Государственная собственность и макроэкономическое регулирование экономики в 90-е годы 20 века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 10:58, контрольная работа
Краткое описание
Государственная собственность в буржуазных странах отнюдь не является общенациональной собственностью. Это совместная собственность эксплуататоров, обладающих государственной властью. Вместе с тем характер этой собственности неодинаков в империалистических странах, с одной стороны, и странах, освободившихся от колониальной зависимости,— с другой. В империалистических странах она принадлежит монополистической буржуазии, стоящей у власти, является «общемонополистической» собственностью. В остальных буржуазных государствах — это собственность всего класса буржуазии, «общекапиталистическая» собственность.
Содержание
1. Государственная собственность, пути ее возникновения. 2. Причины возникновения государственных предприятий. Смысл государственного предпринимательства. 3. Возникновение государственной собственности в России. 4. Возникновение государственных предприятий в странах Европы. 5. Причины резкого изменения политики государственного регулирования в конце 70-х – начале 80-х гг. 6. Основные доктрины государственного регулирования экономики 20-го века. 7. Современные тенденции бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики. 8. Заключение. 9. Список используемой литературы.
Государственная собственность,
пути ее возникновения.
Причины возникновения государственных
предприятий. Смысл государственного
предпринимательства.
Возникновение государственной
собственности в России.
Возникновение государственных предприятий в странах Европы.
Причины резкого изменения
политики государственного регулирования
в конце 70-х – начале 80-х гг.
Основные доктрины государственного
регулирования экономики 20-го века.
Современные тенденции бюджетной,
денежно-кредитной и налоговой политики.
Заключение.
Список используемой литературы.
Государственная
собственность, пути ее возникновения.
Наряду с частной собственностью
отдельных монополий, все большее распространение
в капиталистических странах получает
государственная собственность. В настоящее
время круг ее объектов значительно расширился
за счет энергетической, добывающей, обрабатывающей
и особенно военной промышленности.
В различных странах Западной Европы на
государственных предприятиях трудится
от 12 до 30% общего числа рабочих и служащих,
занятых в промышленности и торговле.
В Мексике 25% промышленности принадлежит
государству.
Государственная собственность
в буржуазных странах отнюдь не является
общенациональной собственностью. Это
совместная собственность эксплуататоров,
обладающих государственной властью.
Вместе с тем характер этой собственности
неодинаков в империалистических странах,
с одной стороны, и странах, освободившихся
от колониальной зависимости,— с другой.
В империалистических странах она принадлежит
монополистической буржуазии, стоящей
у власти, является «общемонополистической»
собственностью. В остальных буржуазных
государствах — это собственность всего
класса буржуазии, «общекапиталистическая»
собственность.
Государственная собственность
в империалистических странах возникает
различными путями. Чаще всего это создание
государством важнейших объектов экономики
на средства из бюджета. Таким путем была
создана военная промышленность в США,
часть объектов которой была затем передана
для эксплуатации частным монополиям
при формальном сохранении собственности
государства. В ряде европейских стран
(Англия, Франция, Италия, Австрия, Бельгия
и др.) государственная собственность
сильно возросла в результате частичной
капиталистической национализации, проведенной
под давлением народа вскоре после второй
мировой войны.
В империалистических странах
путем капиталистической национализации
господствующий класс стремится обеспечить
общие интересы монополистической буржуазии
за счет ограничения права собственности
отдельных капиталистов.
Но в целом даже буржуазная
национализация несет в себе в какой-то
степени отрицание «священного» права
частной собственности. Поэтому монополистическая
буржуазия боится национализации и считает
ее опасной мерой. Она добивается возвращения
национализированного имущества частным
владельцам (частная реприватизация отдельных
предприятий и даже денационализация
отдельных отраслей имела место в Англии,
Австрии, ФРГ), а частный капитал стремится
захватить прямое руководство государственным
сектором (например, закон 1970 г. о реорганизации
управления национализированным сектором
в Австрии, согласно которому решения
о деятельности этого сектора может принимать
наблюдательный совет, где верховодит
частный капитал).
