Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного бюджета и государственного долга, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и государственного долга.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы экономики, его функций;
определение роли бюджета как базы социально-экономического развития общества;
рассмотреть особенности государственного долга;
показать проблемы государственного долга и направления их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 5
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь 9
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета 14
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 18
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет 18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета 23
2.3 Проблема государственного долга 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.
Внешний долг республики
появился в 1992г. Первые кредиты были
предоставлены Комиссией Европе
Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований. До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн.долл.США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США[10].
В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн.долл.США, а погашено 96,2 млн.долл.США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.долл.США. Однако реально он составил только 950 миллионов. Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). В 2000 году Республика Беларусь получила иностранных кредитов под гарантию правительства на сумму 152,9 млн.долл.США, что в 2,6 раза больше, чем в 1999 году и в 1,7 раза больше, чем в 1998, хотя это в 3,8 раза меньше, чем было получено в 1993 году. Однако, даже не смотря на этот рост, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. Всего за период с 1996 по 2009 год (по состоянию на 01.01.2010 по данным Минфина)[26] Беларусью фактически привлечено иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь на сумму 22060,8 млн. долл. США. Заемные средства использованы для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых экспорто-ориентированных или импортозамещающих проектов, а также, частично, для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов профинансированы поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивается сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. В то же время ряд реализованных проектов является социально-значимыми, к ним относятся поставки в Беларусь товаров критического импорта. В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), МВФ (259,94), ЕБРР (174,63), МБРР (160,75), Чехию (146,58) (данные приведены с нарастающим итогом по состоянию на 01.01.2004 в млн. долл. США). Фактически в 2003 году профинансированы поставки товаров и услуг под гарантии Правительства на сумму 48,83 млн. долларов США, что значительно ниже уровня поступлений в течение последних трех лет (фактически получено в 2006 году – 112,9 млн., 2007 году – 111,2 млн., 2008 году – 92,54 млн. долларов США).
По показателям, используемым международными финансовыми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем закредитованности.
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [14, с. 67]
На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнями задолженности. Если величина первого показателя составляет более 220%, а второго – превышает 80%, то задолженность считается высокой. Если первый показатель находится в интервале от 132 до 220%, а второй – от 48 до 80%, то задолженность считается средней. Для характеристики текущего состояния внешней задолженности рассчитывают третий показатель – отношение платежей по погашению долга к экспорту. Его пороговая величина находится в интервале 20 – 25%. Показатели кредитоспособности нашей страны представлены в таблице 2.1. Имеет место также понятие валовой внешний долг. Он представляет собой сумму внешней задолженности государства и резидентов Республики Беларусь. Показатели валового внешнего долга также находятся в пределах допустимой нормы, однако имеют устойчивую тенденцию к увеличению
Таблица 2.1 – Динамика валового внешнего долга РБ
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой внешний долг РБ |
4 174.9 |
4 935.4 |
5 128.2 |
6 844.1 |
12 496.5 |
15 154.1 |
22 060.3 |
Краткосрочный |
2 764.3 |
3 840.4 |
3 650.4 |
4 778.2 |
7 867.0 |
8 275.6 |
9 927.3 |
Долгосрочный |
1 410.6 |
1 095.0 |
1 477.8 |
2 065.9 |
4 629.5 |
6 878.5 |
12 133.0 |
Источник:[24]
Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь, рост последнего, обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.
По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси в первом квартале 2011 г. возрос на 979,2 млн. долл. (на 10,1%) до рекордных 10,666 млрд. долл. на 1 апреля (см. рисунок 1). Уровень внешнего госдолга Беларуси относительно ВВП страны снизился до 18,7% на 1 апреля против 18,9% месяцем ранее[26].
Текущий график погашения внешнего государственного долга Беларуси выглядит следующим образом (с учетом размещенного второго выпуска суверенных евробондов): 2011 г. – 862 млн. долл., 2012 г. – 1300 млн. долл., 2013 г. – 2703,2 млн. долл., 2014 г. – 2507,6 млн. долл., 2015 г. – 2078,5 млн. долл., 2016 г. – 701,8 млн. долл., 2017 г. – 684,8 млн. долл. и 2018 г. – 1449 млн. долл.
Делая выводы, нужно сказать, что государственный долг может являться как бременем для экономики так и принести ей весомые выгоды
Основным внешним источником финансирования государственных нужд являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства. Однако в 2010 году фактическое поступление средств по этой линии весьма незначительно. В предыдущие несколько лет основными получателями иностранных кредитов под гарантии правительства были организации, занимающиеся поставками сельхозтехники в республику. Однако уже было очевидно, что эра комбайнов в сфере внешних заимствований заканчивается. Таким образом, показатели кредитной безопасности РБ имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.
Заключение
Бюджет РБ является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей белорусской экономики.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Известно, что государственный
долг корнями уходит в бюджетный
дефицит страны. Для покрытия дефицита
государство прибегает к
В условиях мирового финансового кризиса проблема дефицита государственного бюджета становится наиболее остро. Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита стала актуальна Очевидно, что бюджетный дефицит в Республике Беларусь является следствием кризисных явлений в экономике.
Уменьшение доходов бюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусских предприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты, калийные удобрения, трактора и т. д., В условиях ограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость активной поддержки национальной экономики заставляет искать внешние источники привлечения ресурсов в экономику страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее время являются Россия и Международный валютный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года внешний государственный долг составил 3,9 млрд. долл. США, или около 6,4% ВВП. Эта величина находится в пределах экономически безопасного уровня.
Республика Беларусь в настоящее время осуществляет переход от пассивной формы бюджетного дефицита, которая носит потребительский характер, к активной форме, что предполагает направление ресурсов на те экономические проекты, которые сразу дадут экономическую отдачу, а также на инновационные и экспортоориентированные предприятия.
Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.
В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.
Информация о работе Государственный бюджет и проблема государственного долга