Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить сущностную характеристику моделей государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия и видов естественных монополий;
- выявить необходимость государственного регулирования естественных монополий;
- определить модели деятельности естественных монополий на примере ОАО «Газпром»;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)

В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени  будет ориентироваться на частный  капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные  условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой  тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень  тарифа будет увязан с качеством  оказываемых услуг. Регулятор будет  экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.

При реформировании естественных монополий  надо учесть недавний опыт проведения реструктуризации в странах Центральной  и Восточной Европе: процессы реструктуризации имеют определенную последовательность. И проведение реструктуризации в  российских компаниях стало в  большей степени напоминать процессы в этих странах. На начальной стадии процессов реструктуризации исследовались  конкурентоспособность, производственные возможности и производительность труда. Для уменьшения себестоимости  производимой продукции увольнялся избыточный персонал. Последующая стадия – это сохранение квалифицированных  кадров, привлечение иностранных  экспертов, а также повышение  управляемости производственными  процессами. Третья стадия реструктуризации связана с тем, что крупные  компании имеют капиталоемкие производства и требуют привлечение больших денежных средств. Внутренний рынок не мог обеспечить приток в нужном объеме, поэтому с целью привлечения иностранных инвесторов российским компаниям пришлось избавляться от непрофильных активов.

На первой стадии необходимы варианты реформирования по отдельным компаниям-монополиям. В такой работе должны участвовать  специалисты компаний-монополий. Следует  исключить крайности в организации  этого непростого дела. Если относительно недавно такие вопросы полностью  замыкались на компании-монополии, то сейчас представители таких компаний не введены в состав экспертных групп. На второй стадии подготовки раздела  «Реформирование естественных монополий» следует учесть результаты других общих  разделов. Например, при реформировании монополий, таких как Газпром, Транснефть и РЖД необходимо активное привлечение внешних средств. При форсированном росте экономики, предусмотренном правительственной концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, следует учесть, что структурные проблемы экономики усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Это должно быть учтено при реформировании естественных монополий. Т. е. на второй стадии подготовки раздела надо учесть результаты разработки других разделов и дать рекомендации в смежные разделы.

Прежде чем реформировать необходимо, удостовериться, что выгоды перекрывают  издержки и риски. Поэтому раздел должен содержать анализ рисков, связанных  с реформированием естественных монополий. Реформирование компаний-монополий, выделение структурных подразделений, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться упорядочиванием  условий и правил бизнеса, с тем  чтобы исключить риск замены одной  монополии на другую: государственной  на частную.

Разработку проектов преобразований естественных монополий и ранее  поручали руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства  разрабатывал Газпром, железных дорог  – Министерство транспорта, электроэнергетики  – руководство РАО «ЕЭС». При  этом не учитывался конфликт интересов. Правила и условия реорганизации  государственной компании, распродажи ее активов не должны устанавливать  менеджеры монополий.

Следует помнить о сложности  дальнейшей реализации задачи по разделению компаний-монополий. Решение которой возможно при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов. Необходимо начинать с финансового оздоровления нынешних структурных подразделений компаний-монополий, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т. п. Определить возможность реализации реформы с точки зрения изменения нормативной базы, оценить возможные реакции на те или иные меры, как реформирование естественных монополий приведет к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

3.2 Прогноз тарифной политики  субъектов естественных монополий

Инвестиционные программы субъектов  естественных монополий на 2010-2012 годы и размеры их финансирования пересмотрены в сторону снижения по сравнению  с первоначальными планами в  связи с  сокращением спроса основных потребителей, а также со снижением  темпов роста инвестиционных затрат вследствие более низких дефляторов в капитальном строительстве  и индексов цен на используемые в  строительстве материальные ресурсы  по сравнению с предусматриваемыми ранее.

В условиях кризиса при общем  падении совокупного спроса инвестиции естественных монополий будут благоприятно сказываться на экономике – поддерживать строительную индустрию и обслуживающие ее отрасли, сдерживать безработицу и снижение реальных доходов населения, что позитивно отразится как на доходах, так и на расходах бюджета. Сокращение инвестиций в инфраструктурные проекты, доля которых в общем объеме капитальных вложений составляет, по оценке, на 2009 год 27,2%, может негативно сказаться на экономической динамике российской экономики в период выхода из мирового кризиса.

