Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Цель данной курсовой работы - исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….

4

1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг…………………………..

4

1.2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……………………………………………………………………

10

1.3 Методы регулирования государственного долга……………………..
15
2.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..

18

2.1 Особенности государственного долга в Республики Беларусь……...
18

2.2 Способы сокращения государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………………..

25
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ……………………………………………………...

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Подгол Снежана курсовая.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

привлечение международных  финансовых организаций для анализа (аудита) системы управления валовым  внешним долгом и определения  дальнейших направлений ее совершенствования.

Должен осуществляться мониторинг пороговых индикаторов экономической безопасности в сфере валового внешнего долга, определенных Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, а также индикаторов согласно приложению 1. В случае возникновения рисков государственными органами вносятся предложения о необходимости применения мер реагирования согласно приложению 2.

Следует отметить, что  регулирование внешних заимствований  невозможно без прогнозирования  социально-экономических процессов  и оценки уровня и качества внешних заимствований в перспективе. С учетом данных мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь и фактических данных о валовом внешнем долге должны осуществляться прогнозирование валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики и его анализ на предмет соответствия установленным критериям безопасности.

Таким образом, реализация данных мероприятий, позволит Правительству Республики Беларусь и Национальному банку эффективно контролировать объем валового внешнего долга и его составляющих по мере развития соответствующего инструментария, внутреннего финансового рынка и накопления кредитной истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

Управление  государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов  государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической  эффективности и результатов  действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят  в выборе способов и форм обеспечения  погашения государственного долга  с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при  минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, конверсия, реструктуризация, аннулирование и списание государственных долгов. 

Рефинансирование  это повторное заимствование для того, чтобы рассчитаться по старому займу (обычно связано с переводом краткосрочной задолженности в долгосрочную с целью улучшения условий займа). Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заемщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде.

Реструктуризация  это изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которыми кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество. Например, кредитор может пролонгировать сроки выплаты долга, временно отсрочить выплату процентов по долгу, принять меньший платеж, чем обусловлено в договоре. Реструктуризация дает должнику время для изменения экономической ситуации. Однако объявление о реструктуризации долга может ограничить доступ к другим источникам финансирования, негативно влияет на поведение коммерческих банков и инвесторов, что выражается в снижении объемов прямых иностранных инвестиций, вывозе капиталов из страны, т.е. ведет к снижению оценки конкурентоспособности государства.

Конверсия  предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен долговых обязательств на собственность должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводится и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Кроме ого, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, может являться стратегически важными объектами для государства и важным объектами социально-экономической инфраструктуры.

Аннулирование отмена, полный отказ правительства платить по внешним обязательствам, признание этих обязательств недействительными. Например, с победой Октябрьской революции 1917 г. советское правительство аннулировало долги царской России. Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать иракский внешний долг. Общий внешний долг Ирака составляет 140 млнд. дол., которые были заимствованы в период с 1980-го по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млнд. дол. Еще 52 страны согласились списать от 80% до 100% иракского внешнего долга. [9, с.19]

Таким образом, мы видим, что управление государственным  долгом непосредственно влияет на экономический  рост, уровень инфляции, систему  денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Таким образом целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [6,с.125] В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Государственный долг может  быть представлен в форме:

1)кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени государства как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

2)государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

3)договоров и соглашений  о получении государством бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней  бюджетной системы государства;

4)договоров о представлении государству государственных гарантий;

5)соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени государства,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств государства  прошлых лет [1,c.26].

Различают внутренний и  внешний государственный долг. 

Внутренний -это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны.

Внешний--это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Влияние государственного долга:

- эффект монетарной  политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии;

- эффект потери налоговых  поступлений: обслуживание государственного  долга требует использования  части налоговых поступлений  или увеличения государственного  долга на сумму его обслуживания;

- эффект фискальной  политики: возможность использования  займов влияет на уменьшение  дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных  расходов за счет государственного  долга не требует увеличения  налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой;

- эффект экономической  зависимости страны: как отмечают  некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга еще с времен, когда король Англии Эдвард III провозгласил дефолт по своим обязательствам перед итальянскими банкирами в 1335 году. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъектуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала;

- эффект политической  зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избегания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.

Государственный долг Беларуси (внутренний и внешний) без учета гарантий, в декабре 2012 года увеличился на 5,9 трлн. BYR и на 1 января 2013 года составил 128,8 трлн. BYR. По сравнению с началом 2012 года данный долг вырос на 12,4 трлн. BYR.

Управление государственным  долгом включает в себя 3 этапа:

1. Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)

2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение кредита и предоставление государственных гарантий)

3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Воробей Г.А. Комментарий к бюджетному кодексу РБ / Г.А. Воробей. – Минск: Дикта, 2010.

2. Воробьев В.А. Макроэкономика / В.А. Воробьев [и др.]; под ред. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009.

3. Гусаков, Б. Оценка  последних событий в финансовой  сфере Беларуси / Б. Гусаков // Вестник  Ассоциации белорусских банков. – 2009. – № 6. – С. 27–29.

4. Дрозд, Н.Внешний  долг: параметры и пути стабилизации // Финансы, учет, аудит. – 2010. – №1. – С.63–67.

5. Жук, И. Внешний  долг Республики Беларусь: динамика  и современное состояние / И.  Жук // Банкаускi веснiк. – 2010. –  № 1. – С. 11–19. 

6. Итоги социально-экономического  развития Республики Беларусь за 2010 г. // Экономический бюллетень. – НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2011.– №2. – С.1–55.

7. Кобринский, Г.Э. Совершенствование  управления государственным долгом  в современных условиях экономики  РБ / Г.Е. Кобринский//Бухгалтерский учет и анализ. – 2011 – №9. – с. 35–38

8. Криштапович, М. Бюджет  – 2010 как результат возможного / М. Криштапо-вич, А. Хотько // Финансы,  учет, аудит. – 2010. – № 4. –  С. 16–18.

9. Криштапович М.В.  Парламент поставил точку в  исполнении республиканского бюджета / М.В. Криштапович, А.В. Хотько // Планово-экономический отдел. – 2011 – №10 (100).

10. Лемешевский, И.М.  Макроэкономика : мировой опыт и  белорусская практика : учебное пособие  для студентов вузов, обуч.по  экон. спец. / И. М. Лемешевский.  – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2009.

11. Логин, И.В. Пороговые  значения для внешних долгов  государства: к проблеме управления  государственным внешним долгом / Логин И.В. // Российское предпринимательство.  – 2009. – № 9, вып. 2. – С. 10–14.

Информация о работе Государственный долг