Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные финансы.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

  • перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
  • регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
  • контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ.

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Финансы юридических  и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев  и подзвеньев. Это действительно  система, которая представляет собой  единое целое, все составные части  этой системы тесно связаны между  собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

Структура финансовой системы  представлена на Рисунке 2.

Управление финансами  включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление  финансовых планов, основной формой которых  выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс  их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное  казначейство.

Рисунок 2. Финансовая система  Российской Федерации 5

Исполнение доходов  федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета  в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

  • зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
  • распределение федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в  себя:

  • разрешение на осуществление платежа;
  • осуществление платежа.

На микроуровне организация  выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами  предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические  методы стимулирования. Например, с  целью сокращения дебиторской задолженности  финансовый менеджер может использовать следующие меры:

  • предоплату счетов;
  • взаимозачетные операции;
  • товарообменные (бартерные) операции;
  • замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;
  • задаток;
  • банковскую гарантию или поручительство;
  • залог;
  • цессию, т. е. уступку прав требования;
  • факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;
  • учет векселей и др.

Заключительной стадией  процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами  финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.

1.3. Сущность и функции государственных финансов

 

Поскольку экономической базой современного общества является рыночное товарно-денежное хозяйство, то государство для своего функционирования нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы.

Государственные финансы - это система отношений, связанных со сбором и использованием денежных средств на нужды государства. Из самого определения вытекают две важные предпосылки их существования: наличие денежного хозяйства, т.е. использование в экономической жизни общества развитых форм денег, и создание системы определения (формирования) общественных потребностей, их упорядочения и ранжирования, т.е. определения того, на что, собственно, предполагается тратить «общие» (общественные) деньги. Конкретные формы денежных отношений и государственного устройства в тех или иных странах оказывают непосредственное влияние на государственные финансы, обусловливая их большое разнообразие в различных странах.

Государственные финансы  охватывают ту часть денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением стоимости созданного в обществе национального продукта. Эти средства аккумулируются органами государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций. Фактически государственные финансы являются инструментом вмешательства государства в экономику в целом, т.е. оказывают непосредственное влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

В первую очередь, роль государственных финансов в наши дни заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, развития ключевых отраслей хозяйства, поддержания темпов экономического роста, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса. 6

В настоящее время  в подавляющем большинстве стран, включая и конституционные монархии, государственными финансами распоряжаются парламенты и ответственные перед ними правительства.

Разные типы государства  во многом определяют особенности системы государственных финансов. Реальному государственному устройству соответствует и определенный тип государственных финансов. В тоталитарных государствах обычно наблюдается некоторое упрощение финансовой системы, ее примитивизация, поскольку все или почти все общественные потребности регламентируются государством. В демократических государствах преобладают сложные, глубоко дифференцированные финансовые системы, отражающие структуру и интенсивность общественных потребностей.

Поэтому для формирования государственных финансов необходимо признание и определение особых государственных потребностей, которые должны быть удовлетворены в интересах всего общества. Следует отметить, что в любой стране общественные, в широком смысле слова, и государственные потребности совпадают далеко не всегда, между ними есть определенное различие. Оно заключается в том, что государственные потребности, как правило, носят опосредованный или косвенный характер, так как население (отдельные индивидуумы, семьи, различные группы) может таких потребностей непосредственно и не ощущать и не высказывать желания их удовлетворять. Например, потребности в содержании армии или внешней разведки, в создании устройств по термоядерному синтезу и т.п. далеки от повседневных нужд рядовых граждан. Такого рода потребности определяются и формируются специально на это уполномоченными членами общества. Вот для этого-то и нужны представительные (выборные) органы, а также соответствующие ведомства исполнительной власти.

Мера воздействия государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, обычно шире, чем сфера государственных финансов, так как государственное воздействие не сводится к получению денежных доходов и расходу полученных средств. Государство в современном обществе должно тратить деньги не на бессмысленное господство и принудительное достижение утопических идеалов, а на поощрение хозяйственного, социального и другого развития. Главное условие этого - нахождение правильного для данных условий соотношения роли рынка и государственного регулирования.

Государственные финансы  как экономическая категория  проявляются в выполняемых ими  функциях.

1. Распределительная  функция государственных финансов  заключается в том, что через  распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция  заключается в том, что вновь  созданная стоимость подлежит распределению  в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами  реализации распределительной функции  финансов являются обязательные платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, а  также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  государственных финансов заключается  в реализации контроля рублем  за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Информация о работе Государственные финансы