Субъекты естественных монополий  в меньшей степени страдают от кризиса, чем остальные отрасли  экономики в силу относительной  стабильности спроса на реализуемые  товары и услуги и снижения стоимости  закупаемого топлива, строительных работ, материалов и оборудования по сравнению с их запланированной  стоимостью. Субъекты естественных монополий, за исключением генерации электрической  энергии, в отличие от других отраслей экономики, не испытали падения цен  на производимую продукцию и оказываемые  услуги. В результате финансовые резервы  деятельности монополий оказались  значительно лучше, чем в других секторах экономики.

Параметры роста внутренних цен  на газ в прогнозный период определялись, исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку  газа и минимально необходимого объема инвестиций.

Также учитывалась необходимость  постепенного выравнивания образовавшихся перекосов между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры  топливного баланса с целью симулирования  роста потребления угля и других видов топлива в условиях дефицита газа на внутреннем рынке.

Исходя из вышеуказанных факторов, рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010-2012 годы предполагается в  размере 15% в год (с января) для  всех категорий потребителей, кроме  населения. Для населения планируется  проводить повышение цен два  раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.

В отличие от 2009 года, повышение  регулируемых цен для промышленных потребителей будет осуществляться один раз в год. В среднем за год рост цен составил в 2010 году – 26,5%, а в 2011-2012 годах – 15 процентов. При этом внутренние цены на газ  будут существенно ниже, чем цены поставки за пределы России. Так, в 2012 году оптовая цена на газ без учета  НДС составит 82 и 85 долларов США, что  соответственно в 2,5-3 раза ниже предусматриваемых  контрактных цен поставки за рубеж. Рост цен на газ для населения  представлен на рисунке 5:

 

 

 

Рисунок 5 – рост цен на газ для  населения за 2010-2012 годы

 

Вместе с тем рост цен на газ, поставляемый для населения, не окажет существенного прямого влияния  на рост тарифов на услуги ЖКХ и  инфляцию в связи с низкой долей  затрат в расходах населения (оплата газоснабжения составляет около 6% и 0,4-0,5% в корзине оплаты услуг ЖКХ  и потребительской корзине в  целом). Основное влияние на рост цен  на газ, на рост тарифов на услуги ЖКХ  будет происходить в связи  с повышением цен на электрическую  и тепловую энергию. Рост цен на газ  в среднегодовом выражении приведет к следующему росту прямых затрат (не учитывая косвенных затрат, связанных  с ростом цен на другие товары и  услуги).

 

Таблица 2 – Рост прямых затрат в  среднегодовом выражении, в %:

Год

2009

2010

2011

2012

Электроэнергетика

2,6%

4,6%

3,1%

3,4%

Теплоэнергетика

6,3%

10,7%

7,2%

7,4%


 

Также планируется поэтапное изменение  подходов к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в части введения единой зависимости изменения стоимости газа, с учетом стоимости транспортировки, от расстояния транспортировки (расстояния от территории добычи газа до региона потребления газа). Это отразится на несколько более высоком относительно среднего уровня росте цен на газ для ряда регионов.

Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах.

 

Основные факторы роста цен  и тарифов на электроэнергию в 2011-2012 годах на рисунке 6:


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Основные факторы роста цен  и тарифов на электроэнергию

 

Наиболее важным для экономики  представляется ограничение роста  регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году. Рост стоимости электроэнергии оказывает наиболее значимое воздействие не только на издержки в экономике, но и на инфляцию. Так, в 2009 году в связи с ожидаемым ростом стоимости электроэнергии на 21-22%, издержки в промышленности вырастут примерно на 0,9-1%, что в условиях падения спроса и невозможности переносить растущие издержки на цены приведет к ухудшению финансового состояния промышленных потребителей.

Вместе с тем необходимо создание финансовых ресурсов для продолжения  обновления выбывающих основных фондов энергетики с целью обеспечения потребностей экономики в бесперебойном энергоснабжении, а также покрытия затрат энергетики на топливо (газ, уголь, мазут). Потребление электрической энергии по Российской Федерации прогнозируется в 2011-2012 годах с незначительным ростом, относительно 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

 

Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпорации, так как именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных корпораций требует огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте – это ОАО «Газпром».

По своим экономическим, техническим  и организационным характеристикам  российские естественные монополии (РАО  «ЕЭС России», ОАО «Газпром», МПС) находятся  на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные  структуры при разумном к ним  отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI веке одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути – к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».

Функционирование естественных монополий  должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировых рынках.

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а  не дробление. Естественные монополии  могут не только органично вписаться  в экономику региона, но и поднять  его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами –  это очень непростая задача. Для  этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать  предприятия естественных монополий  к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для  осуществления всех этих задач созданы  органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий