Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить экономическую сущность понятия государственные расходы, проанализировать динамику уровня государственных расходов в Республике Беларусь и изучить пути совершенствования использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики.
В ходе написания работы использованы методы сравнительного и аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность государственных расходов как инструмента экономической политики государства……………………………………………………….6
1.1 Содержание и роль государственных расходов. Общегосударственные расходы………………………………………………………………………….6
Понятие и виды государственного долга. Управление госдолгом……..10
Понятие и принципы государственного финансирования……………...13
Сметно-бюджетное планирование и финансирование…………………..14
Анализ динамики уровня государственных расходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………..17
Совершенствование использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 126.30 Кб (Скачать файл)

Все расходы государства направляются на финансирование ежегодно повторяющихся текущих потребностей либо на цели и мероприятия, носящие средне- и долгосрочный характер. Разграничение расходов на текущие, ежегодно повторяющиеся и новые, возникновение которых связано с инвестиционным финансированием, также является принципом государственных расходов.

Таким образом, размеры и направления государственных расходов устанавливаются в законодательном порядке. Законодательное установление государственных расходов является базовым принципом, обеспечивающим проявление всех ранее перечисленных принципов.[14, с.136]

 

1.4 Сметно-бюджетное планирование и финансирование.

 

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы (обороне, органах государственной власти и управления, социально-культурной сфере).

К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, которые финансируются из бюджета на основе бюджетной сметы, имеющие текущий счет в учреждении банка и ведущие бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов учреждений (организаций), состоящих на бюджете.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, виды своих расходов и их конкретные направления отражают в смете.

Смета расходов является основным финансовым планом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и на осуществление централизованных мероприятий. Действует смета в течение финансового (бюджетного) года – с 1 января по 31 декабря.

Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено. Наличие подобных фактов является нецелевым расходованием бюджетных средств и влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Различаются следующие виды смет: индивидуальные, общие и сводные сметы учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия, проводимые учреждениями, и сметы по внебюджетным средствам.

Индивидуальные сметы составляются отдельно для каждого учреждения и отражают потребность в денежных средствах на его содержание.

Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет учреждений, входящих в одно ведомство, и смету расходов на централизованные мероприятия.

Сметы расходов на содержание учреждений составляются по экономической (предметной) классификации расходов. Расходы на капитальные вложения в сметах на содержание учреждений не отражаются и устанавливаются по отдельной  смете.

Индивидуальная смета расходов содержит три группы: текущие расходы; субсидии и текущие трансферты; капитальные расходы.

К текущим расходам относятся: заработная плата рабочих и служащих; начисления на заработную плату; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды и т.д.

Во вторую группу включаются выплаты пенсий, пособий и стипендий.

К капитальным расходам относятся затраты на капитальный ремонт, приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Сметы расходов учреждений, состоящих на бюджете, составляются по формам, разрабатываемым Министерством финансов Республики Беларусь.

Составленные сметы расходов рассматриваются и утверждаются руководителем учреждения.

В условиях рыночных отношений важное значение в финансировании бюджетных учреждений и организаций занимают внебюджетные средства, т.е. источники доходов бюджетных учреждений, получаемые ими помимо бюджета. [2, с.249]

Смета по внебюджетным средствам состоит из четырех частей: 1) доходы; 2) расходы; 3) налоги и отчисления; 4) превышения доходов над расходами и направление расходования превышения, остающегося в распоряжении учреждения. Составление, рассмотрение и утверждение этих смет производится в установленном порядке одновременно со сметами расходов по бюджету. [11, с.438]

Таким образом, правовой режим сметного планирования и финансирования, закрепленный в законе о бюджетной системе и ведомственных нормативных актах, заключается как в материальных нормах, устанавливающих права и обязанности должностных лиц, участвующих в составлении и исполнении смет, так и процессуальных, определяющих порядок и сроки составления смет. [14, с.143]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Анализ динамики уровня государственных расходов РБ

 

С помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов,

направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:

  • Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;
  • Бюджетного финансирования общегосударственных программ,

обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;

  • Финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
  • Образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;
  • Социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения. [7, с. 323]

Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только

инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Существенно увеличилась сумма средств, используемых на выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары и т. д., для поддержания на неизменном уровне действующих

цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово – убыточных предприятий за счет бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д. В связи с расширением функций государства появились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на

оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы:

  • Народное хозяйство;
  • Социально-культурные мероприятия;
  • Оборона;
  • Управление.

        Наиболее  крупными до недавних пор были  расходы бюджета на финансирование  народного хозяйства. В их состав  включались расходы на отрасли  материального производства, жилищно-коммунального  хозяйства и бытового обслуживания  населения. Основная масса бюджетных  ресурсов направлялась на финансирование  капитальных вложений в государственном  секторе экономики и выдачу  предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным  и убыточным хозяйствам и т.д.).

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных  прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых ресурсов,  созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

         Часть средств бюджета государство  направляет на оборону. Военные  расходы довольно дорого обходятся  налогоплательщику: в советские  времена на них использовалось  от 25 до 30% валового национального  продукта. Основное место в затратах  на оборону занимает закупка  вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему  содержанию армии и флота, финансированию  научно-технических разработок в  области вооружения; остальное приходится  на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие  расходы. Объем расходов на оборону  зависит прежде всего от степени  реальной угрозы военного нападения: при благоприятной международной обстановке они сокращаются.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.[15]

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей (Приложение А), в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.

В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%. (рис.2.1) Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.

Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид – на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7%.

В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5%.

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства