Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Правда, частный человек может самостоятельно оказать ближнему первую помощь. А вот бороться с инфляцией самостоятельно он не может - в его силах только проголосовать на выборах за тех, кто предлагает разумную (или наиболее ра¬зумную) финансовую политику.
В политическом отношении инфляция тоже очень опасна. Инфляция в Германии привела к власти нацистов, потому что люди потеряли доверие к центристским партиям и поверили тому, кто обещал компенсировать сгоревшие вклады.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Сущность и формы государственного антиинфляционного регулирования в национальной экономике………………………………….…
7
1.1.Сущность инфляции и ее виды……………………………………….… 7
1.2.Социально-экономические последствия инфляции………………..…. 12
1.3.Понятие государственного антиифляционного регулирования……... 15
2.Анализ эффективности антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………..…..
18
2.1.Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь………..…. 18
2.2.Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь и их эффективность…………………………………………………………….….
24
3.Проблемы государственного регулирования инфляции в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………….
31
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 441.59 Кб (Скачать файл)

Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель -- обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией. Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [23]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики и проанализировала инфляцию в экономике Республики Беларусь.

Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно приводимых в жизнь, отображаемых в денежно-кредитной политике государства. Среди них – проведение процентной политики, регулирование обменного курса, международных резервных активов, эмиссии денег.

Хотелось бы отметить, что для проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции, опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.

Стало понятно, что одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса национальной валюты, стабильность цен на товары и услуги. Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации правительство нашей страны должно поставить проведение антиинфляционной политики на первое место. 

Необходимо проведение мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня.

Целью денежно-кредитной политики должно быть создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни народа. Таким образом, правительство нашей страны и Центральный банк РБ должны обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость денежной единицы, поддержание стабильных цен и общей экономической политики государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Банкаўскі веснік [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/cont.asp?id=9873. Дата доступа: 21. 10. 2013г.
  2. Базылёв, Н.И. Экономическая теория// Книжный дом, Минск – 2004. – 387 с.
  3. Самуэльсон, П.Э. Экономика//Москва∙Санкт-Петербург∙Киев – 2007. – 1228 с.
  4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект// «ФУ Аинформ» Минск – 2007. – 293с.
  5. Климов, М.А. Макроэкономика// Санкт-Петербург – 2008.- 2016 с.
  6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь / 
    Индексы цен по отдельным секторам экономики [электронный ресурс] - режим доступа : http://belstat.gov.by. Дата доступа : 22.10.2013.
  7. Андрианов, В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования// Москва – 2010.- 260 с.
  8. Ермак, Д. Выйти из спирали и не попасть в новую//Финансы, учёт, аудит – 2012. -- №6 – 250 с.
  9. 9.Цены и тарифы// Статистический бюллетень. Ежеквартальное издание –2012. – 16 с.
  10. Мировая экономика [электронный ресурс] - режим доступа: 
    http://www.webeconomy.ru/index.php. Дата доступа 22.10.2013.
  11.      Национальный банк РБ [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа: 21.10.2013г.
  12. Цены и тарифы// Республика Беларусь. Статистический ежегодник –2011.. – 601с.
  13. Цены и тарифы// Республика Беларусь. Статистический ежегодник –2012.– 723 с.
  14. Тарасов,В. Финансовый рынок в Беларуси в октябре // Валютное регулирование и ВЭД -- № 9(12) – 2011. – 266 с.
  15.    Лемешевский, И.М. Макроэконо1мика учеб. пособие / И.М. Лемешевский. — Минск: ФУАинформ, 2004. — 576 с.
  16. Лутохина,Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход // «ИВЦ Минфина» Минск – 2010. – 281 с.
  17. Куликов,Л.М. Экономическая теория // «Проспект» Москва – 2004. – 254 с.
  18.    Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / под общ. ред. PJT. Емцова, И.М. Албеговой, Т.Г. Леоновой; пер. с англ. — М.: МГУ, 1994. — 736 с.
  19. Белорусский партизан [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.belaruspartisan.org/economic/217845/.Дата доступа: 22.10.2013.
  20.      Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 560 с.
  21.        Инфляция: оценка, моделирование и ожидание // Бухгалтерия и банки. — 2011. — № 7. — 351 с.
  22. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н.Шимов [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751 с.
  23. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – №2.- 103 с.
  24.  

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица А.1 - Изменение потребительских цен


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные об изменении потребительских цен за 2011-2012 в РБ( в процентах). Примечание – источник [11, c.2].

 

Таблица А.2 - Изменение потребительских цен

Изменение потребительских цен за 2010 год в РБ ( к декабрю предыдущего года, в процентах).

Примечание – источник [15,с.647]. 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок 1 - Размер базовой ставки рефинансирования, % годовых.

Примечание – источник [11]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

 

 

Рисунок 2 - Динамика индексов цен в % к декабрю 2009г.

Примечание-источник[13,с. 648].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рисунок 3 - Макроэкономическая ситуация и сезонно сглаженный индекс промышленного производства.

Примечание-источник [1] 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Рисунок 4 - Изменение потребительских цен.

Примечание-источник [1]

 

 


Информация о работе Государственное регулирование как инструмент снижения инфляции в национальной экономике