В странах, освободившихся от
колониальной зависимости и развивающихся
по капиталистическому пути, государственная
собственность тоже получила широкое
распространение. Здесь она возникла в
результате правопреемства (новые независимые
государства стали собственниками недвижимого
имущества бывшей колониальной администрации
на территории этих стран), а в ряде стран
— также путем национализации собственности
отдельных иностранных монополий, недр
земли (например, в Замбии в 1969 г.), важнейших
объектов экономики (например, частных
банков в Пакистане в 1974 г., нефтяной промышленности
в Венесуэле в 1975 г.).
Империалистические государства
активно противодействуют национализации
собственности иностранных монополий
в развивающихся странах, не останавливаясь
перед политическим и даже военным давлением.
Осуществляя политику неоколониализма,
США в последние годы заключили несколько
десятков специальных договоров с африканскими
странами о гарантиях иностранных капиталовложений
от национализации. Возникшие в ряде стран
местные монополии также ведут атаки на
государственную собственность, и под
предлогом нерентабельности государственных
предприятий требуют их передачи в руки
частных лиц (Индия, Пакистан и др.). Если
реакционным силам удается одержать победу,
то они ликвидируют государственный сектор
почти целиком (Индонезия, Чили).
В ряде стран, освободившихся
от колониальной зависимости, правящие
круги с самого начала отвергли идею создания
государственного сектора. Частное предпринимательство
было признано здесь наиболее эффективным
способом развития (Берег Слоновой Кости,
Габон, Того и др.).
Роль государственной собственности
в освободившихся странах, развивающихся
по капиталистическому пути, зачастую
иная, чем в империалистических государствах.
Государственная собственность в ряде
стран является орудием экономического
развития, средством, в какой-то мере препятствующим
проникновению иноземных империалистических
монополий. Поэтому, даже будучи собственностью
капиталистической, государственная собственность
в этих странах может играть прогрессивную
роль.
Причины возникновения
государственных предприятий. Смысл государственного
предпринимательства.
Рыночная экономика способна
перестраиваться, приспосабливаться к
изменяющимся внутренним и внешним условиям.
В развитой рыночной экономике
существенные изменения претерпевает
хозяйственный механизм. Плановые методы
хозяйствования получают дальнейшее развитие
в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой
системы управления. В то же время на макроуровне
развитие плановых методов связано с государственным
регулированием экономики.
Планомерность выступает как
средство активного приспособления к
требованиям рынка. В результате и ключевые
задачи экономического развития получают
новое решение. Прогноз рынка позволяет
заблаговременно сокращать выпуск устаревающих
товаров и переходить к качественно новым
моделям и видам продукции.
Государственные отраслевые
и общенациональные программы (планы)
также оказывают существенное влияние
на объем и структуру производимых товаров
и услуг, обеспечивая их большее соответствие
изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов
решается в рамках крупных компаний на
основе стратегического планирования
с учетом наиболее перспективных отраслей.
В развитых странах с рыночной
экономикой на социальное обеспечение
в настоящее время направляется не менее
40-50% всех государственных бюджетных ассигнований.
Несомненна тенденция к усилению
роли государства во всех сферах экономики.
Вместе с тем тенденция эта не является
прямолинейной. Государственное вмешательство
используется тогда, когда собственно
рыночные механизмы дают сбой. В этих случаях
воспроизводство корректируется таким
образом, чтобы после наладки рыночного
механизма государственное вмешательство
можно было ослабить или свернуть.
Причиной меньшей активности
государства служит более высокая эффективность
саморегулирования экономики, а не наоборот.
Такого рода теоретические
обоснования призваны обеспечить вполне
определенную политику, приносящую ощутимые
доходы некоторым конкретным кругам.
Таким образом, можно сделать
вывод, что хозяйственная деятельность
государства в рыночной экономике просто
необходима. Это вызвано тем, что зачастую
в экономике происходят такие явления
и процессы, справиться с которыми рынок
самостоятельно не может. Поэтому требуется
вмешательство государства. Следовательно,
даже в рыночной экономике, где достаточно
хорошо развит механизм саморегуляции,
требуются административные методы управления,
санкционируемые государством.
