Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России;
выделить основные направления государственного регулирования;
раскрыть экономические и административные методы государственного регулирования и проблему их эффективного сочетания;
познакомиться с формами и методами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты, цели государственного регулирования и денежно-кредитной политики; узнать о фискальной политики государства;
определить роль Центрального банка и познакомиться с государственным бюджетом и долгом.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 3
1. Необходимость государственного регулирования экономики . . . ……... . . . . 4
Основная часть.
2. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. . . . 5
3. Экономические и административные методы государственного регулирования, проблема их эффективного сочетания. . . . . . . . . . . . ………………………... . . . . . . 6
4. Экономическая политика: субъекты, цели, методы осуществления. . . ……... . 7
5. Фискальная политика государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . 13
6. Государственный бюджет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. .15
7. Государственный долг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 19
8. Денежно-кредитная политика: основные цели и инструменты. . . . ……….. . .22
9. Роль Центрального банка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .27
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . 28
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . .30
Второй
вид фискальной политики – поли
На
фазе кризиса налоговые
Таким
образом, налогообложение имеет
очень большое значение в
6. Государственный бюджет.
Бюджет: роль и источники доходной части.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
16
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.
Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.[3;стр.230]
Путем изменения уровня
1. Экспансивную (расширенную) политику, которая выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения. Это позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять рост национального хозяйства;
2. Рестриктивную (ограничительную) политику, при которой уменьшаются расходы государства и повышаются налоги. Таким способом ослабляется инфляция и нормализуется хозяйственное положение.[4;стр.483]
Важнейшие части
17
Государственный бюджет |
Расходная часть |
Показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. |
Доходная часть |
Показывает откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества. |
Налоги |
Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег |
Займы у международных организаций |
Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.) |
[3;стр.231]
Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления. Налоги - основной источник бюджетных средств.
Среди этих поступлений
Налоги на прибыли компаний составляет важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет
18
тенденцию к уменьшению. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу, и предприятия. Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего механизм цен они перекладываются на покупателей.
Существенную фискальную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями3.
В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов:
а) с наследства и дарений и б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.[4;стр.483-485]
Второй составной частью
экономики выразилось в появлении во второй половине ХХ века новых тенденций бюджетной политики. Одна из них – обеспечение устойчивого экономического роста.
Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь,
19
транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.
Доходы и расходы бюджета (млрд. национальной валюты)
Страна |
1990г. |
1999г. | ||
доходы |
расходы |
доходы |
расходы | |
Великобритания |
203 |
200 |
328 |
328 |
Германия |
702 |
726 |
1194 * |
1216* |
Италия |
509 |
644 |
881 |
916 |
США |
1086 |
1304 |
1907 |
1785 |
Франция |
2673 |
2762 |
3491** |
3797** |
*Данные за 1998 г.
** Данные за 1997 г.
В тех государствах, в которых
часто допускается бюджетный
дефицит, образуется и возрастает
государственный долг.[4;стр.
7. Государственный долг
Государственный долг – это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. [3;стр.233]
В ряде случаев эта величина достигает поистине астрономических размеров, и ее невозможно погасить за короткий срок. Так, в конце ХХ в. величина государственного долга США составила 814 млрд. долл. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, неспособного оплатить свои расходы? Нет, не
20
всегда, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
а) печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфляцию;
б) неналоговые поступления, например доходы от иностранного туризма;
в) внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях широкое распространение;
г) внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации и казначейские обязательства.
Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастную часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на употребление и накопление. Широкая продажа государственных ценных бумаг ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый эффект вытеснения. С рынка ценных бумаг уходят те продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.[4;стр.487]
Помимо проблемы погашения
Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Внутренний государственный долг |
Долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте |
Внешний государственный долг |
Задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте |
Внутренние долговые обязательства |
Рыночные |
Долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг - облигаций |
Нерыночные |
Возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу бюджетного года, который переоформляется в государственный внутренний долг) |
Причины возникновения
внутреннего государственного долга
1. Получение государством