Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
В соответствии в данной целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
-проанализировать причины необходимости государственного регулирования;
-изучить регулирование экономики в рыночном хозяйстве;
-рассмотреть формирование единого товарного рынка;
-определить участие иностранных государств в регулировании экономики;
-рассмотреть теоретические концепции государственного регулирования экономики ;
-проанализировать проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку;
-рассмотреть роль кризиса в государственном регулировании.
Объект исследования – экономика страны.
Введение 3
.1 Причины необходимости государственного регулирования экономики 5
2.Регулирование экономики в рыночном хозяйстве 7
2.1.Рынок как тип функционирования 8
2.2.Социально-экономическое развитие 9
3.Методы прямого и косвенного регулирования экономики. 11
4.Участие иностранных государств в регулировании экономики 13
5.Теоретические концепции государственного регулирования экономики 15
6.Проблемы и противоречия государственного регулирования при переходе к рынку. 18
7.Кризис и государственное регулирование 23
7.1.От антикризисных мер к контркризисному плану 26
7.2.Иммунотерапия для отечественной экономики 28
Заключение 30
Список литературы 32
Вывод может быть лишь один: государству нужно включать регулятор с так называемой отрицательной обратной связью, гасящей нарастание негативных тенденций. Нам необходимо поднять спрос. Причем быстро и радикально! Необходима встроенная в федеральный бюджет государственная целевая программа, стимулирующая потребление через его долгосрочное кредитование по низкой, а с учетом инфляции - отрицательной ставке. Целевые, "окрашенные" кредиты должны выдаваться гражданам на приобретение жилья, земельных участков, автомобилей; малому бизнесу - на покупку техники, оборудования, приборов; муниципалитетам - на строительство местных дорог, инженерных сетей; субъектам Федерации - на строительство более сложных инфраструктурных систем.
Государству необходимо выделить те обязательно отечественные ключевые сектора, которые должны сработать как мультипликаторы восстановления работы экономики. Помимо поддержки стратегических производств и оборонного комплекса (что является безусловной обязанностью государства и защиты его суверенитета), в экономике нужно поддержать спрос на продукцию промышленности.
Развитый, обширный внутренний спрос на отечественную продукцию повышает иммунитет от глобальных экономических инфекций, обеспечивает устойчивость всей общественной системы. Конечно, это справедливо при условии, если государство будет поддерживать спрос на товары и услуги, производимые в России. Необходимая государственная целевая программа - это фактически программа импортозамещения. Но разумная, не ставящая нереальных задач.
Нам нужен полноразмерный внутренний рынок национальной продукции в тех секторах, в которых мы способны производить качественные и дешевые товары. А таких секторов у нас масса, и их потенциал сильно недооценен. Страна имеет 9 процентов посевных площадей мира, а продукции сельского хозяйства производит немногим больше 1 процента, обеспечивая себя продовольствием лишь наполовину. Страна, создавшая когда-то флотилии гражданской авиации, сегодня выпускает практически только военные машины. Страна, добывающая нефть и газ, покупает за рубежом бытовую химию, полимеры, мыло. И это в стране, где еще вчера мощнейшие промыслы не успевали за растущим спросом!
Чтобы исключить парадоксы, программа должна включать в себя и меры по расчистке путей отечественной продукции до потребителя. Поэтому нужны государственные меры оптимизации оптовых и розничных сетей. Чтобы эффективно стимулировать внутренний спрос, в них тоже следует вкладывать бюджетные деньги. Учитывая очевидную неполноценность существующих инструментов "принуждения" банковской системы к выдаче кредитов, необходимо запрограммировать государственное гарантирование долгосрочного спроса на отечественные продукцию и услуги. Инструментом предоставления гарантий должны стать бюджет страны и интегрированная в него многолетняя программа поддержки потребления отечественных товаров и услуг[11].
Из анализа данной работы видно , что, налицо множество противоречий государственного регулирования в переходной экономике – это и диспропорции производства, и беспомощность государства в поддержке национальной экономики, и развитие теневой сферы, и коррупции.
