Государственное регулирование естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы: изучить процесс действия естественных монополий и регулирования их государством; как регулирование осуществляется в разных странах и конкретно в РФ.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) определить понятие и сущность естественных монополий;
2) рассмотреть особенности и необходимость государственного регулирования цен в естественных монополиях;
3) рассмотреть особенности функционирования в России крупнейших естественных монополий;
4) определить особенности государственного регулирования естественных монополий и его основные направления в перспективе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
I. Естественные монополии как особый тип монопольных структур
и объект государственного регулирования……………………………….……………………………………...5
1.1. Сущность естественных монополий………………………………………..….5
1.2. Необходимость и задачи государственного регулирования цен
в естественных монополиях………………………………………………………...8
II. Анализ функционирования естественных монополий в России……………………………………………………………………………….13
2.1.Особенности функционирования РАО «Газпром»……………...…………...13
2.2. Изучение деятельности РАО «РЖД»…………………...…………………….14
III. Государственное регулирование естественных монополий……………………………………………………………………….....26
3.1. История развития российского законодательства
о регулировании естественных монополий………………………………………26
3.2. Задачи дальнейшего развития системы государственного
регулирования деятельности естественных монополий в России……...……….32
Заключение……………………………………………………………………….…35
Библиографический список…………………………………………………..……37

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по микроэкономике, последний вариант.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

I. Естественные монополии как особый тип монопольных структур

и объект государственного регулирования……………………………….……………………………………...5

1.1. Сущность естественных монополий………………………………………..….5

1.2. Необходимость и задачи государственного регулирования цен

в естественных монополиях………………………………………………………...8

II. Анализ функционирования естественных монополий в России……………………………………………………………………………….13

2.1.Особенности функционирования РАО «Газпром»……………...…………...13

2.2. Изучение деятельности РАО «РЖД»…………………...…………………….14

III. Государственное регулирование естественных монополий……………………………………………………………………….....26

3.1. История развития  российского законодательства 

о регулировании естественных монополий………………………………………26

3.2. Задачи дальнейшего  развития системы государственного 

регулирования деятельности естественных монополий в России……...……….32

Заключение……………………………………………………………………….…35

Библиографический список…………………………………………………..……37

 

 

 

Введение

 

Проблема и вопросы регулирования естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости  от природных факторов (например, наличия  или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин.

Поэтому постоянное исследование и  реформирование естественных монополий  является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Цель этой работы: изучить процесс  действия естественных монополий и  регулирования их государством; как  регулирование осуществляется в  разных странах и конкретно в  РФ.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

1) определить понятие и сущность  естественных монополий;

2) рассмотреть особенности и  необходимость государственного  регулирования цен в естественных  монополиях;

3) рассмотреть особенности функционирования в России крупнейших естественных монополий;

4) определить особенности государственного  регулирования естественных монополий  и его основные направления  в перспективе.

Объект исследования – государственные  естественные монополии.

Предмет анализа – проблемы правового регулирования и функционирования государственных монополий в России.

 

I. Естественные монополии как особый тип монопольных структур и объект государственного регулирования

 

1.1. Сущность естественных  монополий 

 

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [5, c. 234].

К отраслям, в которых действуют  естественные монополии можно отнести  большинство предприятий, так называемого  общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

Естественные монополии  порождаются в тех отраслях, где  используется  значительный объем  постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого [5, c. 235].

В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного  оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

Наряду с отмеченными  положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная  оборотная сторона - возможность  господствовать в соответствующих  рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

Первый относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста [2, c. 212].

Третий по счету компонент - главный по значимости с точки  зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики – цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 

Если исходить только из приведенного определения, то к сфере  естественных монополий можно отнести  деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам [2, c. 214].

Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро -, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией. В следующей главе мы подробно рассмотрим цели и способы регулирования естественных монополий.

 

1.2. Необходимость и задачи  государственного регулирования цен в естественных монополиях

 

Положение о том, что конкурентные рынки обеспечивают эффективное  распределение ресурсов, предполагает, что работники органов регулирования  должны попытаться сымитировать работу конкурентных рынков в тех секторах, где существуют естественные монополии. Как и в случае конкурентных рынков, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, которые желают низких цен, и экономической жизнеспособностью производителя. Программа, благоприятствующая потребителям посредством установления цен гораздо ниже себестоимости, приведет к скорому банкротству регулируемых фирм или потребует значительного увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. С учетом этих замечаний необходимо выполнение следующих основных правил регулирования деятельности естественных монополий.

- Цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам.

- Прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли.

- Производство должно быть эффективным [14, c. 287].

Рассмотрим каждое по порядку.

ЦЕНЫ. Установление цен на основе предельных издержек гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции для потребителей равна издержкам ее производства. Большие отклонения от этой системы ценообразования обуславливают излишние потери. Если величина предельных издержек ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену,  то объем производимой продукции слишком высок. Но в естественных монополиях средние издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это, как иллюстрирует рисунок 1 означает, что предельные издержки ниже средних. Установление цены точно на уровне предельных издержек означало бы производства продукции в объеме Ql и требовало бы соответствующего  изменения цены Pl, которая в этом случае оказывается ниже величины средних издержек. Данная отрасль коммунального обслуживания несла бы потери; ее балансовая прибыль, если таковая и имелась бы, не обеспечивала бы нормального дохода на вложенный капитал. Таким образом, работники регулирующих агентств должны пытаться устанавливать цены, максимально приближенные к предельным издержкам, но вместе с тем обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек. Один из способов, с помощью которого можно было бы этого добиться, заключается в использовании двухкомпонентного тарифа. Как уже говорилось наиболее правильный и выгодный способ ценообразования в условиях естественных монополий это установка цены на уровне предельных издержек, но при этом издержки на производство не будут восполняться, чтобы избежать это используют, так называемый двухкомпонентный тариф. Этот способ представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем плата взимается за потребление каждой единицы данного вида услуг (переменная плата) [14, c. 289].


В случае с электроэнергией, например, была бы установлена фиксированная плата за подключение к муниципальной электрической сети, а затем – отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу давал бы компании возможность возместить свои издержки даже в том случае, если бы переменная составляющая была установлена равной предельным издержкам. Некоторые предприятия коммунального обслуживания используют модифицированную схему, при которой несколько первых киловатт электроэнергии отпускается по высокой цене, а цены на дополнительные единицы электроэнергии устанавливаются ближе к предельным издержкам.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий