использованной литературы……….……………………………………37стр

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

- ввести единый налог  на недвижимость.

 

Заключение

 

Собственность как экономическое  отношение  формируется еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, общественных объединений (организаций), частная, прочие (включая смешанную собственность). По классическому определению приватизация - это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Разгосударствление экономики - более широкий процесс, чем просто приватизация: происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д. Следует отметить, что задача повышения эффективности управления государственным имуществом не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника, а нужна последовательная, планомерная, системная реализация многих мер с участием как федеральных, так и региональных органов власти в интересах совершенствования способов и методического аппарата управления государственной собственностью. Что касается государственной экономической политики в целом, то, по нашему мнению: государство должно опираться на тех отечественных и иностранных инвесторов и менеджеров, которые взялись за подъем производства всерьез и надолго; в экономике страны необходимо создать такой деловой климат, при котором в реальном секторе на равных смогут работать не только гиганты-производители, но и предприятия малого и среднего бизнеса, а также любые другие хозяйствующие субъекты; необходимо наличие в распоряжении государства соответствующих механизмов принятия чрезвычайных мер для локализации и предотвращения предкризисных и кризисных ситуаций; необходима обязательная замена менеджеров или собственников (ренационализация со справедливой компенсацией в соответствии с действующим законодательством), чьи предприятия и компании стабильно показывают экономические результаты ниже средних в соответствующих отраслях промышленности и др. Исследование развития муниципальной собственности позволило в работе сделать следующие выводы. Во-первых, эффективное использование муниципальной собственности возможно только при выборе оптимального соотношения между целями развития муниципального образования - экономической и социальной. Во-вторых, социально-экономическое развитие муниципальных образований представляет собой управляемый процесс, в котором основную роль играет управление муниципальной собственностью. В-третьих, стратегические цели управления развитием муниципального образования и муниципальной собственностью совпадают, что не исключает существование целей управления муниципальной собственностью в зависимости от состояния муниципального хозяйства.

На современном этапе  развития российской экономики все  больше проявляется негативная тенденция  снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:

- структурную и количественную  оптимизацию организаций и предприятий  государственной и муниципальной  форм собственности;

- обеспечение полного  и своевременного учета государственной  и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

- создание единой системы  контроля за сохранностью государственной  и муниципальной собственности  и использованием её по назначению;

- выработку критериев  оптимальных решений по распоряжению  государственной и муниципальной собственностью;

- повышение инвестиционной  привлекательности государственной  и муниципальной собственности.

Большинство из перечисленных  задач можно решить посредством  разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:

- цели, задачи и принципы  управления государственной собственностью (по основным видам объектов  собственности);

- правила разграничения  федеральной собственности, собственности  субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

- особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

- правила и порядок  отнесения имущества к каждому  из видов собственников;

- правила и организационные  основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

- принципы организации  системы управления собственностью,

- сферы компетенции  органов государственной власти  в отношении собственности;

- общие принципы управления  собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

- правила и порядок  приобретения и прекращения прав  собственности;

- критерии и параметры  оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

- критерии и правила  сохранения объектов собственности  в качестве субъектов хозяйствования (принципы и условия реорганизации). В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

Одной из специфических  черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в  направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

 
1. Конституция Российской Федерации. Издательство: Омега-Л, 2008. 39 с.  
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Принят 21.10.1994 года. Издательство: ЛексЭст, 2008. 592 с.  
4. Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора / Э.Б. Аткинсон Дж. Э. Стиглиц. М.: Аспект Пресс, 2009. 832 с.  
5. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. Экономическая теория: Учебник. Мн., ИП «Экоперспектива», 2008. 368 с.  
6. Гордин В.Э. Экономика общественного и неприбыльного сектора. СПб., 2010. 127 с.  
7. Государственная собственность в экономике России и других стран: вопросы истории и теории / под ред. В.Н. Черковца. М.: ТЕИС, 2008. 593 с.  
8. Колесов Н.Д., Лоскутов В.И., Салихов Б.В. Собственность как экономическая категория, или о недостаточности дидактической единицы «собственность и хозяйствование». Вестник МГТУ, т.6, № 2, 2009. 188 с.  
9. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / М. Олсон. М.:ФЭИ, 2009. С. 55-80.  
10. Собственность в жизни Россиян: домыслы и реальность. Аналитический доклад. М., 2008. 384 с.  
13. Черковец В.Н., Кульков В.М. Собственность в экономической системе России. М., Экономический факультет, ТЕИС, 2009. 556 с.  
14. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2008. С. 47-60.  
15. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика / Л.И. Якобсон. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 367 с.  




Информация о работе Государственная и муниципальные формы собственности