При анализе исходных условий и итогов перехода от экономике планирования к рынку нельзя не отметить очевидного прогресса. Государственное регулирование не может не поддаваться общей тенденции волчьего капитализма. Сейчас, когда в обществе постепенно формируется сознательный образ здоровой экономики, осознание исторической необходимости цивилизованного рынка, есть основания полагать, что закономерным будет развитие государственного регулирования в сторону увеличения его эффективности и целесообразности.
В общих чертах допустимые пределы государственного вмешательства в экономику достаточно широки для того, чтобы разумные меры государственного регулирования и эффективно работающий рыночный механизм позволили решать основные социально-экономические проблемы. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, то, как правило, происходят негативные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства и, как следствие, снижается уровень и качество жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, освобождение ее от чрезмерного государственного вмешательства. Так уж устроено рыночное хозяйство. С этим следует считаться при проведении экономической реформы в нашей стране. Надо более решительно снимать с государства ненужные, обременительные функции в экономике, передавая их рыночной системе.
Бюджет 2010 года должен стать рычагом, при помощи которого мы сами вытащим себя из кризиса. Для любого руководителя есть лишь одно мерило реальности - человек. На индикаторы уверенности потребителей вот уже не одно десятилетие молятся правители всех развитых стран. В конечном счете, спрос на товары и услуги - это показатель доверия людей к власти. Если человек спокойно тратит деньги сегодня, он тем самым показывает, что уверен в завтрашнем дне, то есть доверяет общественной системе, в которой живет. Очень хочется, чтобы мы наконец стали достойны этого доверия.
1. Алексашенко С. и др. Пути российских реформ. ЭКО, 1996г.-289с.
2. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. Под ред. Н.Антоновой — Минск, 2005г.-гл.2,3.
3. Журнал “Экономист” №8- 2008г. Ю. Швырков “Государственное регулирование экономики”
4. Зудин А. Россия: бизнес и политика. – М. 2005г.-345с.
5. Итоги экономических реформ в России и план развития доклад Правительства РФ, 2007г.
6. Колтунов В. Основы рыночной экономики. — Н.Новгород, 2004г. -247с.
7. Лившиц А. и Курочкина И. Введение в рыночную экономику. — М., 2007г.-258с.
8. Лужков Ю. Российская газета. - Федеральный выпуск.№ 4929 от 11 июня 2009г.
9. Макконнел К. и Брю С. Экономикс. — М., 2003г. -349с..
10. Парсаданов Г.А., Жилкина А.Н., Антонов В.А. Введение в государственное управление. Экономика и финансы. – М.2006г.-215 с..
11. Учебник по основам экономической теории. Изд. МГУ. — М., 2004г.-128с.
12. Шамахалов Ф. Государство и экономика. – М. 2000г.-516с.
13. Экономика. Учебник под ред. А. Булатова. — М., 2003г.-267с..
[1] Экономика. Учебник под ред. А. Булатова. — М., 2003г.-267с..
[2] Государственное регулирование экономики. Курс лекций. Под ред. Н.Антоновой — Минск, 2005г.-гл.2,3.
[3] Зудин А. Россия: бизнес и политика. – М:. 2005г. -345 с.
[4] Шамахалов Ф. Государство и экономика. – М. 2000г.-516с.
[5] Парсаданов Г.А., Жилкина А.Н., Антонов В.А. Введение в государственное управление. Экономика и финансы. – М.2006г.-215 с..
[6] Учебник по основам экономической теории. Изд. МГУ. — М., 2004г.-128с.
[7] Колтунов В. Основы рыночной экономики. — Н.Новгород, 2004г. -247с.
[8] Макконнел К. и Брю С. Экономикс. — М., 2003г. -349с..
[9] Итоги экономических реформ в России и план развития доклад Правительства РФ, 2007г.
[10] Лившиц А. и Курочкина И. Введение в рыночную экономику. — М., 2007г.-258с.
[11] Лужков Ю. Российская газета. - Федеральный выпуск.№ 4929 от 11 июня 2009г.