В настоящее время можно обнаружить
множество сфер, где государство выступает
в роли так называемого предпринимателя.
Сферой государственного участия всегда
были производства с высокой капиталоемкостью
(атомная энергетика, транспортные коммуникации);
со значительной степенью неопределенности
коммерческого результата (космонавтика,
научные исследования) и производства,
представляющие большую общественную
значимость (общественные блага) и т. д.
Государственное предпринимательство
- это форма предпринимательства, при которой
принятие стратегических решений в отношении
целей предпринимательской деятельности
и контроль над ней осуществляются государственными
органами.
Государство выступает в качестве
крупного хозяйственного субъекта, непосредственно
участвующего в рыночной экономике. Объектами
государственной собственности являются
предприятия, которые оказываются экономически
неэффективными для целей частного бизнеса,
например, капиталовложения в научно-технические
разработки. Кроме того, к государственной
собственности относятся отрасли, продукция
которых удовлетворяет стратегическим
потребностям всего народного хозяйства,
например, энергетика, транспорт, связь,
оборона. А также государственными являются
предприятия, результат деятельности
которых предназначается для совместного
общественного потребления, например,
дороги, экология, уличное освещение и
др.
Часть государственных предприятий
полностью финансируется из государственного
бюджета, однако в рыночной экономике,
государственные предприятия являются
акционерными обществами, обладая всей
полнотой прав рыночного субъекта. Здесь
государство владеет контрольным пакетом
акций, вследствие чего возникает особый
вид «полугосударственных», «смешанных»
предприятий, финансирование которых
осуществляется наряду с частными и государственными
инвесторами.
Кроме того, разновидностью
государственного предпринимательства
следует считать и предоставление концессий,
т. е. сдачу в коммерческую аренду, принадлежащих
государству и природных и производственных
ресурсов.
Таким образом, в результате
предпринимательства государство регулирует
рыночную экономику не только как внешняя
по отношению к ней сила, но и непосредственным
участием в производственно-коммерческих
операциях. Кроме того, обычно необходимость
вмешательства государства в экономику
связывается с недостатком рыночного
механизма. Однако, такое толкование, во-первых,
не объясняет того, почему государственное
вмешательство в экономику не ограничивается
регулированием посредством экономических
инструментов – налогов и субсидий; во-вторых,
не дает ответа, почему государственное
предпринимательство выходит далеко за
рамки сферы предоставления общественных
благ; в-третьих, не раскрывает мотивации
государственного предпринимательства.
Наконец, такое объяснение, выводя государственное
предпринимательство из сферы рыночных
отношений, лишает его предпринимательской
содержательности.
В действительности причины
возникновения и развития государственного
предпринимательства глубже и связаны
с ростом обобществления производства,
выражающегося в усилении взаимозависимости
различных звеньев общественного производства
и взаимообусловленности результатов
их деятельности.
Связанное с непосредственной
хозяйственной деятельностью государственное
предпринимательство, в отличие от государственного
регулирования, является микроэкономическим
способом достижения макроэкономических
целей и выступает в качестве инструмента
повышения конкурентоспособности национальной
экономики. Поэтому основные его функции
связаны с развитием отраслевой структуры
экономики, рационализацией распределения
ресурсов и поддержанием конкурентности
рынков.
Целью же государственного
предпринимательства является максимизация
общего благосостояния и рост эффективности
общественного производства.
Кроме того, государственное
предпринимательство выступает в качестве
способа предупреждения «провалов» рынка
или содействия развитию экономики, в
том числе осуществлению структурных
сдвигов через государственные инвестиции.
Таким образом, видно, что государственное
предпринимательство необходимо для функционирования
рыночной экономики на данном этапе, потому
что очень часто рыночный механизм не
может справиться с возникающими проблемами.
Тогда на помощь приходит государство,
механизм регуляции которого выражается
именно в предпринимательской деятельности.