Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Цель данной курсовой работы - исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….

4

1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг…………………………..

4

1.2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……………………………………………………………………

10

1.3 Методы регулирования государственного долга……………………..
15
2.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..

18

2.1 Особенности государственного долга в Республики Беларусь……...
18

2.2 Способы сокращения государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………………..

25
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ……………………………………………………...

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Подгол Снежана курсовая.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Однако из логики анализа равенства  Рикардо не следует, что любые  изменения в бюджетно-налоговой  политике бесполезны. Они могут существенно  повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.

Различают внутренний и внешний  государственный долг. 

Внутренний -это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны.

Внешний--это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. [6,с.125]

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, потому что при  определенных условиях он может стать  серьезной проблемой для экономики  страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем.

Рост внутреннего долга  опасен для страны с низким уровнем  доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных  денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меря по управлению государственным долгом.

Для того чтобы последствия  роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом [3,c.25]. 

Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных  налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В некоторых случаях  целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем  секвестирования. Секвестирование--пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. 

Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на две части--прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным--расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать лимиты, то в действие вступал механизм секвестирования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг. [6,с.126]

Внешний долг может появиться по двум основным причинам: 

в результате прямого  заимствования средств у иностранных  государств, частных компаний;

путем продажи государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам.

Внешний долг страны в  целом может быть больше, чем внешний государственный долг. Так, при поставках продукции друг другу международные фирмы-партнеры могут заключить договор поставки в кредит, поэтому внешний долг страны включает, кроме государственного долга, долги фирм резидентов данной страны.

Расходы государственного бюджета, включающие текущее погашение части государственного долга, уплаты процента по внешнему долгу и штрафных санкций, называются обслуживанием внешнего долга.

Для любой национальной экономики предпочтительнее внутренний долг по сравнению с внешним, так как внешний долг ставит в экономическую зависимость данную экономику от другой, обостряется проблемами экономической безопасности страны. В 80-90-е гг. XX в., когда у многих правительств развивающихся стран Латинской Америки возникли проблемы с погашением внешних долгов, разразился так называемый кризис внешней задолженности. Были выработаны и применены на практике различные механизмы по разрешению или отсрочке проблемы долгового кризиса (реструктуризации долга). Пересмотр внешнего долга включает сочетание различных мер:

перенос сроков платежей основной части долга, процентов  по долгу или всех платежей по обслуживанию на более поздний срок по сравнению  с первоначальным согласованием;

сокращение долга  снижение суммы невыплаченной задолженности либо прямого списания (прощения) части долга, либо его продажи со скидкой на вторичном рынке, либо перевода в какие-либо активы страны- должника (ценные бумаги, акции).

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%. [8, с.305]

Большой внешний долг снижает международный авторитет  страны и может осложнить получение  новых иностранных займов. Поэтому  правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний  долг, если он превышает приемлемый уровень. 

Как мы уже знаем - внешний  долг имеет последствия, которые  более печальны для страны, по сравнению  с последствиями внутреннего  долга. Поэтому правительство предпринимает  определенные меры, чтобы уменьшить  внешний долг, если он превышает  приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

Таким образом опираясь на вышеизложенное, можно сделать  следующие выводы:

причинами возникновения  государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для  экономики: войны, спады и т.д.; 

понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте.

 

1.2 Влияние государственного  долга на финансовое состояние  экономики

 

Финансовые отношения  по формированию и обслуживанию государственного долга затрагивают интересы органов публичной власти, всего многообразия физических и юридических лиц, иностранных правительств и международных финансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления, развитие международного сотрудничества, и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государства в жизни страны.

Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. В первую очередь положительноезначение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном не инфляционным источником финансирования дефицита бюджета, органов власти различного уровня. Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличение совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти. Через бюджетные расходы спрос в том же объеме может быть предъявлен в другом месте и другими хозяйствующими субъектами и гражданами. 

Правительственные структуры  посредством предоставления государством гарантий по займам и кредитам (в  том числе и зарубежным), привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Как эффективный финансовый инструмент гарантированные займы проявили себя в годы НЭПа. Сейчас заново нарабатывается опыт использования государственных гарантий в интересах хозяйственного строительства [10]. 

Государственные внешние (экспортные) гарантии и кредиты  способствуют внешней экономической  экспансии субъектов национальной экономики. Расширение экспорта товаров  и услуг стимулирует подъем национального  производства, увеличение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства. 

Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки  физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс  целесообразной организации сбережений населения и инвестирование хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными долговыми инструментами, поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты - высоколиквидный актив, приносящий доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране. 

Развитый рынок государственного долга - непременное условие невосприимчивости  национального финансового рынка  к неблагоприятным воздействием внешних валютных финансовых факторов, условие прочности национальной валюты, денежного обращения и финансово-кредитной системы страны. Возможность для юридических и физических лиц вкладывать средства не только в иностранную валюту, но и в государственные долговые обязательства (наряду с корпоративными ценными бумагами), нивелирует вероятные негативные последствия международных финансовых и валютных кризисов.

Информация о работе Государственный долг