Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить экономическую сущность понятия государственные расходы, проанализировать динамику уровня государственных расходов в Республике Беларусь и изучить пути совершенствования использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики.
В ходе написания работы использованы методы сравнительного и аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.
Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность государственных расходов как инструмента экономической политики государства……………………………………………………….6
1.1 Содержание и роль государственных расходов. Общегосударственные расходы………………………………………………………………………….6
Понятие и виды государственного долга. Управление госдолгом……..10
Понятие и принципы государственного финансирования……………...13
Сметно-бюджетное планирование и финансирование…………………..14
Анализ динамики уровня государственных расходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………..17
Совершенствование использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономической теории»
Дисциплина «Макроэкономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему Государственные расходы как инструмент экономической политики государства
Студентка
ФБД, 2 курс, группа 1111211
Руководитель
Ассистент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1 Содержание и роль государственных
расходов. Общегосударственные расходы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 26 страниц, 3 рисунка, 3 приложения.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, СМЕТНО-БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Объектом исследования являются государственные расходы как инструмент экономической политики государства, предметом – государственные расходы Республики Беларусь.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить экономическую сущность понятия государственные расходы, проанализировать динамику уровня государственных расходов в Республике Беларусь и изучить пути совершенствования использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики.
В ходе написания работы использованы методы сравнительного и аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
SUMMARY
Course work: 26 pages, 3 figures, 3 appendices.
Public spending, public spending, public debt, public finance, estimate and budget planning.
The object of research is government spending as an instrument of economic policy, the subject - government spending Belarus.
The purpose of this paper is to examine the economic substance of the concept of public spending, to analyze the dynamics of the level of public spending in the Republic of Belarus and to explore ways to improve the use of public expenditure in the implementation of macroeconomic policies.
During the writing of the used methods of comparative and analytical analysis, the method of the table reflect the analysis of data and other information base for the research were the materials of textbooks and manuals of Belarusian and foreign authors used data of Statistics of the Republic of Belarus, the data of the global Internet.
Author of confirms that the information they cash-analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological terms and concepts accompanied by references to their authors.
ВВЕДЕНИЕ
Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что государственные расходы играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
На величину и структуру государственных расходов влияют множество факторов: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Через такой финансовый инструмент, как государственные расходы, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Государственные расходы напрямую определяют обоснованность, своевременность и достаточность финансового обеспечения задач и функций государства. Расходы государства являются объективно необходимыми, они идут параллельно с любыми действиями государственного органа или должностного лица в целях и от имени государства. [11, с. 433].
ГЛАВА 1
Сущность государственных расходов как инструмента экономической политики государства
1.1 Содержание и роль государственных расходов. Общегосударственные расходы
Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Главным назначением расходов любого государства является то, что они служат для обеспечения выполнения государственной властью своих внутренних и внешних функций. Затраты государства на расширенное воспроизводство, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, оборону страны, управление и т.д. являются государственными расходами. [2, с.238]
Государственные расходы характеризуются тем, что с материальной точки зрения их объем всегда не соответствует объему функций, задач и потребностей, которые необходимы для финансово-публичной поддержки развития различных сфер общества. Общественная жизнь объективно усложняется, что ведет к постоянному возрастанию потребностей общества, что, в свою очередь, обусловливает рост государственных расходов.
Государственные расходы-это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих деятельность государства в области распределения и использования государственных денежных средств в целях реализации им своих функций и выполнения стоящих перед ним задач.
Содержание и структура государственных расходов определяются программами государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году. Расходы бюджета осуществляются в полном соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный год).
Институт государственных расходов предполагает два способа осуществления расходов бюджета: финансирование, которое предусматривает выделение денежных средств из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе (данный способ является основным), и кредитование, когда денежные средства предоставляются соответствующим субъектам на возвратной основе[11, с.435]
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - показывает их величину.
Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно обусловлено рядом факторов:
- природой и функциями государства;
- уровнем социально-
- разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;
- формами предоставления бюджетных средств;
- административно-
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Существуют несколько признаков классификации расходов бюджета:
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают:
- закупку товаров и оплату услуг (заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата текущего ремонта и содержание дорог и другие).
- выплату процентов ( по займам и ценным бумагам, по внешнему государственному долгу).
- субсидии и текущие трансферты (организациям, предприятиям, финансовым учреждениям, выплаты пенсий и пособий, стипендий и др.)
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы включают в себя:
- приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
- капитальное строительство (жилищное строительство, строительство производственных строений, объектов социально-культурного и бытового назначения и др.).
- капитальный ремонт.
- создание государственных запасов и резервов.
- приобретение земли и нематериальных активов.
- капитальные трансферты.
- другие расходы.
2. По предметному признаку выделяются следующие группы расходов:
- финансирование народного хозяйства.
- финансирование социально-
- финансирование науки.
- финансирование обороны.
- содержание правоохранительных
органов и органов
- расходы по
- создание резервных фондов.
- расходы по обслуживанию государственного долга.
- прочие расходы и выплаты.
Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, юридические лица, получающие бюджетные ресурсы.
По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:
- заработная плата.
- начисления на заработную плату.
- трансферты населению (стипендии,
пенсии, пособия, безналичные жилищные
субсидии на удешевление
- продукты питания.
- медикаменты и перевязочные средства.
- проценты по государственному долгу.
- погашение государственного долга.
К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства